kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы работы с безречевыми детьми в основной общеобразовательной школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются диагностики и динамики формирования развития речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы работы с безречевыми детьми в основной общеобразовательной школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»


Способы работы с безречевыми детьми в основной общеобразовательной школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Швагрукова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Широкова Анна Михайловна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 45 г. Томска

Аннотация: в статье авторы предлагают модифицированный комплекс, основанный на обобщенном опыте по изучению эффективных и доступных путей развития компенсаторных механизмов безречевых детей Кирилловой Еленой Владимировной. Он рассматривается как один из возможных путей процесса и организации развития формирования общения и речи у безречевых детей.

Ключевые слова: нарушение речи, безречевые дети, формирование речи, комплекс работы, диагностика, логопед-дефектолог.

Реализация Федерального Государственного Образовательного стандарта школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует осуществить учебно-воспитательную работу, нацеленную на коррекцию, компенсацию и предотвращения вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом личных способностей.

Модифицированный комплекс рассматривается как один из возможных путей процесса и организации развития формирования общения и речи у безречевых детей.

Применяемые способы упираются на проведение принципа последовательного воздействия с использованием сохранных функций для нормализации нарушенных. Успешное формирование общения и речи невозможно без разработки средств и способов, которые обеспечивают реализацию концепции возвратных взаимосвязей.

Целью деятельности специалистов является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствование коммуникаций, успешного усвоения АООП образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи организуется в соответствии с образовательным планом, программой коррекционной работы учреждения и выполняется по следующим параметрам:

1. Обследование речи, коммуникации и мелкой моторики безречевых детей; 2. Направления, задачи и приёмы работы с безречевыми детьми; 3. Динамика формирования речи, общения и мелкой моторики; 4. Консультативная работа; 5. Информационно-просветительская работа.

На начальном этапе важно провести дифференциальную диагностику. Обследование безречевых детей построено как совокупность взаимосвязанных приёмов, заданий, позволяющие выявлять их индивидуальные особенности.















Рис.1 Протокол обследования речи и мелкой моторики безречевых детей
В программу коррекционного курса с безречевыми детьми входит 3 этапа.

На первом этапе происходит развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Задачи этапа: обучать фиксировать взгляд и внимание на предмете; пр ослеживать движения взглядом движение руки, формировать захват руки;























Рис.2 Обследование неречевых функций и невербальных компонентов коммуникации

На первом этапе необходимо работать над формированием зрительного и эмоционального контактов; подбором адекватной аффективной и сенсорной стимуляций. Так же нужно настраивать ребёнка на эмоциональное сопереживание. Повышать уровень общей активности ребёнка. Создавать специальные коммуникативные ситуации. Организовывать различные виды деятельности. Постепенно усложнять формы работы.

На втором этапе: мы переходим к развитию слухового восприятия. Совершенствуем способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Работа должна быть направленна и на зрительно-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; 4. Зрительно-пространственного анализа и синтеза; на развития функции голоса и дыхания, чувство ритма; импрессивной и экспрессивной речи.

На третьем этапе совершенствуются умения, которые были получены на начальных этапах. Применяются приёмы, которые в доступной форме обеспечивают возможность передачи школьникам систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Практический и сенсорный опыт безречевых школьников продолжает расширяться.

Возможности компенсации на этом этапе расширяются за счёт полимодального характера предметно-практической деятельности.

Главной упор определен на формирование произвольной регуляции внимания, формирование возможности к концентрации, расширение рамок общения с окружающими. Выявляются условия, стимулирующие автоматизм, сформированный на начальном этапе.

По итогам занятий показателями речевой активности безречевых детей считаются:

Общее количество вербальных реакций; объём вербальной продукции; использование невербальных компонентов коммуникации.

Неотъемлемым компонентом поэтапного хода работы с безречевыми детьми является организация наблюдения и фиксирование изменений коммуникативного развития и речи.

З адачи: выявить индивидуальные характерные черты безречевого ребёнка, от которых зависит эффективность занятий; отыскать подходящие методы влияния на поведение каждого школьника; проследить развитие составляющих коммуникативной деятельности под влиянием целенаправленной работы и, соответственно корректировать приёмы работы с каждым ребёнком.

Рис.3 Карта коммуникативного развития ребёнка

Критерии оценивания:

0 − Не выполнение задания;

1 − В сопряженном режиме (с помощью взрослого);

2 − Выполняет с затруднениями;

3 − Самостоятельное выполнение.

Обработав все речевые профили, нужно провести мониторинг коррекционной работы в начале и в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.

Подобная форма мониторинга способствует более глубокому изучению речевого развития каждого воспитанника, что, конечно же, помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Рис.4 Мониторинг динамики развития речи безречевых детей








Список литературы:

1. Ванюхина Г.А. Экстернат речевой культуры для дошкольников. М., 2009.

2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.

3. Кириллова Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми // Логопедия. 2005.№3 (9).

4. Кириллова Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей // Детская и подростковая реабилитация. 2007. №1 (8).

5. Кириллова Е.В., Мамаева А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7-9 дет сос ложной структурой дефекта // Детская и подростковая реабилитация. 2007. №2 (9).

6. Кириллова Е.В. логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011. -64с. (Библиотека логопеда). (6).

7. Кириллова Е.В. Учусь слушать и воспринимать. Советы логопеда // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2010. №2.

8. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М., 2010.

9. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. М., 2008.

10. Танцюра С.Ю. Особенности общения детей с неговорящими детьми раннего возраста // Логопед. 2008. №5

11. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребёнком: Метод. Пособие. Сб. №1. М., 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Широкова Анна Михайловна Швагрукова Светлана Викторовна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства