Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь. (Конфуций) Что такое эйдетика? «Эйдос» - в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Историческая справка. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика». Более глубоким изучением этого явления занялся немецкий ученый Эрик Йенш в 1911 году. В России проблемами эйдетики в 20–30-е годы занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Л.С. Выготский -который утверждал, что эйдетизм – это нормальное явление в онтогенезе каждого ребенка. В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Вы, наверное, все прекрасно знаете, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по нехитрой прибаутке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Основные техники по методике эйдетики: 1. Создание зрительных ассоциаций и использование их во время изучения конкретного объекта 2. Словарные слова 3. Заучивание стихов с помощью пиктограмм 4. Создание и построение цепочек-ассоциаций (упорядоченное изучение отдельных элементов информации и соединение их в информативный блок) Игра на развитие слухового восприятия «Что так звучит» Покажите детям предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите назвать, какой предмет так звучит. Игра, развивающая восприятие запахов «Угадай аромат» Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, т.д. Предложите по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их. В дополнение можно попросить описать запах - например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий. Упражнения на развитие памяти «Запомни движение» Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями. Упражнения на восприятие | | Использование приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении детей с интеллектуальными нарушениями Итак, эйдетика — сила, развивающая внимательность, мышление, память. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. Как следствие предмет после исчезновения через несколько минут или лет может быть воспроизведен в памяти. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Поэтому эта методика актуальна в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии Все обучение детей как правило должно проходить в игре. «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается для детей мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития» В.Л. Сухомлинский Например: Неизменяемые существительные: какао, кофе, шоссе, радио, ситро, метро, кино, кашне, такси, фойе, кафе, эскимо. 5. Запоминание слов по цепочке. Слова не связаны между собой, нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. Получится авангардная цепочка. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. 6. Использование во время обучения забавных стихов, фраз, ребусов, рифмовок с закодированными словами, цифрами или фразами. Найди загаданное изображение Игра, способствующая развитию памяти. Пользуясь методикой последовательных ассоциаций, запомните слова, что предлагают сказочные персонажи. | | Филиал МАОУ Тоболовская СОШ С (К) ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа – интернат» Буклет для педагогов Октябрьский 2022 Все игры имеют общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения т.д. Игры подобного плана помогают найти ответы на поставленные вопросы. Правила использования эйдетики: 1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное. 2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций. 3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. 4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. 5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры следует повторять, это необходимое условие развивающего эффекта. 7. Фонетические ассоциации ( по схожести звучания). К роме того, система эйдетики предлагает для детей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры. Задание по карточкам: «Сочини сказку» Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п. Игра на развитие зрительного восприятия: «Сыщик» Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем поле зрения. Пусть дети попробуют отгадать, (при затруднении можно задавать наводящие вопросы). Упражнение: «Цифры» Развиваем внимание и память 3 5 4 7 8 Задание: Посмотри на эти цифры и постарайся запомнить ряд чисел в порядке следования например - за 30 секунд. Далее взрослый закрывает цифры, а ребенок должен ответить на вопросы: * какое число находится справа от четверки? * Какая цифра расположена между тройкой и четверкой? * Какие числа составят в сумме семь? * Какое число получится при сложении первых трех чисел? Вывод: Таких упражнений великое множество, они улучшают восприятие материала и повышают интерес. Тренировка памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания. Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у детей на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал. |