Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "использование программно-методических комплексов для развития слухоречевой функции и формирования коммуникативной компететности"»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
И.В. Хабирова, учитель-дефектолог
ОГКОУ Школа-интернат №87
Сурдопедагоги нашей школы для развития слухоречевой функции и формирования коммуникативной компетентности школьников с нарушениями слухана индивидуальных занятиях, кроме современной звукоусиливающей аппаратуры, используют многочисленные специализированные интерактивные программно-методические комплексы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия неслышащих, формирования коммуникативных умений и навыков. К ним относятся:
-Современный интерактивный программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании «Мерсибо» разработанный с учётом ФГОС нового поколения, предназначенный для детей с нарушениями слуха и речи.
-Мультимедийный программный комплекс «Живой звук» включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, направленных на помощь детям, имеющим нарушения слуха, речи различной степени тяжести и происхождения (голоса, дыхания, звукопроизношения), а также такие расстройства, как ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Разнообразные упражнения и игры этих комплексов позволяют развить у школьника на индивидуальных занятиях речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса, а также способствуют развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, что в свою очередь позволяет улучшить положительную мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность учеников, обогащает словарный запас, внимание, память.
Работая специализированными программно-методическими комплексами на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формирования произношения мы применяем специальные коррекционные приёмы работы над произношением: привлечение слухового самоконтроля, подражание артикуляции педагога, использование тактильно-вибрационной чувствительности, элементов фонетической ритмики. При работе с модулями программ используем дополнительный набор наглядного материала – картинок и табличек с речевым материалом в зависимости от темы занятия. Работая над ритмической структурой слова, подбираем и используем двух- и трёхсложные разноударные слова. Подбор речевого материала осуществляем с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и произносительных возможностей неслышащих детей.
Мультимедийные программные комплексы, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации неслышащего ребенка. Обучение с применением комплексов в нашей работе становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедийных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с нарушениями слуха. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. В работе сурдопедагога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить