kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение по теме самообразования "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное сообщение может быть использовано педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, для ознакомления и использования в профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме самообразования "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ"»

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





Педагогические чтения



Сообщение по теме самообразования


Развивающие игры как средство формирования

познавательных способностей детей с ОВЗ







Составитель: Т.С. Калабина,

воспитатель I квалификационной категории




Леуши, 2021

Оглавление

1. Введение -------------------------------------------------------------------------------------------------- 3

2. Особенности формирования познавательных способностей

у детей с ОВЗ ------------------------------------------------------------------------------------------------ 4

3. Игра как средство развития познавательного интереса детей с ОВЗ ------------------------- 5

4. Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 9

5. Библиографический список -------------------------------------------------------------------------- 10


































Введение

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) данная проблема стоит особенно остро. Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в особом подходе в образовательном процессе. У детей с ОВЗ наблюдается недостаточный уровень развития познавательной сферы, по причине специфических нарушений в возрастном развитии. Как правило, у большинства таких детей низкий уровень мотивации к обучению, неразвитая работоспособность, самостоятельность и самооценка.      Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя. Поэтому поиск эффективных методов, приемов и форм, развивающих познавательную активность детей с ОВЗ, является актуальной задачей современной школы.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности воспитанника, которая стимулирует любую деятельность на основе познавательного интереса. Поэтому большую роль играет развитие познавательной сферы ребёнка. Воспитанники не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому педагогу необходимо формировать у детей мотивацию на основе познавательного интереса. Воспитаннику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Для детей с ОВЗ развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает воспитанника к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.

Развитие познавательных интересов у детей должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение различных игр и игровых технологий. Поэтому использование игровых технологий я считаю одним из самых эффективных приемов воспитательной работы. Для детей с ОВЗ все запланированные внеклассные занятия должны быть пронизаны элементами игры, содержащими игровые ситуации, это значительно способствует развитию познавательных интересов воспитанников.

Данные выводы определяют цель работы – повышение профессиональной компетентности по теме «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ».

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию познавательной активности детей с ОВЗ.

  2. Выявить особенности формирования познавательных способностей у детей с ОВЗ.

  3. Подобрать и апробировать наиболее интересные и занимательные развивающие игры для формирования познавательных способностей детей с ОВЗ.

  4. Разработать картотеку развивающих игр на формирование познавательных способностей.

Особенности формирования познавательных способностей

у детей с ОВЗ


Вопросы активизации познавательной сферы обучающихся освещались в научных работах педагогов и психологов таких, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Е. Е. Кравцова и других.

Психологи подчеркивают, что развитие познавательной сферы ребенка непосредственно связано с развитием психических новообразований, таких как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Вместе с этим Д.Б. Эльконин акцентирует внимание на том, что развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед.

В современной психологии процесс познания, как отражение окружающего мира, связано с познавательными психическими процессами (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Следовательно, развитие познавательных психических процессов порождает развитие познавательной активности в целом.

Отечественные психологи детально изучили особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников. Большое внимание уделяется изучению восприятия и ощущения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что замедленная восприимчивость, характерная для таких детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. У них крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объяснятся неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого они плохо понимают смысл разговоров окружающих их людей, содержание книг и заданий. Мышление детей с ограниченными возможностями здоровья формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здорового ребенка конкретностью мышления и слабостью обобщений.

Характерной особенностью памяти всех детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, а так же неумение целенаправленно строить свою деятельность.

Память детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Отметим, что у них в большей степени страдает и произвольное внимание, невозможным оказывается сколько-нибудь длительное концентрирование внимания, одновременное выполнение разных видов деятельности.







Игра как средство развития познавательного интереса детей с ОВЗ


Проблема обучения через игру широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Использование игровых методик в коррекционно-развивающей работе педагога как средство развития познавательных интересов и личностной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в возрастной педагогике и психологии. Применение различных игровых методик имеет большое значение в развитии познавательного интереса ребенка, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности учеников в этом процессе.

Игры позволяют активизировать учебный и воспитательный процессы, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику.

Игры помогают расширить представление школьников друг о друге, оказывают психотерапевтический эффект (например, при неадекватной самооценке, неблагополучном статусном положении ребёнка в коллективе сверстников), что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные способности, личностные качества. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

Одной из форм обучения, развивающей познавательный интерес, является развивающая (дидактическая) игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного для школьников учебного материала.

Развивающие дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся в усвоении или применении знаний.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество. Интерес, который удается вызвать у детей во время проведения дидактических игр, резко повышает активность, инициативность даже обычно инертных, вялых детей, дисциплинирует самых трудных и неспокойных. Велика роль интереса в повышении внимательности обычно легко отвлекаемых детей, в снижении быстро наступающего утомления при интеллектуальной работе.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально-волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Избавление от страхов и отрицательных эмоций.

У воспитанников моей группы запас знаний ограниченный, низкий уровень познавательных процессов. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, игровые развивающие задания являются прекрасным дидактическим материалам. Они вызывают восторженные эмоции детей, активизацию внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), навыков общения, эмоционально-волевой сферы.

Хочу выделить необходимые условия применения игры в процессе проведения внеклассного занятия:

– соответствие игры воспитательным целям занятия;

– доступность для воспитанников данного возраста;

– умеренность в использовании игр на занятиях.

Место и характер игры определяется исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать воспитанники.

Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение, что очень важно для детей с ОВЗ.

Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1. Развивающая (дидактическая) игра – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Наиболее важные функции игры:

1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2. Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

3. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

4. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный процесс и во внеурочную деятельность, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей.

Изучение современной педагогической литературы об игре и собственные наблюдения позволяют принять и поверить в следующие требования, которые педагог обязательно должен учитывать при проведении игр:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. 

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. 

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы. 

8. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).


Заключение


Игра является одним из эффективных способов развития и коррекции познавательной сферы ребенка с ОВЗ. Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо пробудить у них интерес к учебным и воспитательным занятиям, концентрировать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать   деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и другие). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит развивающий и познавательный характер.

Важно понять, что использование игр, как средства воспитания и коррекции у детей с ОВЗ, необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. При использовании различного рода игр познавательная деятельность будет иметь еще большую эффективность. Познавательно-развивающие игры формируют устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.

Таким образом, познавательно-развивающая игра позволяет заложить важные компоненты для коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ.




























Библиографический список


1. Горшкова Т. В. Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 10-11.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издат. центр «Академия», 1998.

3. Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. - Екатеринбург, 2004.

4. «Педагогический поиск» — Игровые технологии в образовательном процессе. - М.: «Педагогика», 1988.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: 1985.

7. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2005.

8. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: 1988.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: 1978.


Интернет-ресурсы:

https://moluch.ru/th/4/archive/74/2872/

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405150-razvivajuschie-igry-kak-sredstvo-formirovanij

https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel.html



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калабина Татьяна Сергеевна

Дата: 10.07.2023

Номер свидетельства: 634810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства