kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»»


                                                 «Театр- это волшебный мир.

                                                                            Он дает уроки красоты,

                                                                            морали и нравственности.

                                                                      А чем они богаче, тем

                                                                           успешнее идет развитие

 духовного мира детей…»

Б.М. Теплов.

       Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

     Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение слабослышащих школьников к искусству.

  • Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.

  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи



Условия для проявления самостоятельности и  творчества  в театрализованных играх:

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

  • педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.

       Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

К играм драматизациям относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.) В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.  Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми     сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.       

     Любимый   литературный   жанр детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Не только познают, но и выражают с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем.  Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

  • Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности детей-актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль, ребенок   может не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.  

Работу   со слабослышащими детьми можно организовать   следующим   образом:

Сначала они знакомятся с инсценировкой.  О чём она?  Какие   события   в ней главные?

Затем предлагается детям представить героев инсценировки.  Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.

Далее распределяются роли и идёт работа над   ролью: составляется   словесный   портрет   героя, описывается   его   жилище, любимые блюда, игры.

После этого, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Участие   детей   в   действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

В работе со слабослышащими детьми воспитатель может использовать разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);

  • Ситуация «проживания»;

  • Моделирование;

  • Ассоциаций;

  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть);

  • Просмотр видеофильмов;

  • Слушание аудиозаписи;

  • Коллаж из сказок;

  • Музыкотерапия

Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную  гимнастику;

  • Чистоговорки и скороговорки;

  • Загадки;

  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;

  • Упражнения на имитацию движений;

  • Упражнения на активизацию словарного запаса;

  • Упражнения на формирование разговорной речи;

  • Игры со словами и без слов;

  • Хороводные игры;

  • Подвижные игры с героями;

  • Обыгрывание эпизодов;

  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;

  • Показ театрализованных представлений.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности детей:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной  деятельности

  • побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;

  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:

  • приобщать детей к театральной культуре

  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

  • организация выступлений детей старших классов перед младшими классами.

Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.

Работая над этой темой , я увидела следующий результат: дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; овладели навыками выразительной речи (устраивали конкурсы чтецов); у детей пополнился словарный запас; научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией (показывали инсценировку сказки «Красная шапочка», пальчиковый театр «Маша и Медведь», «Три поросенка», инсценировку басни «Стрекоза и Муравей» ); дети много рисовали по сказкам, изготавливали настольный театр, кукольный театр по сказкам.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей слабослышащих школьников.\

Областная специальная школа-интернат для детей

с нарушением слуха







Доклад:

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»





Подготовила воспитатель:

Никитина Н.Г










Уральск 2021г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Никитина Нина Георгиевна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства