kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на всех этапах изучения текста (на индивидуальных занятиях по РСВ иФП)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал по работе над лексической стороной речи у глухих школьников на занятиях РСВ и ФП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на всех этапах изучения текста (на индивидуальных занятиях по РСВ иФП)»

Словарная работа на всех этапах изучения текста


Задача расширения лексического запаса многогранна. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я реализую ее исходя из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, первичное пользование ею (сначала на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово – это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь.

Таким образом, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятельности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащихся выдвигается в качестве одной из целей специально организованного обучения, задачу формирования мыслительных действий, операций, процессов у школьников с нарушениями слуха и множественными нарушениями развития я акцентирую в проведении словарной работы в целом и отдельных ее этапах.

На своих занятиях, включая ребят в активную деятельность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, я подвожу учащихся к практическому (в одних случаях интуитивному, в других – осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.

Рассмотрим, как реализуются данные задачи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Обратимся к р.н.с. «Про Ленивую и Радивую». В тексте этой сказки много незнакомых слов, характеризующих быт и одежду крестьян: хлев, подойник, сарафан, бусы и др. Поэтому работу над текстом я предваряю вводной беседой, в ходе которой объясняются значения незнакомых слов. Для облегчения понимания свой рассказ я часто сопровождаю рассматриванием наглядного материала. Слова, нуждающиеся в объяснении, заранее спроецированы на компьютере.

Например, индивидуальное занятие по РСВ и ФП с Кристиной У. по русской народной сказке «Про Ленивую и Радивую».

Цель. Развитие слухового и слухозрительного восприятия; совершенствование произношения; обучение наблюдениям за сходством и различиями в значениях и формах слов, помощь в установлении дифференциальных признаков частей речи, направленная на общее и отличное в морфемной структуре слов; овладение законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.

Оборудование. ИСА, аппарат «СУВАГ», карточки, таблички, картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вводная беседа.

Запись на компьютере слов, словосочетаний, фраз:

Хлев, подойник, сарафан, башмаки, бусы; в далекие времена, топили печь, нарядные сарафаны; дом крестьянина состоял из двух половин…, в первой – жилой – топили печь, ели, спали, занимались ручной работой: вышивали, ткали, шили.

2. Работа над текстом.

Рассказ учителя.

В далекие времена большинство русских людей жили в деревнях. Посмотри на картину. В таких домах жили крестьяне. Дом крестьянина состоял из двух половин. В первой – жилой – топили печь, ели, спали, занимались ручной работой: вышивали, ткали, шили. Во второй половине дома держали домашний скот. Помещение, где держали скот, называется хлев. Посмотри на картину. Это хлев. Посмотри на другую картинку. Подумай и скажи, какой домашний скот держали крестьяне.

Рассмотрим еще одну картину. На крестьянке сарафан. Сарафан – это русская женская одежда в виде длинного свободного платья с застежкой посередине, без рукавов.

В праздничные дни крестьянки старались выглядеть красиво. Они надевали нарядные сарафаны. На шею – бусы, а на ноги – башмаки.

Далее объясняю слова радивая, ленивая, бусы, сарафан, хлев, подойник, шкатулка.

Предлагаю составить предложения с этими словами, дополнить ими выражения, подобрать синонимы.

Учащийся пересказывает отдельные эпизоды сказки, активно пользуясь усвоенными словами в самостоятельной речи.

Отрывок пересказа сказки «Про Ленивую и Радивую».

3. Итог.

Рефлексия.

- Тебе понравилось занятие?

- Спроси у меня, как ты говорила, слушала?

- Кристина, ты молодец! Внимательно слушала, четко отвечала на поставленные вопросы, правильно пересказывала сказку.

- Занятие окончено. До свидание.

Таким образом, на индивидуальных занятиях школьники пополняют свой словарный запас новыми словами и, опираясь на этот словарь, более глубоко и полно воспринимают содержание читаемого текста.

На мой взгляд, в школьной практике словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (первичное целостное восприятие прочитанного, анализ и обобщение прочитанного).

На каждом этапе словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации.

1. Первичное целостное восприятие текста и подготовки к чтению: выяснение знаний учащихся о той или иной лексики, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных обучающимся слов, формирование умения выражать свое отношение к тексту с помощью оценочной лексики. На данном этапе я подготавливаю ребят к чтению текста определенной тематики. С этой целью провожу беседы, в ходе которых выясняю знания учеников по теме, активизирую и пополняю новыми понятиями и выражениями их речевой запас.

Например, до чтения рассказа И. Соколова-Микитова «Еж» Ксюше С. я задаю вопросы об осени, о жизни лесных зверей в это время года. Девочка вспоминает ранее прочитанные рассказы о природе, о животных. Эти знания систематизируются, и словарь ученицы пополняется новыми понятиями: теплое зимовище, логово и др.

Подготовка к чтению может проходить и на базе иллюстративного материала. Рассматривая картину или серию картинок, близких по тематике к читаемому произведению, на своих занятиях я не только психологически готовлю ребят к изучению данной темы, но и разъясняю часть слов, необходимых для понимания текста. Например, рассматривание на компьютере репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» подготовит учеников к чтению рассказа К. Ушинского «Осень».

Таким образом, при подготовке детей к чтению я, разъясняя ряд слов, использую самые различные методические пути (рассказы о событиях, беседы, рассматривание картин).

Возникновению определенного эмоционального настроя перед чтением текста способствует организация игровых ситуаций.

Например, перед чтением стихотворения И. Сурикова «Зима» Жене И. я заранее предупреждаю мальчика о том, что у него на занятии будет необычный, волшебный гость. Для него Женя готовит в подарок снежинку. На занятии я зачитываю письмо от Феи-волшебницы:

«Дорогой друг! Сегодня я перенесу тебя в Зимнее царство. Для того, чтобы попасть в него, тебе нужно, во-первых, сделать маленький снегопад, потому что Зимнего царства не бывает без снега. Второе, что тебе поможет пасть туда, - это чтение «зимних» стихов. В путь, мой друг! Фея».

После чтения письма я провожу беседу по его содержанию. Чтобы Женя мог ясно выразить свою мысль, на доске записываются основы для построения высказываний по теме.

Вопросы и задания:

- Куда тебя приглашает Фея?

- Какие условия надо выполнить?

- Возьми в руки снежинки, будешь ими размахивать так, чтобы у нас в кабинете пошел снег.

- Какое условие мы выполнили?

- Что надо сделать еще, чтобы попасть в Зимнее царство?

Структура высказываний учащегося:

- Волшебница приглашает нас в (какое?)… (что?)… .

- Для того чтобы попасть в Зимнее царство надо, во-первых, …, а во-вторых, … .

- Это был маленький …, потому что … .

- Вспомнить или прочитать (что) … .

Такая эмоциональная подготовка к чтению обогащает чувственный опыт учащихся с нарушениями слуха и задержкой развития, готовит к их к восприятию текста, а структура ответов помогает им выразить свои мысли.

2. Первичный анализ произведения.

На этом этапе задача словарной работы заключается в помощи учащимся осмысления содержания художественного текста.

Для этого я использую следующие методические приемы: чтение и бесед по содержанию. Обратимся к сказке Г. Цыферова «Ежик». После чтения законченных смысловых отрывков Кристине У. я задаю вопросы к отдельным словам и словосочетаниям и с помощью специальных приемов объясняю словарь. Например, - Когда пошел гулять ежик? (Ежик пошел гулять, когда стемнело).

- Скажите по- другому? (Ежик пошел гулять, когда на небе появились звезды).

- Подумайте, как можно сказать по-другому «пошел гулять». (Ежик решил прогуляться темной ночью. Ежик решил прогуляться по темному лесу).

- Что увидел ежик? (Клюквинку, желтые листья).

Я показываю картинку с изображением данных предметов. Кристина У. показывает предметы и называет их: - Это клюквинка. Это желтые листья. Я предлагаю девочке сделать зарисовку предметов.

Таким образом, уточнение лексического значения слов помогает учащимся прояснить фактическую сторону произведения, понять его содержание, включает воссоздающее воображение, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

3. Углубленное изучение текста.

На третьем этапе новая лексика закрепляется в ходе выполнения лексико-стилистических упражнений, которые обогащают словарь обучающихся, готовят их к пересказу, который показывает, насколько осмысленно они употребляют в речи новые слова. Задания я формирую по- разному:

- Дополни выражения. Березка была (какая?)… , а стала (какая?)… .

- Скажи по-другому. Осыпались листья - …

- Скажи словами текста. Стала угощать - …

- Заполни по аналогии. Осенние дождики, летние дождики.

- Составь предложения со словами сарафан, бусы.

- Фактологическая беседа, по содержанию произведения.

– Что ребята делали во дворе?

– Как об этом сказано в тексте?

- Аналитическая беседа, выясняющая понимание подтекста произведения.

– Зачем снег надо было сваливать в кучу?

– Как вы думаете, какая получилась горка? Почему?

- Обобщающая беседа, вопросы которой помогают выработать собственное отношение к фактам произведения.

- Как можно назвать работу, которую все вместе делают дружно?

- Тебе когда-нибудь приходилось вместе с друзьями участвовать в полезном деле?

4. Обобщение прочитанного.

На данном этапе содержание словарной работы еще более усложняется, так как решается задача развития связной речи учащихся. Обобщая прочитанное, разъясняются слова, с помощью которых ребята смогут оценить поведение персонажей, выразить собственное отношение к прочитанному, сделать вывод о теме и идее текста. Чем старше становится ребенок, тем больший объем морально-этической лексики я ввожу при анализе характеров литературных героев. Изучение языка писателей не только обогащает собственную речь слабослышащих и глухих детей с задержкой в развитии, но и помогает им понять художественный образ, персонаж, увидеть неповторимое своеобразие каждого мастера слова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарная работа на всех этапах изучения текста (на индивидуальных занятиях по РСВ иФП)

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства