kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача школы -  создание усло­вий, обеспечивающих выявление и развитие детей с диффе­ренцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей через презентацию различных образова­тельных программ. Данная статья посвящена созданию условий, обеспечивающих решение даной задачи при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната коррекционной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта»

Богданова Ольга Александровна

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г.Вязьма, Россия

Сетевое взаимодействие и образовательное волонтерство –

как ресурс образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта


Миссия школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это создание целостного психо-социального пространства, регламентирующего и транслирующего общечеловеческие нормы и ценности, образцы адекватного социального поведения. Основная задача школы - создание усло­вий, обеспечивающих выявление и развитие детей с диффе­ренцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей через презентацию различных образова­тельных программ. Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты, позво­ляющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательно­го маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, спо­собностями и интересами.

Создание условий, обеспечивающих вы­явление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных ­ воз­можностей, является одной из приоритетных социальных задач. Важнейшая проблема, которую должна решить школа в этой области - выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, обладающего диф­ференцированными склонностями, способностями и интересами, как при сохранении основ классно-урочной системы, так и в процессе внеурочной деятельности.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их ограниченных возможностей здоровья, дифференцированных способностей, склонностей и интересов в рамках поливари­антной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенци­ал, успешно адаптироваться им в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для опти­мальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономиче­ской жизни, в самореализации и самосовершенствовании личности.

Особое место в системе внеурочной работы с детьми, обладающими вариативной мотивацией, диффе­ренцированными способностями, склонностями и интересами занимает теория, методика и технологии экологии учения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира детей, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества. Образование по своей сути является главным способом трансляции культуры и - осознанно или неосознанно - воспроизводит основные мировоззренческие и ценностные установки, господствующие в окружающем социокультурном пространстве. Обучение формирует знания и ценности, которые позволяют человеку «встро­иться» в традицию, сохранить эту традицию и позднее передать ее после­дующим поколениям. Одна из важнейших особенностей культурной ситуации, сложившейся как в западной, так и в отечественной культуре, - глубокий кризис культурных установок нового времени, проявившийся в методологической исчерпанности двух ключевых оппозиций: идущей из античности оппозиции души и тела в человеке, а также оппозиции между человеком и окружающим его миром. Основные философские течения конца ХХ - начала XXI в. говорят о необходимости формирования нового представления о человеке как целостном существе, объединяющем соматические и интеллектуальные характе­ристики и говорящем с окружающим миром не на языке власти и насилия, а на языке гармонии и согласия. Этот ключевой для современной культуры вектор и находит свое отражение в концепции развития поливариантных компонентов образовательной среды, адаптирующих образовательные воз­можности ученика.

Следует уточнить, что подразумевается под образовательной средой общеобразовательной школы. Во-первых, совокупность возможностей для обучения учащегося, а так­же для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов. Во-вторых, средства обучения и развития. Таким средством образо­вательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося. Если последний сам выбирает или выстраивает для себя обра­зовательную среду, то в этом случае учащийся становится субъектом саморазвития, а образовательная среда - объектом выбора и используемым средством. В-третьих, предмет проектирования и моделирования. Так, образо­вательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы. В-четвертых, объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.

Образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, напе­ред заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности. В качестве особой образовательной среды выступает именно общность взрослого и ребенка, через которую нужно рассматривать, что проис­ходит с человеком в процессе его развития и присвоения им аксиологиче­ских норм и образцов.

Предлагаемая образовательная парадигма, объединяющая в себе педагогику поддержки и педагогику авторитета и одновременно исклю­чающая педагогику манипуляции и педагогику авторитарности в соеди­нении с построением в ее рамках для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, позволит создать образовательную среду, необходимую для сохранения и развития уникальности личностных черт каждого учащегося, в сочетании с успешной социальной и профессио­нальной адаптацией выпускников соответствии с их вариативной мотивацией, их реальными и весьма дифференцированными интересами, склонностями и способно­стями.

Моделирование по­лuварuантных компонентов образовательной среды для детей, об­ладающих дифференцированными способностями, склонностями и интересами включает в себя несколько блоков:

  • разработка технологий выявления дифференцированных способ­ностей, склонностей и интересов учащихся, их типологизация, опре­деление направлений адаптации стандартной образовательной сре­ды в соответствии с этой типологией. Наиболее валидный способ выявления дифференцированных способностей, склонностей и ин­тересов учащихся - не только система тестов и наблюдение в искус­ственно смоделированной ситуации, но, прежде всего, - длительный мониторинг в естественных условиях;

  • построение образовательного пространства, позволяющего раз­вить и социализировать дифференцированные способности, склон­ности и интересы, учитывающего возможные варианты сценариев адаптации стандартной образовательной среды в соответствии с ре­альными запросами учащихся с дифференцированными способно­стями при сохранении основ классно-урочной системы. Развитие различных компонентов образования в рамках общеобразователь­ной школы является весьма благоприятной средой для решения данных задач;

  • проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактиче­ских компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знании - умении - навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Хорошими условиями для решения постав­ленной задачи являются система коррекционно-развивающих часов, использование дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.

В этих условиях основными приоритетами развития школы становятся:

    1. Развитие разных форм мотивации к образовательно-социальной деятельности воспитанников с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями.

    2. Диагностика, развитие и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья с вариативной мотивацией к образовательно-социальной деятельности и с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями в условиях формиро­вания поливариантных компонентов образовательной среды.


Данные направления возможно освоить только при наличии сетевого взаимодействия различных социокультурных институтов. Взаимодействие социокультурных институтов представляет собой совместную деятельность его участников по достижению общих целей и результатов в решении задач воспитания, обеспечивающую условия для: самоопределения участников взаимодействия относительно принимаемой идеи; интеграции их воспитательных возможностей; формирования совокупности норм, правил и традиций, регулирующих их взаимосвязи и отношения; развития субъектной позиции ребенка и взрослого. Взаимодействие профессиональных сообществ не только по типу «учреждение - учреждение», но и по типу «общность - общность» имеет наибольшее воспитательное влияние на взрослых и детей и составляет структуру воспитательного пространства. Взаимодействие социокультурных институтов стимулирует развитие воспитательного пространства, а оно, в свою очередь, влияет на содержание и структуру взаимодействия, изменение позиций его участников. Использование различных моделей взаимодействия социокультурных институтов как фактора развития воспитательного пространства (сетевая форма взаимодействия институтов; ориентация на открытое, гибкое взаимодействие со средой, создание разноведомственных проектных групп; проектный характер совместной деятельности; развитие общественных форм управления развитием взаимодействия; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности) увеличивает воспитательный потенциал образовательной организации.

Школе по-прежнему в большинстве случаев принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, однако оно является продуктивным, если организовано не только по принципу дополнительности, а на паритетных началах, поскольку, как отмечают специалисты, педагогический потенциал социальных институтов, не относящихся к образовательной сфере, сегодня во многом равноценен школьному, а иногда по воспитательному эффекту и возможностям может и превосходить его. На необходимость использования потенциала окружающих школу иных социокультурных институтов неоднократно указывали теоретики и практики советской педагогики - представители «педагогики среды» (H.H. Иорданский, С А Каменев, М В. Крупенина, А П Пинкевич, С Т Шацкий, В.Н. Шульгин, Е И Тихеева и др ), педологи и психологи- М.Я. Басов, JIС Выготский, А Ю Залкинд, А Р Лурия, С С. Моложавый и др. Так, научной школой Л И.Новиковой в 90-е гг. XX в было предложено понятие воспитательного пространства, которое, по мнению представителей этой школы, выступает результатом использования интегрированных воспитательных потенциалов отдельных подпространств: природного, культурного, образовательного, социального, информационного. Это пространство, где существует субъективно заданное множество связей и отношений и осуществляется деятельность различных учреждений по воспитанию личности.

Рассматривая сетевую форму организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как ресурс образовательной организации, можно выделить основные цели и задачи данного взаимодействия. В качестве цели рассматривается создание условий для качественной организации урочной и внеурочной деятельности, проведения мероприятий реабилитации и /или абилитации, социализация и адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями к условиям современной жизни в рамках реализации сетевой модели взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями.

В качестве основных задач выступают:

- Обеспечить доступность качественной организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, мероприятий реабилитации и/или абилитации, удовлетворяющей потребности заказчиков услуги, социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых форм взаимодействия, представляющих возможность обучающимся с ОВЗ равных возможностей.

- Совершенствовать содержание организационно-методической работы с педагогическими и руководящими кадрами, обеспечивающими качество условий образования детей с ОВЗ, реабилитации и /или абилитации, на принципах сетевой организации.


Главной отличительной особенностью идентичной распределенной модели сетевого взаимодействия в данном случае является то, что она создается не просто для обмена ресурсами, а на основе формулирования общей цели и задач ее участниками и совместного использования ресурсов для ее реализации. Идентичная распределённая модель сетевого взаимодействия дает возможности:

- использования при необходимости ресурсов друг друга (совместное использование ресурсов) для достижения сформулированных общих целей и задач;

- обеспечения полноты предоставляемых образовательных услуг, адекватности образовательных услуг потребностям учащихся;

- максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

- повышения качества образования.

Следует выделить основные направления деятельности в рамках идентичной распределенной модели:

1) организация и осуществление процесса обучения (оказание образовательных услуг);

2) использование ресурсов (кадры, МТБ);

3) нормативно - регулирующая деятельность;

4) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ сети;

5) система управления в школах сети;

6) работа с детьми-инвалидами и школьниками, обладающими низкой мотивацией к обучению;

7) работа с родителями.

Организация сетевого взаимодействия  предполагает использование  ресурсов школы, реабилитационного центра, организаций дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, здравоохранения и других организаций, учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся с ОВЗ осваивать образовательные и общеразвивающие программы различного уровня и направленности в рамках организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, проходить курс реабилитации и/или абилитации в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.


Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями являются:

- наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети (договора);

- возможные варианты осуществления перемещений обучающихся с ОВЗ и (или) учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;

- возможность организации мониторинга результатов по учебным курсам и дополнительным общеразвивающим образовательным программам.


Основным нормативно-правовым актом, регулирующими сетевое взаимодействие является, прежде всего, договор. При заключении договоров между участниками сети образовательные организации и учреждения становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных организациях и сторонних учреждениях  выступает комплект локальных актов, в которых регулируются правоотношения участников образовательных отношений в связи с реализацией  программ урочной и внеурочной деятельности, мероприятий реабилитации и /или абилитации.

В комплект локальных актов положения, связанные с особенностями обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ с использованием сетевых форм организации внеурочной деятельности, могут также входить:

- Безопасный маршрут движения от транспортной остановки (ближайшей к образовательной организации) до здания образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Паспорт дорожной безопасности»;

- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;

- Положение о реализации учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Положение о реализации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья


Содержание программ сетевого взаимодействия определяется в соответствии с ФГОС адаптированной общеобразовательной программой. Школы, организации дополнительного образования детей, учреждения культуры и спорта, здравоохранения входящие в сетевое взаимодействие, организуют свою деятельность, реализуя программы  урочной и внеурочной деятельности, сохранения здоровья детей с ОВЗ, и др.программы развития детей с ОВЗ . Деятельность организаций и учреждений, входящих в сетевое взаимодействие, строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), которая закрепляется договорами между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся с учетом кадровых и материальных возможностей всех участников взаимодействия. Выбор конкретного варианта сетевой организации определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.


Литература:

1. Глубокова, Е.Н., Кандакова, И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере

образования как развивающийся процесс в теории и практике

//http://wiki.saripkro.ru/index.php- «Сетевое взаимодействие инновационных

образовательных учреждений»

2. Василева, Е.В. Сетевой подход в организации методической работы

как обеспечение непрерывности педагогического образования//http//www.it-

n.ru/attachment.aspx id=176285

3. Лукомская, М.А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере

образования: анализ и перспективы// Философия образования №3 (32).-2010.-

С.-11-15

4. Патаракин, Е.Д. Школа SCRTCHH //Школьные технологии. 2019,

№4.-С.-132-135

5. Суртаева, Н.Н., Суртаева, О.Н. Распределённые модели сетевого

взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения

согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих

кадров // Человек и образование №1, 2016 С.95-99

6. Суртаева, Н.Н. Сетевое взаимодействие при организации

неформального образования педагогических работников дополнительного

профессионального образования // Проблемы педагогической инноватики в

профессиональном образовании. Материалы 17 международной научно-

практической конференции СПб: Экспресс, 2016.-417с

7. Шилова, О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений

педагогического образования. С,7-15// Особенности и специфика сетевого

взаимодействия в сфере образования СПб.: ИПООВ РАО .-2014 .- 155с./

отв. ред. С.В. Кривых



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богданова Ольга Александровна

Дата: 10.07.2019

Номер свидетельства: 516607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства