Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта
Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта
Основная задача школы - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей через презентацию различных образовательных программ. Данная статья посвящена созданию условий, обеспечивающих решение даной задачи при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната коррекционной направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта»
Богданова Ольга Александровна
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г.Вязьма, Россия
Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство –
как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта
Миссия школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это создание целостного психо-социального пространства, регламентирующего и транслирующего общечеловеческие нормы и ценности, образцы адекватного социального поведения. Основная задача школы - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей через презентацию различных образовательных программ. Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Важнейшая проблема, которую должна решить школа в этой области - выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, обладающего дифференцированными склонностями, способностями и интересами, как при сохранении основ классно-урочной системы, так и в процессе внеурочной деятельности.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их ограниченных возможностей здоровья, дифференцированных способностей, склонностей и интересов в рамках поливариантной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самореализации и самосовершенствовании личности.
Особое место в системе внеурочной работы с детьми, обладающими вариативной мотивацией, дифференцированными способностями, склонностями и интересами занимает теория, методика и технологии экологии учения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира детей, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества. Образование по своей сути является главным способом трансляции культуры и - осознанно или неосознанно - воспроизводит основные мировоззренческие и ценностные установки, господствующие в окружающем социокультурном пространстве. Обучение формирует знания и ценности, которые позволяют человеку «встроиться» в традицию, сохранить эту традицию и позднее передать ее последующим поколениям. Одна из важнейших особенностей культурной ситуации, сложившейся как в западной, так и в отечественной культуре, - глубокий кризис культурных установок нового времени, проявившийся в методологической исчерпанности двух ключевых оппозиций: идущей из античности оппозиции души и тела в человеке, а также оппозиции между человеком и окружающим его миром. Основные философские течения конца ХХ - начала XXI в. говорят о необходимости формирования нового представления о человеке как целостном существе, объединяющем соматические и интеллектуальные характеристики и говорящем с окружающим миром не на языке власти и насилия, а на языке гармонии и согласия. Этот ключевой для современной культуры вектор и находит свое отражение в концепции развития поливариантных компонентов образовательной среды, адаптирующих образовательные возможности ученика.
Следует уточнить, что подразумевается под образовательной средой общеобразовательной школы. Во-первых, совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов. Во-вторых, средства обучения и развития. Таким средством образовательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося. Если последний сам выбирает или выстраивает для себя образовательную среду, то в этом случае учащийся становится субъектом саморазвития, а образовательная среда - объектом выбора и используемым средством. В-третьих, предмет проектирования и моделирования. Так, образовательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы. В-четвертых, объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.
Образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности. В качестве особой образовательной среды выступает именно общность взрослого и ребенка, через которую нужно рассматривать, что происходит с человеком в процессе его развития и присвоения им аксиологических норм и образцов.
Предлагаемая образовательная парадигма, объединяющая в себе педагогику поддержки и педагогику авторитета и одновременно исключающая педагогику манипуляции и педагогику авторитарности в соединении с построением в ее рамках для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, позволит создать образовательную среду, необходимую для сохранения и развития уникальности личностных черт каждого учащегося, в сочетании с успешной социальной и профессиональной адаптацией выпускников соответствии с их вариативной мотивацией, их реальными и весьма дифференцированными интересами, склонностями и способностями.
Моделирование полuварuантных компонентов образовательной среды для детей, обладающих дифференцированными способностями, склонностями и интересами включает в себя несколько блоков:
разработка технологий выявления дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся, их типологизация, определение направлений адаптации стандартной образовательной среды в соответствии с этой типологией. Наиболее валидный способ выявления дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся - не только система тестов и наблюдение в искусственно смоделированной ситуации, но, прежде всего, - длительный мониторинг в естественных условиях;
построение образовательного пространства, позволяющего развить и социализировать дифференцированные способности, склонности и интересы, учитывающего возможные варианты сценариев адаптации стандартной образовательной среды в соответствии с реальными запросами учащихся с дифференцированными способностями при сохранении основ классно-урочной системы. Развитие различных компонентов образования в рамках общеобразовательной школы является весьма благоприятной средой для решения данных задач;
проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знании - умении - навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Хорошими условиями для решения поставленной задачи являются система коррекционно-развивающих часов, использование дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.
В этих условиях основными приоритетами развития школы становятся:
Развитие разных форм мотивации к образовательно-социальной деятельности воспитанников с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями.
Диагностика, развитие и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья с вариативной мотивацией к образовательно-социальной деятельности и с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями в условиях формирования поливариантных компонентов образовательной среды.
Данные направления возможно освоить только при наличии сетевого взаимодействия различных социокультурных институтов. Взаимодействие социокультурных институтов представляет собой совместную деятельность его участников по достижению общих целей и результатов в решении задач воспитания, обеспечивающую условия для: самоопределения участников взаимодействия относительно принимаемой идеи; интеграции их воспитательных возможностей; формирования совокупности норм, правил и традиций, регулирующих их взаимосвязи и отношения; развития субъектной позиции ребенка и взрослого. Взаимодействие профессиональных сообществ не только по типу «учреждение - учреждение», но и по типу «общность - общность» имеет наибольшее воспитательное влияние на взрослых и детей и составляет структуру воспитательного пространства. Взаимодействие социокультурных институтов стимулирует развитие воспитательного пространства, а оно, в свою очередь, влияет на содержание и структуру взаимодействия, изменение позиций его участников. Использование различных моделей взаимодействия социокультурных институтов как фактора развития воспитательного пространства (сетевая форма взаимодействия институтов; ориентация на открытое, гибкое взаимодействие со средой, создание разноведомственных проектных групп; проектный характер совместной деятельности; развитие общественных форм управления развитием взаимодействия; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности) увеличивает воспитательный потенциал образовательной организации.
Школе по-прежнему в большинстве случаев принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, однако оно является продуктивным, если организовано не только по принципу дополнительности, а на паритетных началах, поскольку, как отмечают специалисты, педагогический потенциал социальных институтов, не относящихся к образовательной сфере, сегодня во многом равноценен школьному, а иногда по воспитательному эффекту и возможностям может и превосходить его. На необходимость использования потенциала окружающих школу иных социокультурных институтов неоднократно указывали теоретики и практики советской педагогики - представители «педагогики среды» (H.H. Иорданский, С А Каменев, М В. Крупенина, А П Пинкевич, С Т Шацкий, В.Н. Шульгин, Е И Тихеева и др ), педологи и психологи- М.Я. Басов, JIС Выготский, А Ю Залкинд, А Р Лурия, С С. Моложавый и др. Так, научной школой Л И.Новиковой в 90-е гг. XX в было предложено понятие воспитательного пространства, которое, по мнению представителей этой школы, выступает результатом использования интегрированных воспитательных потенциалов отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, социального, информационного. Это пространство, где существует субъективно заданное множество связей и отношений и осуществляется деятельность различных учреждений по воспитанию личности.
Рассматривая сетевую форму организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как ресурс образовательной организации, можно выделить основные цели и задачи данного взаимодействия. В качестве цели рассматривается создание условий для качественной организации урочной и внеурочной деятельности, проведения мероприятий реабилитации и /или абилитации, социализация и адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями к условиям современной жизни в рамках реализации сетевой модели взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями.
В качестве основных задач выступают:
- Обеспечить доступность качественной организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, мероприятий реабилитации и/или абилитации, удовлетворяющей потребности заказчиков услуги, социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых форм взаимодействия, представляющих возможность обучающимся с ОВЗ равных возможностей.
- Совершенствовать содержание организационно-методической работы с педагогическими и руководящими кадрами, обеспечивающими качество условий образования детей с ОВЗ, реабилитации и /или абилитации, на принципах сетевой организации.
Главной отличительной особенностью идентичной распределенной модели сетевого взаимодействия в данном случае является то, что она создается не просто для обмена ресурсами, а на основе формулирования общей цели и задач ее участниками и совместного использования ресурсов для ее реализации. Идентичная распределённая модель сетевого взаимодействия дает возможности:
- использования при необходимости ресурсов друг друга (совместное использование ресурсов) для достижения сформулированных общих целей и задач;
- обеспечения полноты предоставляемых образовательных услуг, адекватности образовательных услуг потребностям учащихся;
- максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
- повышения качества образования.
Следует выделить основные направления деятельности в рамках идентичной распределенной модели:
1) организация и осуществление процесса обучения (оказание образовательных услуг);
2) использование ресурсов (кадры, МТБ);
3) нормативно - регулирующая деятельность;
4) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ сети;
5) система управления в школах сети;
6) работа с детьми-инвалидами и школьниками, обладающими низкой мотивацией к обучению;
7) работа с родителями.
Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов школы, реабилитационного центра, организаций дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, здравоохранения и других организаций, учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся с ОВЗ осваивать образовательные и общеразвивающие программы различного уровня и направленности в рамках организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, проходить курс реабилитации и/или абилитации в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями являются:
- наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети (договора);
- возможные варианты осуществления перемещений обучающихся с ОВЗ и (или) учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;
- возможность организации мониторинга результатов по учебным курсам и дополнительным общеразвивающим образовательным программам.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующими сетевое взаимодействие является, прежде всего, договор. При заключении договоров между участниками сети образовательные организации и учреждения становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных организациях и сторонних учреждениях выступает комплект локальных актов, в которых регулируются правоотношения участников образовательных отношений в связи с реализацией программ урочной и внеурочной деятельности, мероприятий реабилитации и /или абилитации.
В комплект локальных актов положения, связанные с особенностями обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ с использованием сетевых форм организации внеурочной деятельности, могут также входить:
- Безопасный маршрут движения от транспортной остановки (ближайшей к образовательной организации) до здания образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Паспорт дорожной безопасности»;
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
- Положение о реализации учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Положение о реализации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание программ сетевого взаимодействия определяется в соответствии с ФГОС адаптированной общеобразовательной программой. Школы, организации дополнительного образования детей, учреждения культуры и спорта, здравоохранения входящие в сетевое взаимодействие, организуют свою деятельность, реализуя программы урочной и внеурочной деятельности, сохранения здоровья детей с ОВЗ, и др.программы развития детей с ОВЗ . Деятельность организаций и учреждений, входящих в сетевое взаимодействие, строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), которая закрепляется договорами между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся с учетом кадровых и материальных возможностей всех участников взаимодействия. Выбор конкретного варианта сетевой организации определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
Литература:
1. Глубокова, Е.Н., Кандакова, И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере
образования как развивающийся процесс в теории и практике