kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Секреты эйдетики" (буклет для педагогов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы  эйдетики которые необходимо использовать в ежедневной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Секреты эйдетики" (буклет для педагогов)»


















Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь.

(Конфуций)

Что такое эйдетика?

«Эйдос» - в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.

Историческая справка.

Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика».

Более глубоким изучением этого явления занялся немецкий ученый Эрик Йенш в 1911 году.

В России проблемами эйдетики в 20–30-е годы занимались многие знаменитые ученые:

П.П. Блонский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Л.С. Выготский -который утверждал, что эйдетизм – это нормальное явление в онтогенезе каждого ребенка.

В чём же принцип, суть методики?

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Вы, наверное, все прекрасно знаете, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по нехитрой прибаутке:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»




Основные техники по методике эйдетики:


1. Создание зрительных ассоциаций и использование их во время изучения конкретного объекта






2. Словарные слова









3. Заучивание стихов с помощью пиктограмм












4. Создание и построение цепочек-ассоциаций (упорядоченное изучение отдельных элементов информации и соединение их в информативный блок)




Игра на развитие слухового восприятия

«Что так звучит»

Покажите детям предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите назвать, какой предмет так звучит.

Игра, развивающая восприятие запахов

«Угадай аромат»

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, т.д. Предложите по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

  • В дополнение можно попросить описать запах - например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

Упражнения на развитие памяти «Запомни движение» Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Упражнения на восприятие





















Использование приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности

у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.










Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией.


Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Итак, эйдетика — сила, развивающая внимательность, мышление, память.

Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.

Как следствие предмет после исчезновения через несколько минут или лет может быть воспроизведен в памяти.

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Поэтому эта методика актуальна в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

Все обучение детей как правило должно проходить в игре.


«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка…

Для него игра – это самое серьезное дело.

В игре раскрывается для детей мир, раскрываются творческие способности личности.

Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития» В.Л. Сухомлинский


Например:

Неизменяемые существительные:

какао, кофе, шоссе, радио, ситро, метро, кино, кашне, такси, фойе, кафе, эскимо.

5. Запоминание слов по цепочке.

Слова не связаны между собой, нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. Получится авангардная цепочка.


  • Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются.









6. Использование во время обучения забавных стихов, фраз, ребусов, рифмовок с закодированными словами, цифрами или фразами.















Найди загаданное изображение












Игра, способствующая развитию памяти.

Пользуясь методикой последовательных ассоциаций, запомните слова, что предлагают сказочные персонажи.
























Филиал МАОУ Тоболовская СОШ

С (К) ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа – интернат»







Буклет для педагогов






Октябрьский

2022




Все игры имеют общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения т.д.

Игры подобного плана помогают найти ответы на поставленные вопросы.


Правила использования эйдетики:


1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.


Игры следует повторять, это необходимое условие

развивающего эффекта.









7. Фонетические ассоциации

( по схожести звучания).


К роме того, система эйдетики предлагает для детей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию

в процессе игры.


Задание по карточкам:

«Сочини сказку»

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы.

Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.


Игра на развитие зрительного восприятия: «Сыщик»

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем поле зрения.

Пусть дети попробуют отгадать, (при затруднении можно задавать наводящие вопросы).

Упражнение: «Цифры»

Развиваем внимание и память 3 5 4 7 8

Задание: Посмотри на эти цифры и постарайся запомнить ряд чисел в порядке следования например - за 30 секунд.

Далее взрослый закрывает цифры, а ребенок должен ответить на вопросы:

* какое число находится справа от четверки?

* Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

* Какие числа составят в сумме семь?

* Какое число получится при сложении первых трех чисел?


Вывод:

Таких упражнений великое множество, они улучшают восприятие материала и повышают интерес.

Тренировка памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.

Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески.

Образное мышление сохраняется у детей на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Секреты эйдетики" (буклет для педагогов)

Автор: Хохолкова Ирина Владимировна

Дата: 11.03.2022

Номер свидетельства: 601988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства