Просмотр содержимого документа
«Статья "Из опыта работы по обучению и социальной адаптации обучающихся с РАС "»
Расширение уровня социально-адаптивных и профессионально- ориентированных возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) (опыт работы).
Я учитель 6б класса, в котором обучались дети с Вариантом 8-4 и 8-3. У всех детей были нарушения речевого развития это вызывало трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Дети сторонились тактильного контакта, практически полностью отсутствовал и зрительный контакт, присутствовали неадекватные мимические реакции и были трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбались, У детей отсутствовала способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечалось отсутствие сопереживания другим людям. Дети вместе со взрослым не сосредотачивались на одной деятельности, не шли на контакт с другими детьми или избегали его, им трудно было сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны были уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Проводилась систематическая работа по обучению говорящих и малоговорящих детей. Чтобы дети понимали нас , из речи вычленялись ключевые слова и говорились краткие фразы. Вопросы. Чтобы привлечь внимание детей , была оформлена доска с карточками «Смотри», «Сиди правильно», «Тихо», «Сначала», «Потом». Чтобы дети изучали и ориентировались в днях недели, на каждый день ставился бегунок. Так же и с расписанием на каждый день. Потом дети сами следили за бегунком, ориентируясь, когда закончатся уроки. Ещё висели карточки с временем года и месяцем.Доска постоянно работала, карточки менялись, в дальнейшем за ней следили дети, если не хватало какой-то карточки с месяцем, Майя рисовала, вырезала и вывешивала на доску.
Сейчас дети начали сопереживать друг другу: если нужна помощь , чтобы одеться, разуться, они всегда придут на помощь. Появилась необходимость вместе играть в игры на переменах. Игры были примитивными: дети брались за руки и просто двигались по кргугу «паровозиком», но это доставляло им большое удовольствие. Дети стали выражать свои эмоции, говорить или показывать, когда больно, проситься в туалет, просить кушать, пить. Спокойно реагировали на музыку, на смену обстановки, на голос учителя.
У детей было нарушение исследовательского поведения: их не привлекала новизна ситуации, не интересовала окружающая обстановка, не интересны были игрушки. Поэтому дети чаще всего использовали игрушки необычно, например, Слава мог не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс или крутить верёвочку. Виктория любила сажать в коробки игрушки и долго кружиться. Майя , играя с игрушками, использовала диалог из мультфильмов.
В данный момент Вячеслав научился катать машинки. Вика стала играть в настольный театр и озвучивать голоса героев, меняя интонацию. Майя начала использовать в играх школьныеситуации, уроки, стала играть в «Школу»; «В гостях»; «В магазин».
Были нарушения пищевого поведения: дети были крайне избирательны в предлагаемых продуктах, еда вызывала у детей брезгливость, опасность .
У Виктории и Константина были свои предпочтения в еде. Виктория категорически отказывалась от еды , говорила спасибо и уходила. Сейчас девочка отказывается только от супа, все вторые блюда и салаты , компот она стала кушать.В её рационе появились новые блюда, которые она даже дома не ела , а в школе ест с удовольствием. Костя любит только хлебо-булочные изделия и молоко, какао.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Такими были Вячеслав с Викой, на прогулке они убегали. Пришлось некоторое время водить их за руку, потом начали играть с Викой в игру «АУ», она стала возвращаться. В данный момент далеко от педагога не отходит. Так же она залазила высоко на лестницу и не могла слезть, пока не научилась с помощью учителя перставлять ноги и слазить с высоты. Был у детей и страх перехода по подвисным мостикам. Их обучали дети, которые не боялись, преодолев страх, все стали ходить по мостику.
Обучающиеся с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
В данный момент дети научились сами одеваться и раздеваться, обуваются, застёгивают замки с незначительной помощью. Дети приучены к порядку, знают место каждой вещи, если видят, что вещь не на своём месте, обязательно кладут на место. Майя , глядя на педагога, стала вытирать доску после урока. За ней подтянулись другие дети. Так же девочка подметает, если видит мусор. И делает это с максимальным старанием.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
С самого начала я наблюдала за детьми и старалась увидеть , что больше всего нравится детям. Виктория категорически не садилась за парту, но заметив, что она садится, когда я включаю телевизор, я стала оставлять включенную кнопку экрана и тогда могла несколько минут уделить занятию . Была проблема у девочки, когда она видела круглые предметы (мячи,шарики) она возбуждалась и старалась всё разбросать или выбросить в окно. Тут мне помог приём педагога Юлии Эрц , которая советовала на своих курсах предлагать подкидывать салют в виде разноцветных конфити. Этот приём сработал и девочка забыла, что надо разбрасывать игрушки. В данный момент остались только апплодисменты после успешно выполненного задания.
Так же , чтобы выработать усидчивость у детей, на доске повесила полосы настроения и поведения, как советовали на онлайн-семинаре директора ФРЦ МГППУ А. В. Хаустова. Кода менялось настроение у ребёнка, я меняла смайлика с плохим настроением, что не нравилось им и дети старались контролировать себя; так же и с поведением. Три полосы поведения : отличное, хорошее и плохое. Никто не хотел находится на чёрной полосе с плохим настроением, поэтому пытались справляться. Работали и со вспышками агрессии по любому поводу : учились гасить , хаотично рисуя на бумаге, рвали бумагу, учились спокойно дышать, становились рядом и разговаривали, обнимали.
Вся работа с детьми с РАС была направлена на оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя и медикаментозную помощь, помогла адаптироваться в социуме. Уходит на второй план стереотипичное поведение – прыжки, хождение на носках, повторение слов, вращение предметами, неадекватный смех, плач, агрессия.
Большую помощь в работе оказывали родители: все рекомендации, которые давались по коррекции поведения и методике обучения, систематически выполнялись. Проводились обучающиеся тренинги и семинары для родителей. Они были активными участниками совместных праздников и мероприятий с детьми. Развивали эстетические чувства детей, художественного восприятия : водили детей в цирк. театр, посещали городской музей, музыкальный кружок, кружок рисования. Способствовали формированию коммуникативных навыков. Проводились совместые мероприятия с детьми других классов : беседы, игры «Формирование основ безопасности», создавали свои ролики, учили стихи.
Успешность перехода на другую ступень развития и обучения зависит от того, как ребёнок стал обучаться по предметам: научился писать, считать, отвечать на вопросы, понимать прочитанное, взаимодействовать с другими детьми, справляться со стереотипным поведением, гасить в себе агрессию, контактировать со сверстниками.,обслуживать себя.
Удетей с РАС появились достижения:
обретение способности к волевым усилиям, нравственным поступкам;
обретение способности не теряться в новой жизненной ситуации, принятие ответственности за свой выбор;
умение адекватно вести себя, находясь рядом со сверстниками;
преодоление страха перед общением, проявления социальной мотивации;
удовлетворять потребности детей в самовыражении;
освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих учащимся успешно действовать в современном обществе;
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей;
осознание привлекательности тех или иных видов человеческого труда;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям;
соотнесение желаемого и реально достижимого в отношении профессионального самоопределения;
повышение психологической удовлетворенности через результаты своей деятельности;
приобретение умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, пониманию других людей;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных ситуациях, умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Важно подчеркнуть, что при подборе возможной профессии или способов занятости ребенка с РАС специалисты и родители должны понимать, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.
Аутисты работают с такой тщательностью и вниманием к деталям, со столь фантастической точностью, что для некоторых профессий более подходящих специалистов просто не найти. Но даже при высокой хорошей подготовке шансы на рынке труда у аутистов - минимальные.
Существует масса профессий и сфер деятельности, где такие качества, как аккуратность, педантичность и склонность к порядку просто необходимы.
Какие професии может получить подросток с РАС : уборщик, дворник, расстановщик товара в гипермаркетах; сортировщик деталей на фабрике; рабочий в Зелёном хозяйстве и т.п.
Учитывая особенности своего развития, подросток с РАС должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности. Во-первых, он должен представлять, чего он хочет, желания, интересы, что его привлекаети вызывает положительные эмоции. Во-вторых, что подросток с РАС может, способностикак актуальные, так и потенциальные. В-третьих, что надо на рынке труда вопределённый период. В идеальной ситуации должны учитываться все три единицы, чтобы человек был удовлетворён своей работой (хочу), чтобы у него хорошо получалось выполнять профессиональные обязанности (могу), и чтобы в обществе была востребована данная профессия (надо).
На наш взгляд, необходимо создать общую структуру, в которой государство вместе с родительскими группами, будут работать над созданием системы сопровождения людей с РАС с раннего детства и на протяжении всей жизни.
Очень важна система специального образования, способствующая найти свое место в жизни: многие из них с радостью будут заниматься в художественных мастерских, работать в сельском хозяйстве, получать навыки гончарного дела и т. д. Все это создает уникальную возможность социализации – ребенок научится что-то делать, а в последствии может улучшить свою профессиональную ориентацию.
Следует помнить, что взрослый аутист имеет такие же признаки, как и детский: неумение общаться, нежелание контактов с окружающими людьми. Многие аутисты «думают иначе» и поэтому способны найти для привычной работы нетрадиционный подход. Среди них есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем успешные состоявшиеся в жизни люди.
По мнению специалистов, аутисты обладают хорошими аналитическими способностями и высокоразвитым логическим мышлением, они способны серьезно концентрироваться на одной проблеме. У людей с аутизмом также часто выражено нестандартное мышление, и они всегда говорят правду .
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям человека с РАС.