Просмотр содержимого документа
««Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»»
«Театр- это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем
успешнее идет развитие
духовного мира детей…»
Б.М. Теплов.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:
Приобщение слабослышащих школьников к искусству.
Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи
Условия для проявления самостоятельности и творчества в театрализованных играх:
содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
К играм драматизациям относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.) В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Не только познают, но и выражают с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.
Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.
Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности детей-актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.
Работу со слабослышащими детьми можно организовать следующим образом:
Сначала они знакомятся с инсценировкой. О чём она? Какие события в ней главные?
Затем предлагается детям представить героев инсценировки. Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.
Далее распределяются роли и идёт работа над ролью: составляется словесный портрет героя, описывается его жилище, любимые блюда, игры.
После этого, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
В работе со слабослышащими детьми воспитатель может использовать разнообразные творческие методы и приёмы:
Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);
Ситуация «проживания»;
Моделирование;
Ассоциаций;
Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть);
Просмотр видеофильмов;
Слушание аудиозаписи;
Коллаж из сказок;
Музыкотерапия
Содержание деятельности включает в себя:
Артикуляционную гимнастику;
Чистоговорки и скороговорки;
Загадки;
Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
Упражнения на имитацию движений;
Упражнения на активизацию словарного запаса;
Упражнения на формирование разговорной речи;
Игры со словами и без слов;
Хороводные игры;
Подвижные игры с героями;
Обыгрывание эпизодов;
Инсценирование сказок, потешек, стихов;
Показ театрализованных представлений.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности детей:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:
приобщать детей к театральной культуре
обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
организация выступлений детей старших классов перед младшими классами.
Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.
Работая над этой темой , я увидела следующий результат: дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; овладели навыками выразительной речи (устраивали конкурсы чтецов); у детей пополнился словарный запас; научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией (показывали инсценировку сказки «Красная шапочка», пальчиковый театр «Маша и Медведь», «Три поросенка», инсценировку басни «Стрекоза и Муравей» ); дети много рисовали по сказкам, изготавливали настольный театр, кукольный театр по сказкам.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей слабослышащих школьников.\
Областная специальная школа-интернат для детей
с нарушением слуха
Доклад:
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»