kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»»


                                                 «Театр- это волшебный мир.

                                                                            Он дает уроки красоты,

                                                                            морали и нравственности.

                                                                      А чем они богаче, тем

                                                                           успешнее идет развитие

 духовного мира детей…»

Б.М. Теплов.

       Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

     Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение слабослышащих школьников к искусству.

  • Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.

  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи



Условия для проявления самостоятельности и  творчества  в театрализованных играх:

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

  • педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.

       Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

К играм драматизациям относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.) В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.  Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми     сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.       

     Любимый   литературный   жанр детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Не только познают, но и выражают с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем.  Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

  • Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности детей-актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль, ребенок   может не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.  

Работу   со слабослышащими детьми можно организовать   следующим   образом:

Сначала они знакомятся с инсценировкой.  О чём она?  Какие   события   в ней главные?

Затем предлагается детям представить героев инсценировки.  Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.

Далее распределяются роли и идёт работа над   ролью: составляется   словесный   портрет   героя, описывается   его   жилище, любимые блюда, игры.

После этого, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Участие   детей   в   действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

В работе со слабослышащими детьми воспитатель может использовать разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);

  • Ситуация «проживания»;

  • Моделирование;

  • Ассоциаций;

  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть);

  • Просмотр видеофильмов;

  • Слушание аудиозаписи;

  • Коллаж из сказок;

  • Музыкотерапия

Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную  гимнастику;

  • Чистоговорки и скороговорки;

  • Загадки;

  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;

  • Упражнения на имитацию движений;

  • Упражнения на активизацию словарного запаса;

  • Упражнения на формирование разговорной речи;

  • Игры со словами и без слов;

  • Хороводные игры;

  • Подвижные игры с героями;

  • Обыгрывание эпизодов;

  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;

  • Показ театрализованных представлений.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности детей:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной  деятельности

  • побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;

  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:

  • приобщать детей к театральной культуре

  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

  • организация выступлений детей старших классов перед младшими классами.

Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.

Работая над этой темой , я увидела следующий результат: дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; овладели навыками выразительной речи (устраивали конкурсы чтецов); у детей пополнился словарный запас; научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией (показывали инсценировку сказки «Красная шапочка», пальчиковый театр «Маша и Медведь», «Три поросенка», инсценировку басни «Стрекоза и Муравей» ); дети много рисовали по сказкам, изготавливали настольный театр, кукольный театр по сказкам.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей слабослышащих школьников.\

Областная специальная школа-интернат для детей

с нарушением слуха







Доклад:

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей слабослышащих школьников»





Подготовила воспитатель:

Никитина Н.Г










Уральск 2021г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Никитина Нина Георгиевна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства