Статья. "Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта."
Статья. "Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта."
Статья описывает методы и приемы работы с кинетическим песком. В статье определены критерии подбора материала и основные нормы и правила работы с кинетическим песком в условиях школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. "Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта."»
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материала, который не оставляет следов и не липнет к рукам
Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени.
Игра с кинетическим песком очень нравится малышам, ведь для нее не нужны специальные инструкции и руководства. При помощи кинетического песка ребенок может развить фантазию, улучшить моторику рук и развить тактильную чувствительность.
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения; - Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами. - Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствует развитию элементарных навыков общения.
Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства, и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации. Специальные игровые упражнения с применением песка могут также быть полезны в качестве эффективного терапевтического средства, например, для снятия синдрома детской гиперактивности и лечения аутизма.
Упражнения в песочнице.
Вариантов игры с умным песком существует великое множество. В первую очередь позвольте ребенку поэкспериментировать самостоятельно. Он наверняка найдет не один десяток способов на практике применить необычные свойства материала.
После знакомства с материалом можно предложить ребенку включить в игру дополнительные принадлежности, такие как формочки, совочки. В такой набор, например, могут входить пластиковые ножи, позволяющие вырезать фигуры из песка; сложные формочки, дающие возможность воздвигать невероятные конструкции из послушного материала; шприцы, при помощи которых можно выдавливать из песка цилиндры абсолютно правильной формы.
Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник вдохновения. Вот некоторые примеры игр с его применением.
Упражнения для развития мелкой моторики:
- Игра «Пекари» месить песок как тесто, лепить лепешки, пирожки. - Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора. -
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»-щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелкать, «скакать по песку»
«Качели»-языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку
«Часики»-языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку
Автоматизация звуков
«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками
«Прыжки по камням». Дети лепят из песка болото, камни, лягушку. Перепрыгивая с одного камня на другой, проговаривают слоги
«В поисках клада». Дети ищут в песке картинки, предметы, найдя картинку проговаривают: « Я нашел шапку….»
Развитие фонематических процессов
«Спрячь ручки»- прятать руки в песок, услышав заданный звук
«Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоги
«Водолаз»- со дна с песком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками
«Два моря»- ребенок опускает предметы, картинки с дифференцируемыми звуками. Опускает их в разные «моря»
«Клад»- под песком спрятаны предметы, игрушки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество, а затем по их количеству придумывает слово
«Исправь ошибки» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку или убирает лишнюю полоску
«Раздели слово на слоги»- логопед произносит слово, ребенок чертит столько полосок, сколько слогов
«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кружков, сколько слогов
Совершенствование грамматического строя речи
«Идут медвежата»- ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на песок
«Прыгают зайчики»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направления
«Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных. Пальцами делаем следы к животным, затем называем, чьи это следы. Например: следы льва - львиные и т.д.
«Кого (чего) не стало?» - усвоение категории родительного падежа. Взять 3-4 фигурки животных, одну спрятать в песок. Затем спросить у ребенка «кого не стало?».
«Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Обучение грамоте
«Знакомство с буквами»- логопед произносит звуки, ребенок пишет буквы
«Слепи предмет на заданный звук»- ребенок придумывает слово на заданный звук, лепит из песка предмет
«Слепи букву» из песка можно хорошо лепить буквы и цифры, слепленные самостоятельно, они лучше запоминаются.
Связная речь
«Дорисуй картинку и составь предложение»- логопед рисует на песке предмет, ребенок дорисовывает следующий предмет и составляет по ней предложение
«Начни предложение»- ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, другой ребенок заканчивает фразу
«Придумай сказку»- дети лепят из песка персонажей и одновременно рассказывают сказку. При этом одни объекты и предметы трансформируются в другие.
В песочнице можно обыграть любую ситуацию, сказку с героями. Дети, как правило, активно взаимодействуют, не боятся речевого общения
Поскольку развитие мелкой моторики играет огромную роль в формировании речевой активности детей, то можно сказать, что кинетический песок – это идеальный материал. В процессе работа с ним развивается мелкая моторика, речь и фантазия.