На современном этапе развития школьной системы происходят преобразования, как в области основного общего образования, так и в сфере коррекционного обучения детей с умственной отсталостью. В настоящее время наблюдается значительное количество детей с трудностями в учебе, вызываемые различными отклонениями в развитии. Дети с умственной отсталостью характеризуются инертностью психических процессов и нарушением динамики их формирования на протяжения всего периода детства. Это требует организации коррекционной-педагогической работы, направленной на стимуляцию развития психических процессов.
Одной из главных задач коррекционно-педагогической деятельности учителей становится работа по развитию произвольного внимания учащихся, как в процессе школьных занятий, так и в период самоподготовки к урокам.
В педагогической практике используются различные пути активизации процесса развития произвольного внимания обучающихся с умственной отсталостью в условиях самоподготовки к урокам. Однако, как показывает практика, структура и содержание образования в коррекционных классах имеют свои особенности, а характер усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью значительно отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение самоподготовки к урокам.
Особенностью нарушения умственных способностей школьников является недоразвитие познавательной способности, эмоционально волевой сферы, моторики и других сторон психической деятельности ребенка, которые возникают вследствие нарушения свойств памяти, мышления, речи, восприятия и внимания.
С.Д. Забрамная отмечает, что психика ребенка с умственной отсталостью не похожа на психику нормального ребенка из-за «незрелости высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения»1. Известно, что при различных поражениях головного мозга возможно ослабление нервных процессов возбуждения или торможения.
По определению Л. С. Выготского, «высшие психические функции, т.е. высшие формы памяти, мышления, характера, продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью»2.
Итак, к особенностям развития умственно отсталых школьников относится нарушение внимания, и если раньше отклонения в развитии внимания квалифицировались как «дефект, сопутствующий умственной отсталости», то в настоящее время ученые считают, что нарушение произвольного внимания у умственно отсталых школьников поддается корректировке при раскрытии потенциальных возможностей самого ребенка. Для этого необходим правильный выбор средств и приемов дальнейшей коррекционной работы.
В специальной литературе отсутствуют сведения и конкретные статистические данные, характеризующие процентное количество умственно отсталых, с нарушением произвольного внимания детей. Однако исправление недостатка внимания детей под воздействием коррекционно-направленного обучения, осуществляемого в коррекционной школе, в научной литературе рассматривается. Ученые-исследователи проводят сравнительные экспериментальные работы по развитию внимания умственно отсталых и нормально развивающихся школьников, делают аналитические выкладки.
По ряду показателей основных свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) дети с умственной отсталостью значительно отстают от учеников обычной школы. С.Д. Забрамная отмечает, что в процессе коррекционной работы в младших классах школы с 1 по 3 класс в связи с продвижением детей в общем развитии у школьников с умственной отсталостью обнаруживается повышение показателей внимания.
Темп развития внимания у детей с умственной отсталостью неодинаков. У детей с неосложненным типом дефекта он оказывается наиболее быстрым и к 3 классу у них показатели свойств внимания отстают в меньшей степени от характеристик детей с нормальным интеллектом.
Известно, что вниманиехарактеризуется небольшой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. У детей с нарушением интеллекта в основном недостаточно развито произвольное внимание, и, отчасти, непроизвольное. Это связано с тем, что такие дети не пытаются преодолеть трудности в работе и бросают занятие, не завершив его выполнение. У них обнаруживается слабость произвольного внимания, потому что в процессе обучения происходит частая смена объектов внимания.
Ощущение и внимание – это процессы отражения действительности. С.Д. Забрамная отмечает, что внимательно воспринимать можно «те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т. д.), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе внимания»3. У детей с нарушенной нервной системой внимание формируются замедленно. Замедленность темпа внимания у умственно отсталых детей сочетается со значительным сужением объема увиденного материала.
Известно, что большую роль в развитии внимания играют слуховые восприятия, которые связаны с речью. С помощью речи человек мыслит, выражает свои мысли, контролирует внимание. У детей с нарушением интеллекта из-за отсутствия произвольного внимания наблюдается недоразвитие речи, проявляющееся в бедности словарного запаса и косноязычии. Существует специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, которое предусматривает развитие мышления и внимания, отсутствие которых затормаживает и затрудняет познание окружающего мира.
Х. С. Замский указывал на то, что «умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике».
У детей с умственной отсталостью ослаблены не только внимание, но и навыки простого чтения, письма, а для полного усвоения домашнего задания материал нужно закреплять многократно на протяжении 10-20 дней, потому что механическая память при умственной отсталости не страдает.
Характерной особенностью всех детей с умственной отсталостью из-за отсутствия внимания и других свойств является неумение заучивать и вспоминать пройденный материал. Неумение припоминать важные сведения наступает вследствие охранительного торможения и отличается от забывчивости.
Известный ученый 19 столетия Эдуард Сеген «считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по Сегену, характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания – вывести слабоумного из инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений следует развивать двигательные способности, органы чувств, мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершиться воспитание слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств»4.
Рассматривая проблему внимания, было определено, что отсутствие внимания не является психическим процессом, а является психическим состоянием и зависит от настроения учащегося и от окружающей среды. Особенности нарушения внимания школьников с умственной отсталостью должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в коррекционной. Воспитание внимания у детей с умственной отсталостью, как известно, связано с формированием их личности и таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. В результате научных исследований было обнаружено, что для детей с умственной отсталостью характерна узость внимания, в пределах 1-2 объектов. Устойчивость внимания при выполнении работы сохраняется лишь в продолжение 5-10 минут. Распределить внимание на два вида деятельности дети не могут.
У школьников со слабой формой нарушения интеллекта наблюдается небольшое отставание от нормы в показателях объема, устойчивости и распределения внимания, а также в динамике их развития. С.Д. Забрамная пишет, что объем внимания уравновешенных детей меняется гораздо быстрее, чем у других в зависимости от предварительного знакомства с объектами и качества предоставляемой информации по предмету5.
Педагоги отмечают, что для развития ребенка с нарушенным интеллектом большое значение имеет хорошая материальная база и условия жизни. Огромную роль в адаптации ребенка имеет окружение – близкие люди, добрые учителя и воспитатели.
Таким образом, можно утверждать, что внимание младшего школьника с умственной отсталостью постепенно может развиваться и способствовать социально-трудовой и коллективной адаптации в обществе.
Исследователь А.Н. Ляшенко выделяет четыре группы обучающихся с умственной отсталостью при самоподготовке6.
Первая группа характеризуется относительно высоким уровнем самостоятельности детей и их осознанным уровнем освоения школьного материала. Для них роль педагога в процессе самоподготовки второстепенна;
Вторая группа детей обладает менее совершенной организацией самостоятельной работы. Характерной особенностью этой группы детей является также и недостаточная целенаправленность самостоятельной деятельности. Легкие задания такие учащиеся могут выполнять сами, но при некотором усложнении их нуждаются в ориентирующей и направляющей помощи педагога. В условиях полностью самостоятельной работы учащиеся данной группы усваивают материал гораздо менее полно и осознано, чем ученики первой группы.
Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем развития самостоятельности. Они лишь частично, фрагментарно выполняют отдельные требования в организации работы по самоподготовке, обнаруживают неумение осмысленно пользоваться инструкцией к заданию, не делают попыток проверить правильность выполнения. В процессе работы им нужна значительная текущая помощь педагога, в том числе и корригирующего характера. Но большинство вопросов, касающихся содержания подготовительных заданий, учащиеся этой группы дают ответы неправильные или не отвечают вообще, что свидетельствует о явно слабом влиянии самостоятельной работы на сознательность и полноту усвоения материал.
Четвертую группу составили учащиеся с крайне низким уровнем развития самостоятельности. Характерной особенностью этой группы является, прежде всего то, что они совершенно не умеют подготовиться к выполнению задания, к работе приступают только после неоднократных напоминаний педагога. Выраженные нарушения активного внимания и целенаправленной деятельности, будучи типичными чертами данной группы, проявляются в том, что они не читают условия задания, не знакомятся с его содержанием, не пытаются вникнуть в смысл, работают механически, допуская большое количество ошибок.
Безусловно, познавательная активность учащихся с умственной отсталостью при самоподготовке занижена, потому что ребенок предоставлен сам себе и нет давления со стороны учителя. Опытные педагоги коррекционных школ в условиях самоподготовки советуют предлагать задания не вызывающие больших затруднений у умственно отсталых детей.
Коррекционная направленность самоподготовки школьников с умственной отсталостью заключается в её структуре: меньшее число учащихся в классе, щадящий режим, особенности учебного плана, проведение индивидуальных занятий. Для детей с умственной отсталостью в условиях самоподготовки необходимо последовательное изложение материала небольшими дозами с постепенным его усложнением.
На начальном этапе обучения в целях воспитания у умственно отсталых школьников уверенности в своих силах, им следует предлагать задания, не вызывающие больших затруднений. Так при изучении новой темы даются задания репродуктивного характера: воспроизводящие, тренировочные и обзорные самостоятельные работы.
Воспроизводящие задания требуют от школьников восстановления в памяти изученного материала (например, подчеркнуть букву; слоги жи, ши; какие буквы пишут после ж, ш?).
Тренировочныесамостоятельные домашние задания в условиях самоподготовки требуют от учащихся с умственной отсталостью использования уже выученных понятий, правил в новых упражнениях.
Обзорныесамостоятельные задания используются при самоподготовке по чтению, географии, истории, родному языку и др. Задание заключается в составлении планов, заполнении схем, раскрашивании карт по изученному материалу и др.
По мере дальнейшего изучения темы на самоподготовку даются задания познавательно-поискового, творческого характера.
Задания познавательно – поисковоготипа требуют от учащихся приобретения определенных новых знаний путем самостоятельных поисков в книгах, интернете, СМИ и др. Констатирующиесамостоятельные задания в основном применяют при самоподготовке по естествознанию и географии (например, описание явлений природы).
Логически-поисковые самостоятельные работы требуют от учащихся разнообразных умственных знаний для выполнения заданий (сравнения, сопоставления фактов и явлений, умения сделать выводы и обобщения, раскрыть причинно-следственные связи). Задания творческого типапредполагают творческий процесс (например, по географии – изготовление макетов, моделей; по математике – изготовить модель прямоугольника, куба, цилиндра).
Роль педагога в процессе самоподготовки школьника с умственной отсталостью велика. Учитель должен принимать участие в выполнении работы и контролировать процесс выполнения задания. Под руководством учителя школьники с умственной отсталостью заканчивают самоподготовку почти в одно и тоже время. Объем домашнего задания, согласно рекомендациям С.В. Лауткиной, должен включать7:
а) разбор и фронтальное выполнение части задания в классе с последующим окончанием его на самоподготовке;
б) детальный разбор всего домашнего задания;
в) указания к порядку его выполнения;
г) разъяснение наиболее рациональных приемов работы;
д) разбор отдельных вопросов, вызывающих у учащихся затруднения при выполнении этих заданий.
Контроль за качеством выполнения задания умственно отсталых школьников осуществляется путем фронтального просмотра учителем выполненных работ.
Таким образом, обучение в коррекционном интернате имеет большое значение для развития младших школьников с умственной отсталостью. Коррекционная работа под руководством учителя заключается в исправлении недостатков психофизического развития школьников с умственной отсталостью с помощью использования специальных методических приемов. Такие инновационные приемы способствуют устранению недостатков в учебе и развитию произвольного внимания. Школьники начинают быстрее продвигаются в своем развитии, потому что развитие и обучение на основе принципа коррекции взаимосвязаны между собой. Одним из показателей успешности коррекционной работы развития произвольного внимания может служить уровень самостоятельности учащихся при самоподготовке к урокам.