Просмотр содержимого документа
«Социализация младших неслышащих школьников в условиях реализации ФГОС»
Социализация младших неслышащих школьников в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешны в современном мире люди общительные, умеющие наладить контакты с разными людьми, инициативные, творческие, креативные.
Всё чаще в школу приходят дети, которые боятся общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит начальной школе.
Результатом ранней социализации является свободное общение со сверстниками и взрослыми.К сожалению наши воспитанники имеют большие трудности словесного общения.
Нам необходимо делать всё возможное для создания такой речевой среды в школе - интернате, при которой ребята испытывали бы потребность в речевом общении всегда и везде, чтобы речевой запас школьников расширялся и обогащался каждый день за счёт слов, словосочетаний и фраз, необходимость в которых возникает в процессе общения, чтобы речь наших воспитанников была эмоциональной и выразительной . Для интенсификации речевого общения неслышащих воспитанников необходимо расширить речевую среду глухих школьников вне школы (экскурсии на почту, в поликлинику, в магазин); планировать речевой материал не только согласно программным требованиям к обучению разным предметам, но и так называемый бытовой, житейский лексикон для более успешной социализации неслышащих школьников в дальнейшей жизни.
. Дети младшего школьного возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы, им присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.
Любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - характерные черты этого возраста. У ребят продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия).
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Большие возможности для социализации обучающихся имеют занятия внеурочной деятельности по таким направлениям:
спортивное направление,
художественно-эстетическое направление,
познавательная деятельность,
социальное творчество,
духовно-нравственное направление.
В нашей школе социальные ресурсы деятельности младших школьников заложены в программы внеурочной работы обучающихся начальных классов. Внеурочная деятельность осуществляется у нас в школе на следующих занятиях: « Край, в котором я живу»( Воловик), « «Бумагопластика»Широких, «Инфознайка»( Коробанова), «Основы безопасности и жизнедеятельности»(Радионенко), «Адаптивная физкультура»(Малахова. )
Занятия внеурочной деятельности помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Создание условий для успешной социализации обучающихся.
Хочется остановиться на трудностях в социализации неслышащих детей, которые связаны
с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития: замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность, нежелание и неумение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Основной задачей обучения и воспитания неслышащих детей является их социальное развитие: умение общаться с разными людьми, проявлять самостоятельность, уверенность в ситуации выбора, проявлять инициативу, творчество, свои уникальные качества. В своей работе по данному направлению используем следующие виды деятельности, способствующие социализации неслышащих детей:
Занятия по направлению «Социализация и общение» (беседы, классные часы: :«Я- гражданин России», «Я и школа», «Я -дежурный», », «Культура общения- что это?», «Все профессии нужны», «Учёба – мой главный труд», «Волшебный остров», «Подвиг, который мы будем помнить вечно», «Давайте жить дружно» и т.д.; КТД «Мы вместе»).
Труд, игры (игры социально-делового направления).
Экскурсии, связанные с ознакомлением с окружением, жизнью города, деятельностью людей (выезжали на экскурсии: «Главная улица города Хабаровска», «Ледовая сказка»).
Выезды в театры, на концерты, в музеи (выезжали с учениками в краеведческий музей, в художественный музей и посетили выставки: «Изба переселенцев»; «Животные Хабаровского края»; «Рыбы Хабаровского края»; «Русская игрушка»).
Спортивно-оздоровительные мероприятия ( участвовали в соревнованиях по плаванию среди школьников с ОВЗ, в спортивных соревнованиях «Шашечный турнир» ).
Социально- значимые дела (выезжали на экскурсию: «Памятные места города Хабаровска», посещали и ухаживали за памятными местами города, принимали участие в трудовых акциях по уборке школьной территории: «Листопад», «Снежный двор», «Сделаем наш двор чище!»; участвовали в экологической акции «Чистый берег»).
Активное участие в социальных мероприятиях разного творческого направления: (выступление с концертами в Доме ветеранов, в доме культуры Восток, на сцене клуб ВОГ, участие в выставке прикладного творчества, посвящённая 40-летию Дома культуры ВОГ «Восток», участие в школьных мероприятиях: «Осенний бал», «Новогодний утренник», «Конкурсы чтецов», участие в выставке детского творчества, участие в различных конкурсах разного уровня- «Дети – цветы жизни»,фестиваль детского творчества «Звёзды нового века» ).
Привлечение родителей ( классные часы, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в вопросах воспитания, общения и соблюдения слухоречевого режима).
Таким образом, мы создаём условия для интеграции неслышащих детей в общество, в мир слышащих, формируем у них адекватные способы вхождения в социум, через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Организуя совместную деятельность, поощряем вежливое обращение детей друг с другом и взрослыми, учим обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим. Обучаем в приемлемых формах выражать свои эмоции, сочувствовать друг другу. Заботимся об эмоциональном благополучии каждого обучающегося.
Начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Такие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков, помогают общаться, заводить друзей. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив, условие для успешной социализации.