kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–составляющая процесса успешной социализации выпускников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема профеесионального самоопрделения подростков одна из самых актуальных в педагогике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–составляющая процесса успешной социализации выпускников».»

«Профориентационная работа в условиях школы-интерната–

процесс успешной социализации выпускников»

Карапыш Е. Е.



«Чтобы сделать что-нибудь великое,

нужно все силы души

устремить в одну точку».

Л. Толстой



Задача современной школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Чаще всего более или менее сознательный выбор осуществляется в подростковом или юношеском возрасте. Выбор будущей профессии – это первая жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник. Вопрос: « Кем я буду ?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Одной из проблем начавшегося 21 столетия является увеличение в нашей стране детей и подростков так называемой «группы риска». Они проживают и воспитываются в разного рода учреждениях: детских домах, приютах, реабилитационных центрах.

Однако психологические особенности личности детей из учреждений социально-педагогической поддержки ( отсутствие ценностных ориентаций или их размытость, непонимание ценности, уникальности человеческой жизни, утрата интереса к труду, к знаниям, чувство отчаяния и безнадежности ) создают сложности в формировании их профессионального интереса.

Профессиональное самоопределение не является простым вопросом для любой социальной группы, но для воспитанников учреждений социально-педагогической направленности оно усложняется ввиду ограничения свободы выбора.

Таким образом, процесс профессионального самоопределение детей, не имеющих семей, осложнен. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, недостаточное знание современных условий жизни обостряет проблему профессионального выбора детей группы риска, затрудняет процесс их профессионального самоопределения.

Поэтому необходимо развивать и совершенствовать работу в этом направлении в детских домах, школах-интернатах и т.д.

Важно подготовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущую взрослую жизнь.

Проблема профессионального самоопределения и самопознания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.

Воспитанники выбор будущей профессии совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Особую актуальность такая подготовка приобретает в IX классе.

Если воспитанники, окончив IX класс, не получают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и т.д. Сталкиваясь с неопределённостью профессиональных планов наших выпускников, важной задачей становится - помочь воспитаннику. Решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация, цель которой – обеспечение профессионального самоопределения человека с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.

Наш выпускник может и должен обладать следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;

  • созидательная ценностная направленность;

  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;

  • творческое отношение к действительности.

Решение этого вопроса поможет выпускникам сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества.

Таким образом, мы видим, что к профессиональному самоопределению и самопознанию воспитанников надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Возрастные особенности подростков.

Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.



Важным аспектом в содержании профессионального самоопределения и самопознания воспитанников является их возрастной период.

Средний возраст детей, с которым мне пришлось работать в последнее время в нашей школе, от 13 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно.

Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков, именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В возрасте от 10 до 17 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей интереса к профессиональному самоопределению и самопознанию, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления поставленных задач.

Внеклассная работа с детьми

Игровые тренинги

Тема

Содержание

1.

"На пороге взрослой жизни"

Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

2.

"Время выбирает нас"

Формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.

3.

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения, заполнение информационной карты — формирование первых умений по анализу            
необходимой информации

4.

Межличностное взаимодействие

актуализация особенностей поведения каждого из воспитанников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора

5.

Развитие умений по принятию решения

освоить алгоритм принятия решения, техники: "Корова", "Плюс, минус, интерес". 



Тема

Содержание

1.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии; 
обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею; 
обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять. 

2.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

повышение интереса воспитанников к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Техника: "Мои способности"

3.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни Техники: "Отдел кадров", "Мои ценности", "Мои цели". 

4.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии

самооценка личности; повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии Техника: «Моя личность»

5.

Планирование профессионального пути

освоить навыки по планированию своего пути. 
дать необходимые знания по планированию профессионального пути;
предоставить воспитанникам возможность "заглянуть в будущее" с учетом полученных знаний.Техники: проективный рисунок "Я через 10 лет", "Мой товарищ через 10 лет".

6.

Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии

закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.

7.

Профессиональная зрелость

проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что воспитанники не до конца поняли; особо уделить внимание тому, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни. При использовании приобретенных навыков человек сможет обдуманно и осознанно строить свою жизнь, понимать причины неудач и избегать их, опираясь на удачи. Техники: ответы на вопросы, "Дорога в жизнь", "Эмоциональное отношение к выбору".

8.

Как старшекласснику устроиться на работу

Дать некоторые рекомендации при трудоустройстве



Тема

Форма

1.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Ток-шоу

2.

«Профессии умственного и физического труда»

Игра

5.

Дни открытых дверей в ВУЗах города

Посещение

6.

«Профессии: любимая – низкооплачиваемая, не любимая – но денежная»

Подготовка к КТД

7.

«Профориентация подростка»


Занятия по темам блока профориентационного воспитания



Тема

Форма

1.

«Самые нужные профессии»

Беседа

2

«Профориентация подростка»

Занятия по темам блока профориентационного воспитания

3

«Хочу. Могу. Надо»

Составление профессиограмм



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карапыш Елена Евгеньевна

Дата: 27.09.2021

Номер свидетельства: 587595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства