Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: презентация «Светлый праздник – «Пасха», мультимедиа, ноутбук, экран, силуэты яиц из соленого теста, кисточки, клей ПВА, ножницы, салфетки с рисунками, пластмассовые яйца для игр, 4 шляпы, альбомные листы, макеты яиц для декупажа, весенние воротики, ветка вербы, колокольчики, деревянные ложки, корзинки (2 шт), деревянные ложки (2 шт), большая корзинка, карусели из ленточек (2 шт), деревянные досочки (2 шт).
Музыкальное оформление: песня «К нам пришла весна» (авторы Л. и С. Ершовы), колокольный звон, музыка для танца «Уборка», музыка для конкурсов, игра – песня «Карусель», песня «Весна – красна».
В музыкальном зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей)
(Под музыку колокольного звона дети заходят в зал)
Ведущая: Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости. Милости просим! Пусть наша встреча будет светлой и радостной! Ведь посвящена она светлому празднику Пасхе! (Слайд 1) Сегодня Пасха – самый важный и торжественный христианский праздник. Пасха празднуется всегда весной и всегда в воскресенье. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
(Слайд 2) Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых.
(дети читают стихи)
1 ребенок: Из страны далекой
Ласточки летят,
Весело щебечут,
Людям говорят:
«Люди, пробудитесь!
К нам весна идет!
А весной и Пасха
Радость вам несет!»
2 ребенок: Пасху открываем,
Праздник начинаем!
Пришла желанная весна,
Ушла зима в седые дали.
Земля воспрянула от сна,
И голубая даль ясна,
И не терзают нас печали.
(Слайд 3) Исполняется песня «К нам пришла весна» (авторы Л. и С. Ершовы)
3 ребенок: Вот и Пасха к нам пришла –
Праздник милый для меня!
Сколько радости принес,
И печали он унес.
4 ребенок: Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
5 ребенок: День становится длинней
Вместе вним бежит ручей
Солнышко смеется,
Звонко песня льётся!
6 ребенок: Птицы радостно запели
Вновь весна – красна идет!
Перед Пасхой за неделю
Первой вербушка цветет!
Ведущая: Как замечательно, что Пасха всегда бывает весной. Ведь весной просыпается, оживает природа, тает снег, капают сосульки с крыш, распускается верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.
(Слайд 4) Таким деревом на Руси считается верба, ведь она начинает цвести раньше всех других деревьев. А маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, да приговаривали: «Верба хлёст, бей до слез. Как вербочка растет, так и ты расти». Перед вами весенние воротики, пройдите под ними.
(Слайд 5) Игра «Весенние воротики»
(Дети проходят в воротики, стоящий перед воротиками воспитатель касается до каждого веточкой вербы)
Ведущая: А сейчас давайте поиграем в игру с веточкой вербы. Приглашайте своих мам, бабушек.
(Слайд 6) Игра «Займи место»
(Дети и взрослые становятся в круг, выбирают водящего.Все идут по кругу, водящий – за кругом, участник говорят слова вместе с ведущим)
С вербой, с вербой иду за тобой,
Коснусь вербой, беги за мной! Хоп!
(Водящий слегка ударяет по спине одного их хоровода. Они бегут в разные стороны. Кто быстрее обежит круг и займет освободившееся место, тот становится водящим, а опоздавший встает в круг)
Ведущая: (Слайд 7) Вся праздничная неделя называется страстной, светлой. Каждый день праздновался по – своему. Великий четверг – чистый четверг, напоминает о последнем причастии. В этот день все люди убираются и наводят порядок и чистоту. Чтобы Пасху встретить дружно, в четверг убраться все нам нужно!
(Слайд 8) Танец «Уборка»
Ведущая: В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. (Слайд 9) На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном или Пасхальный Благовест.
А кто из вас знает, что означает слово «Благовест»?
Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
(Слушание звона колоколов)
Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
Звенят, звенят колокола весенние,
И все надежды в нас проснулись вновь.
Ведь Пасха – это праздник Воскресения,
Пусть с нами будет Вера и Любовь.
А вы, ребята, хотите поиграть с колокольчиками?
(Слайд 10) Игра «Колокольчик, позвони»
(Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке маленький колокольчик. В середине круга стоит водящий. Под музыку дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыки поворачиваются лицом в круг. Дальше звучит новая мелодия, дети звенят в колокольчики и кружатся. Эти танцевальные движения повторяют несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчик на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят: Раз, два, три, Колокольчик, позвони!
Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пытается взять чей – либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга, меняется с водящим)
Ведущая: Со Светлой Пасхальной недели начинались первые весенние хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и песню про весну – красну споем. (Слайд 11)
Хороводная песня «Весна – красна»
Ведущая: Эй, мальчишки и девчонки,
Не хотите ль поплясать?
Свою удаль молодецкую
В пляске русской показать?
(Слайд 12) Оркестр «Танец с ложками»
Ведущая: На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю. Вот моя корзинка – копилка. А в ней рецепты записаны загадками. Ребята, а вы мне поможете отгадать?
(Слайд 13) Загадки:
Цветом бел, внутри желток,
Курочки его несут,
Расскажите, как зовут?
(яйцо)
Нет меня и быть беде!
Каждый повар уважает
И по вкусу добавляет.
(соль)
В оладьи и блины,
В торты, пироги и плюшки
Положить меня должны.
(мука)
Фрукт красив и загорел,
Любят белки грызть его,
Прятать на зиму в дупло.
(орех)
Солнце с южным ветерком
Позаботилось о нем.
Он подсох, теперь, дружок,
Испеку с ним пирожок.
Ты начинку называй
И скорей пойдем пить чай.
(изюм)
Ведущая: Так что же из этих продуктов можно приготовить? (куличи) (Слайд 14)
Дорогие гости, дети, обратите внимание на нашу праздничную выставку. Здесь много крашенных яиц, румяные куличи.
Кулич – это праздничный домашний хлеб. В тесто для кулича кладут много яиц, масла, сахара. Тесто получается очень сдобным и долго не черствеет. Пекут кулич в пятницу, в ночь с субботы на воскресенье его освящают в церкви, а затем едят целую неделю. Вот мы сейчас и узнаем, знают ли ваши мамы, какие ингредиенты кладут в пасхальный кулич.
Игра с родителями «Что в кулич проложим мы»
(Родители громко кричат «Да», если считают, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно.Если нельзя – то еще громче кричат «Нет»)
Я в кулич кладу корицу –
Мед туда же будет литься –
Ванилина порошок –
И овса большой мешок –
Огурцов насыплю я –
А вот бабушка моя,
Сыпала туда муку –
Яйца будут наверху –
В куличе нужна вода –
Ром туда налью всегда –
А еще изюм –
Цукаты –
Гвозди –
Молоточки –
И лопаты –
Творог –
Масло –
Простоквашу –
А еще молитву нашу –
Соль –
И сахар –
И цемент –
И кулич готов в момент!
Молодцы родители! Хорошо знаете рецепты приготовления угощений.
Ведущая: (Слайд 15) А теперь поговорим про традицию красить яйца. К Пасхе яйца красят, расписывают разнообразным рисункам и орнаментом.
(Слайд 16) Происхождение этого обычая по церковному преданию связано в именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и поднеся ему в дар яйцо – как символ зарождающейся жизни и рассказал ему о том, что Иисус Христос воскрес. Император усомнился в ее словах: «Не может быть! Это невозможно! Я поверю в это только после того, как яйцо в твоей руке станет красным, а этого не будет никогда!». И вдруг яйцо в руках Марии Магдалины окрасилось в красный цвет. С тех пор в светлый праздник Пасхи люди дарят друг другу крашенные яйца.
(Слайд 17) А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (ХВ – Христос Воскрес!). Позже яички стали красить в разные цвета (крашенки) и даже расписывать узорами (писанки). Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу. Давайте и мы вместе с родителями распишем яйца красивыми рисунками, орнаментом. Есть такой способ раскрашивания яиц – декупаж. (Слайд 18)
Приглашаю всех участников нашего праздника к столам. Для раскрашивания яиц нам понадобится клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетки с рисунком.
Роспись яиц способом декупаж (совместная деятельность детей и родителей)
Ведущая: Какие красивые получились у вас яйца. А я знаю много игр с яйцами. Поиграем? (Слайд 20)
Игра «Попади в гнездо»
(Приглашаются 4 пары (взрослый и ребенок). На расстоянии от игроков ставится корзина с пластмассовыми яйцами. Родители (мамы, бабушки) держат шляпы. Дети кидают яйцо вовнутрь шляпы. Делается несколько попыток. Выигрывает тот, кто больше попадет)
Игра «Лукошко яиц»
(Дети и родители делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки. Фигурки – это части яиц. Задача команды: как можно быстрее собрать лукошко яиц из частей фигурок)
Игра «Бег с яйцом»
(Играют дети. Две команды. Каждый участник берет большую деревянную ложку, кладет в нее яйцо, добегает до ориентира, прибегает обратно в команду, передает ложку с яйцом другому участнику)
Ведущая: А теперь гости дорогие, выходите поиграть, яйца красные катать.
Игра «Катаем яйца»
(Мама с ребенок берут по 2 яйца (деревянных) и по – очереди катают по досочке, у кого дальше прокатится)
Ведущая: Много разных забав знал народ, это и песни веснянки, качели, карусели. Выходите, ребята и взрослые, на карусели кататься. (Слайд 21)
Игра «Карусель»
(Дети и взрослые держатся за ленточки, бегут по кругу, пропевая слова:
Еле - еле, еле – еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Раз – два, раз – два,
Закружилась голова.
Ведущая: Наш праздник подходит к концу, и сейчас я предлагаю вам вместе оформить на память о нашем празднике – пасхальные открытки.
(Слайд 22) Оформление «Пасхальная открытка»
(Дети и родители составляют открытки на листе бумаги из вырезанных картинок. Картинки нужно выбрать самостоятельно из корзинки. В корзинке – Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако, танк, елочка, корзинка с грибами, тучка, снежинка, ягодка, стул, костер)
Ведущая: Какие замечательные открытки у нас получились. Я желаю вам всем праздничного весеннего настроения.
Друг друга в теплые объятья
Спешите радостно принять!
Забудьте ссоры и оскорбленья!
Да светлый праздник Воскресенья
Ничто не будет омрачать.
Поиграем в игру «Объятия»?
Игра «Объятия»
(Дети и родители образуют два круга. Дети – во внутреннем круге, родители – наружный круг. Под музыку каждый круг двигается. Музыка останавливается, родители и дети встают парами и обнимаются).
Ведущая: А какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог, и колбаса, и крашеные яйца – все самое лучшее выставляется на стол.
Пасха – праздник самый светлый,
Самый лучший и большой!
Долгожданный и желанный,
Самый добрый и родной!
Приглашаю всех к праздничному столу на чаепитие.
Чаепитие в группе.
(Под веселую музыку дети и родители проходят в свою группу)