Просмотр содержимого документа
«Сесорные игры для детей с РАС: светотерапия»
Сенсорные игры с детьми с РАС: светотерапия.
Подготовила учитель-дефектолог
ГКУ СО «Чапаевский РЦДиПОВ «Надежда»
Савичева Надежда Владимировна
В настоящее время увеличилось количество детей с проблемами коммуникативного характера, в частности с расстройством аутистического спектра. У многих педагогов и родителей возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения навыкам коммуникации. Вместе с тем, обучение этих детей коммуникации способствует преодолению их трудностей в процессе социализации.
Какие же методы и приемы являются эффективными для преодоления вышеуказанных трудностей? Одним из таких методов является метод сенсорных игр.
Игры, которые дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения, называют сенсорными.
Типы сенсорных игр: зрительные (яркие цвета, смешивание цветов); слуховые (ребенок слышит и учится различать звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов); тактильные (ощущения посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы и различные по величине и форме предметы – большие-маленькие мячи, различные шарики и кубики; и соприкосновения с другим человеком); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы); обонятельные (ребенок учится различать разнообразные запахи окружающего мира от аромата еды и моющих средств - до запаха деревянных брусков и металлического ключа); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Задачи, которые решаются в процессе проведения сенсорных игр:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
-возникновение эмоционального контакта с взрослым;
– получение ребенком новой сенсорной информации для расширения его представлений об окружающем мире;
– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка с РАС на контакт. Но набор ощущений должен быть дозированным. В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычная ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы привыкнуть к педагогу и освоиться в новой ситуации общения. Проведение сенсорных игр позволяет наладить с ним контакт.
Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться. Положительные эмоции побуждают ребенка на активное исследование окружающего мира.
Вариантов сенсорных игр много. Я в своей работе для развития зрительного внимания активно использую светотерапию. В этом мне помогает обычный фонарик.
Варианты игр:
«Где свет?» - включаю фонарик и говорю: «Свет», выключаю. Повторяю несколько раз, привлекая внимание ребенка.
«Лови лучик» - ребенку предлагается поймать лучик света (сначала ловит вместе с педагогом, потом сам).
«Игра теней» - показываю руками.(+используются фигуры для теневого театра).
«Верх-низ» - направляю свет фонарика на потолок, говорю: «Верх», направляю на пол, говорю: «Низ». Повторяю несколько раз, тем самым развиваю не только зрительное внимание, но и пространственное восприятие.
«Лево-право» - направляю свет фонарика на доске (или на стене) влево – вправо, озвучивая при этом направление движения света.
«Части тела» - свечу на части тела, называю. (можно на кукле, на самом ребенке)
«Медленно-быстро» - передвигаю лучик света медленно, говорю: «Медленно», передвигаю быстро, говорю; «Быстро». (вариант 2 – с фонариком действует ребенок по моей инструкции).
«Что (Кто) это?» - направляю свет фонарика на различные предметы в кабинете и называю их.
Вариант 2 – направляю свет фонарика на различные предметы в кабинете, спрашиваю ребенка: «Что это?» (отвечает ребенок).
То-же самое с предметными картинками.
Это лишь некоторые из сенсорных игр, которые можно использовать при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Используйте свою фантазию и воображение. Вот так, с минимальными затратами, ребенок получает новую сенсорную информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире.