Просмотр содержимого документа
«Становление современной концепции развития слухового восприятия речи и формирования произносительной стороны речи.»
Становление современной концепции развития слухового восприятия речи и формирования произносительной стороны речи
История вопроса развития слухового восприятия формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФП) у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системы, которая имеет поступательный характер. Педагогическая система РСВ и ФП имеет свои цели, задачи, принципы и методы, несколько отличные от других педагогических систем, и в то же время она является частью общей дидактической системы по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. Современная педагогическая система РСВ и ФП представляет основу для общего развития и формирования произношения у ребенка с нарушенным слухом.
В основу становления современной педагогической системы РСВ и ФП легли научные поиски ученых Ф.A. Pay, В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, Э. И. Леонгард, В. К. Орфинской, Е.П. Кузьмичевой.
В середине 70-х гг. была создана и апробирована система, в основу которой положен принципиально новый подход - развитие слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
В основу этой системы, согласно работам Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1971), Е. П. Кузьмичевой (1991) и др., легли следующие положения:
- нарушенная слуховая функция развивается, как и любая функция, под влиянием целенаправленной работы, так как подчиняется общим физиологическим и психолого-педагогическим закономерностям развития;
- формирование речевого слуха, слуховых представлений носит этапный и фазовый характер, как формирование любых представлений в психологии;
- развитие слухового восприятия в результате упражнений возможно ввиду имеющегося слухового резерва, потенциальных возможностей у детей с нарушенным слухом;
- на развитие речевого слуха оказывает влияние ряд факторов: состояние слуха, общее развитие ребенка, целостность педагогического процесса, уровень развития речи, семантическая, лексическая и структурная сложность речевого высказывания;
- на развитие речевого слуха оказывает положительное влияние сохранность всех анализаторов и степень сохранности слухового анализатора;
- при формировании речевого слуха необходимо использовать звукоусиливающую аппаратуру различного назначения, конечная цель - использование индивидуальных слуховых аппаратов;
- развитие слухового восприятия происходит в ходе специально организованного педагогического процесса;
- развитие слухового восприятия должно опираться на физиологические и психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха.
Реализация этих положений нашла отражение в программах по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи, а также в различных формах организации педагогического процесса: на общеобразовательных уроках, на индивидуальных фронтальных занятиях, во внеурочное время. Часть этих форм организации педагогической деятельности существовала ранее, увеличивалось количество часов индивидуальных занятий в неделю, вводились музыкальные занятия, включающие элементы фонетической ритмики, вменялось в обязанность учителю классов работать над развитием слухового восприятия и формированием произносительной стороны речи в процессе обучения, рекомендовалось развивать слуховое восприятие и слуховое восприятие воспитателю во внеурочное время.
Эти прогрессивные изменения в работе по РСВ и ФП оправдали себя. Результаты работы, как показали исследования Е. П. Кузьмичевой (1983), свидетельствуют о расширении сенсорной базы восприятия речи на слух, слуховое восприятие стало основой для формирования слухоречевой системы у детей с нарушением слуха, сформировалась возможность восприятия на слух речевого материала в результате активизации слуха упражнениями, выявились общие закономерности процесса распознавания речевого сигнала. Созданная педагогическая система развития слухового восприятия дала положительный эффект.
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в образовательной и специальной (коррекционной) школе. Введены стандарты обучения, преобразуется деятельность школы по демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания, развивается творческая преобразовательная деятельность коллективов обучающихся и учителей. Это позволило отдельным школам развернуть опытно-экспериментальную работу, что в свою очередь способствовало созданию региональных стандартов образования. В основе этих исследований лежат следующие положения: регулярная диагностика психического развития учащихся и определения обученности и обучаемости детей; активизация мыслительной деятельности школьников в процессе работы по РСВ и ФП; введение развивающих упражнений в индивидуальные занятия по формированию произношения; использование и разработка современных педагогических технологий в работе по РСВ и ФП; переосмысление содержания программ по РСВ и ФП и их вариативность; создание творческих групп учителей по разработке современных педагогических технологий; активное включение в деятельность учителя способов проектирования индивидуального развития ребенка с нарушением слуха и моделирование учебного процесса по РСВ и ФП с целью оптимизации усвоения учебного материала и улучшения планирования познавательной деятельности учащихся.
Использование названных положений наряду с теми, что были выдвинуты Ф. Ф. Pay (1960), В. И. Бельтюковым (1960, 1977), Л. В. Нейманом (1961), Р. М. Боскис (1963), Е. П. Кузьмичевой (1983), позволили активизировать деятельность учащихся, сделать работу по РСВ и ФП интересной, радостной, желательной для детей и учителя, формировать познавательные интересы учащихся, направленные на овладение способами восприятия речи с помощью остаточного, сниженного слуха, улучшать произносительную сторону речи.
В работе учителя появился творческий подход к процессу обучения, который выразился в подборе современных технологических решений, использовании компьютерных программ специального и общедидактического характера, в поиске методов, приемов и средств, активизирующих мыслительную деятельность учащихся.