Статья "Пути сотрудничества специалистов и родителей в обучении и воспитании детей с ТМНР"
Статья "Пути сотрудничества специалистов и родителей в обучении и воспитании детей с ТМНР"
В 1989 году (20 ноября) Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Статья 2 КПР впервые устанавливает прямую обязанность ОУ в отношении обеспечения всех прав ребенка без какой-либо дискриминации, включая состояние здоровья. Кроме того, в статье 23 КПР специально говорится о праве детей с инвалидностью на помощь для обеспечения им доступа к образованию так, чтобы это способствовало их вовлечению в социальную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Пути сотрудничества специалистов и родителей в обучении и воспитании детей с ТМНР"»
Пути сотрудничества специалистов и родителей в обучении и воспитании детей с ТМНР
Учитель
С.Н. Набокина
В 1989 году (20 ноября) Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Статья 2 КПР впервые устанавливает прямую обязанность ОУ в отношении обеспечения всех прав ребенка без какой-либо дискриминации, включая состояние здоровья. Кроме того, в статье 23 КПР специально говорится о праве детей с инвалидностью на помощь для обеспечения им доступа к образованию так, чтобы это способствовало их вовлечению в социальную жизнь.
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 03.05.2008 г и Федеральный Закон № 46-ФЗ от 03.05.2012 г «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» закрепляют основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью. В статье 24 «Образование» говорится: « При реализации этого права государства- участники обеспечивают, чтобы
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования. А дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательно начального образования или среднего образования».
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТМНР рассматривается как комплексная технология медико-психолого-педагогической поддержки помощи ребёнку и родителям (лицам из заменяющим) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Основная задача сопровождения - создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения и обучения.
В нашей совместной работерешаются следующие задачи:
диагностические, образовательные,воспитательные, коррекционно-развивающие и оздоровительные.
Среди диагностических задач ведущей является организация комплексного психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательногопроцесса и одновременно вцеляхразработки индивидуальной программы развития ребенка.
Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности.
Воспитательныезадачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Коррекционно-образовательная работа направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей (лиц их заменяющих) отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Оздоровительныезадачи направлены на защиту, сохранение и укрепленние здоровья ребенка с ТМНР.
Перечисленные задачи решаются всеми специалистами нашего коррекционного образовательного учреждения и воспитателями ЗДДИ в тесной взаимосвязи, на основе профессиональноговзаимодополнения.
Программа сотрудничества с семьей (законными представителями) направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (лиц их заменяющих, законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Каковы же основные направлениявзаимодействия с семьей (законными представителями)?
- К работе экспертной группы по разработке СИПР подключаются специалисты и родители или законные представители обучающегося;
- родители (законные представители) участвуют в обсуждении результатов анализа данных и выявление приоритетных направлений в развитии ребенка с ТМНР;
- родители (законные представители) участвуют в разработка плана-графика по уходу и присмотру;
- родители (законные представители) участвуют в разработка программы внеурочной деятельности;
- родители (законные представители) участвуют в разработка программы сотрудничества семьи и специалистов.
Программа сотрудничества с семьей (законными представителями)
1. Выявление запроса семьи на:
- консультирование;
- психологическую помощь;
- участие в семинарах, тренингах и др.;
2. Заключение договора о сотрудничестве;
3. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
Фрагмент программы сотрудничества с семьей(законными представителями)
Задачи: обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР
Возможные мероприятия/Даты
заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО;
обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР;
посещение родителями уроков/занятий;
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома;
домашнее визитирование.
4. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
В работе с родителями (законными представителями) используются следующие формы работы:
- коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель (законный представитель) может видетьдостижения своего ребенка;
семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);