kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар практикум: "Методы, формы, приёмы формирования развития жизненных компетенций у обучающихся с УО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соверщенствование профессионального мастерства педагогов по формированию развития жизненных компетенций у обучающися с УО

Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум: "Методы, формы, приёмы формирования развития жизненных компетенций у обучающихся с УО"»

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная)

школа - интернат







Т



Семинар практикум:

Тема: «Методы, формы, приёмы формирования развития жизненных компетенций обучающихся с УО»


ворческая группа:

Н.В.Медведева

О.А. Сухарева

И.В. Хохолкова

Т.Л. Яковлева

















декабрь

2020

Семинар практикум:

Тема: «Методы, формы, приёмы формирования развития жизненных компетенций обучающихся с УО»

Цели:

- Совершенствование профессионального мастерства педагогов по формированию развития жизненных компетенций уобучающихся с интеллектуальными нарушениями

- Развитие творчества и фантазии педагогов;

- Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий


Оборудование:

Листы - А – 4, карандаши (ручки), номерки – 1,2,3 (деление на группы), презентация, разрезная таблица: «Оценкаличностных результатов обучающегося (воспитанника),технологическая карта урока (занятия), «яблоки», «лимоны»


Здравствуйте те, кто не позавтракал, и мечтает об обеде.
Здравствуйте те, кто рад скорому приходу весны.
Здравствуйте те, кто мечтает о море и песке.
Здравствуйте те, кто готов работать.

Прежде, чем мы приступим к теме семинара,предлагаем расслабиться, и окунуться в мир прекрасного


  • Релаксация: «Прогулка по зимнему лесу»

  • Упражнение: «яблоко – лимон»



Введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует от педагогов, реализующих его, совершенствования профессиональных компетенций.

В словаре учителей и специалистов появляются новые понятия, такие как «базовые учебные действия - Буды», «жизненные компетенции», «академические достижения». И это не просто требования Стандарта, это – вызов времени!


Что такое «базовые учебные действия» вы уже знаете, т.к. прошла «Методическая пятидневка» посвящённая этой теме.

Открыта (работает) пятидневка по теме «Жизненные компетенции»

Предлагаем вашему вниманию теоретическую часть семинара


Теоретическая часть

Сообщение: «Методы, формы, приёмы формирования развития жизненных компетенций обучающихся с УО»

(Сухарева О.А, Яковлева Т.Л.)


На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

С сентября 2016 года осуществляется претворение в жизнь Концепции ФГОС для детей с ОВЗ, в которых впервые выделяются два взаимодействующих компонента «академический» и «жизненные компетенции».

Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с нарушением интеллекта, т. к. для ребёнка с УО важно не только овладение академическими ЗУН, но и развитие жизненного опыта, возможности стать активным и независимым в реальной каждодневной жизни.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к результатам освоения адаптированной общей образовательной программы.

Результатом освоения адаптированной общей образовательной программы, согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является совокупность личностных и предметных результатов.

Личностные результаты включают в себя овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

К личностным результатам освоения адаптированной общей образовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью относятся:

 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 проявление готовности к самостоятельной жизни.

На основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) можно сделать вывод, что понятие социальные компетенции отождествляется понятию жизненные компетенции используются в равном значении.

«Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования»

Цель: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Компетентность в сфере образования у детей с умственной отсталостью приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный аспект - это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности.

Субъективный аспект - характеризуется положительной мотивацией к данной деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

Просмотрев еще раз ключевые жизненные компетентности, рассмотрим, какими методами и приемами можно формировать определенные качества личности, и в первую очередь, такие как социальная (жизненная) компетентность для того, чтобы ребенок с ОВЗ, выпускник коррекционной школы, смог действовать в любой жизненной ситуации.

 Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.

Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов




Практические упражнения

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.

 При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.

Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний, и чаще других их используют педагоги трудового обучения, СБО, биологии, воспитатели. Они дают возможность перевести знания в умения.

Прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения педагога, нужно составить карту или схему действия. Такую работу можно увидеть, как правило, на уроках трудового обучения, когда учителя предлагают поработать с технологической картой. Использование таких карт или схем поможет выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально-бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

Экскурсии

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

  • овладевают коммуникативными навыками,

  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

Беседа

Беседа на уроках и занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождается беседа наглядным материалом. Используют в работе этот метод все педагоги школы-интерната.

Проекты

Говоря о методе проектов как средстве формирования жизненных компетенций, можно выделит 3 аспекта:

  1. Формирование компетенций в процессе групповой работы

  2. Психологический аспект формирования (самореализованность, успешность)

  3. Формирование компетенций как следствие расширения кругозора

Использование проектов на основе интерактивных форм  деятельности детей и взрослых, интеграция детей и подростков с ОВЗ в среду здоровых сверстников  будет способствовать развитию  познавательной активности  и  формированию жизненной компетенции у детей с проблемами интеллектуального развития.


Результаты проектной деятельности 

Формируются:

- навыки сбора информации

- навыки анализа информации

- навыки оформления работы

- навыки работы в группе

- навыки самостоятельной работы

- навыки принятия решения.

Внеклассная работа

Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально-бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью


Приведём примеры некоторых видов упражнений, способствующих

формированию жизненных компетенций:


С целью формирования чувства осознания себя как гражданина

России; формирования чувства гордости за свою Родину, формирования

навыков коммуникации:

Разговорная минутка.

Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать иреализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями.


С целью формирования навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:

Разминки-хитринки.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.


С целью воспитания эстетических потребностей, ценностей и чувств применяются:

Поэтические минутки

Эмоциональная зарядка - это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, коллективное чтение стихотворений способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся.

Музыкальная встреча

Литературное творчество.

С целью формирования мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

Прикладное творчество.

С целью формирования у обучающихся понятия социальной роли

обучающегося, проявления социально значимых мотивов учебной

деятельности;

Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие

выработать навыки правильного, беглого, осознанного и

выразительного чтения.


Упражнение: «Фруктовый сад»

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад».

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).



Практическая часть

(Хохолкова И.В, Медведева Н.В.)


  • Участники семинара поделены на 3 группы



Упражнение: "Парашют"

  • Нарисуйте парашют, который летит над землей.

  • Дорисуйте корзину, и человечка, который летит на парашюте.

(Это ребёнок с нарушением интеллекта, который нуждается в помощи по формированию жизненных компетенций)


Задание №1

Оборудование: Разрезная таблица: «Оценка личностных результатов обучающегося (воспитанника)

  • Каждая группа «тянет» по 3 компетенции

  • Обсудите в группах данные компетенции

  • Определитесь, по какой из компетенции будете работать практически (которая вызывает затруднения? или по той, которая вам легко даётся?)

  • Обсуждение в группах


Задание №2

Оборудование: Технологическая карта, ручки

  • Выбрать тему занятия (классного часа)

  • В технологической карте записать методы и приёмы по выбранной компетенции:

  • 1 группа –

Организационный момент

Подготовка к основному этапу занятия

  • 2 группа –

Усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

  • 3 группа –

Закрепление знаний и способов действий.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.


Обсуждение практической деятельности


Рефлексия: метод: «Фруктовый сад»

Оборудование: «яблоки», «лимоны»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хохолкова Ирина Владимировна

Дата: 12.01.2021

Номер свидетельства: 569795

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства