Просмотр содержимого документа
«Роль слухового восприятия как средства обеспечения общения и взаимодействия между людьми с ОВЗ по слуху»
Индивидуальное занятие по РРС и ФП в 4-ом классе.
Антон С.
Диагноз: сенсоневральная глухота справа II группы, слева III группы (АД-100ДБ, АS-95ДБ
Тема ФП: « Звук Ш»
Цель: закрепление произносительных навыков звука «Ш», формирование плавной, внятной, правильной речи
Тема РРС: текст «Горка».
Цель: тренировать в слухозрительном осознанном восприятии связного текста, распознавании фонем, в различении речевых единиц; учить опознавать слова и фразы на слух и слухозрительной основе, осмысленно воспринимать речевой материал, воспроизводить его и действовать адекватно воспринятому, учить задавать вопросы по закрытой картине..
Оборудование: картинки, таблички.
Ход занятия.
I.Орг. момент.
-Надень наушники, слушай. ПА,(ПАПА, ПАПАПА - предъявляются слоговые комплексы по очереди и вразбивку).
-Повтори, что я сказала.
II. Целевая установка. (предъявляются установки по порядку, ученица повторяет самостоятельно, если не может правильно повторить за учителем, то читает по табличке).
-Будешь слушать.-Будешь хорошо говорить.-Будешь правильно читать.
III. Работа над звуком «ш»
(Выполнение артикуляционных упражнениий по подражанию: «Лопаточка», «Чашечка»
1.-Скажи звук «ш»_________ш (Установки учитель даёт слухозрительно).
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос КТО? (потом на вопрос ЧТО?)
4. –Слушай, повтори и назови род существительного. (Слова предъявляются слухозрительно). (Ученик повторяет за учителем слово, определяет род существительного, находит и читает табличку с названиями: «мужской род», «женский род» или «средний род»).
Рубашка, мышь, вешалка, карандаш, нож, каша, душ.
5.-Назови картинку. (Называет картинки: подушка, кошка, шоколад, груша, шуба, нож, шишки. если затрудняется самостоятельно назвать, предлагается считать с губ, и найти табличку с этим словом).
6.- Угадай часть речи. (читает слово, называет, какая это часть речи с опорой на таблички: глагол, существительное, прилагательное)
Тренировать слуховое восприятие в различении предложений из текста «Горка», учить осознанно соотносить речевые единицы с картинкой по тексту, учить формулировать вопросы по закрытой картинкек тексту».
1.Разговорный момент (проверка готовности уровня восприятия речевых единиц на зрительной основе)
-Какой сейчас месяц?
-Какой будет месяц после ноября?
-Какое время года будет после осени?
2.Целевая установка.
-Будешь слушать рассказ, находить картинку и хорошо читать.
А)Предъявление текста по предложениям в правильной последовательности. (Текст деформированный. Ученик слушает, находит табличку, читает предложение и находит картинку. Ученик выкладывает предложения в той последовательности, в которой предъявляет учитель.
-Наступила морозная зима.
-Ребята во дворе делали горку из снега.
-Они возили снег на санках, прибивали его лопатами.
-Дворник заливал горку водой.
-Мокрый снег замёрз, и стала горка скользкой.
-Потом ребята ушли обедать.
-Вова сидел дома и не помогал ребятам.
-Мальчик захотел покататься с горки.
-Он выбежал во двор и полез на горку.
-Горка была скользкая и Вова упал.
-Потом он посыпал лёд песком.
-Вова снова хотел съехать с горки, но опять упал.
-Чтобы кататься с горки, нельзя на неё сыпать песок.
Б).Работа с закрытой картинкой.
(У учителя картинка, перевёрнута изображением вниз. Ученик формулирует вопросы к данной картинке, задаёт вопросы учителю, повторяет ответ и выясняет её содержание по ответам учителя. Вопросы на табличке. После того, как на все вопросы ученик получит ответы учителя, картинка переворачивается изображением вверх )
-Кто на картинке?
-Как зовут мальчика?
-Где Вова?
-Что он делает дома?
-Кто ещё на картинке? Где они?
-Что делают ребята во дворе?
-Как они делают горку?
В).Дополнение предложений по данной картинке.( таблички перед учеником вразбивку, учитель предъявляет фразу, он находит, дополняет и читает; учитель следит за звуками и слитностью)
- На картинке….
-Время года на картинке…..
-Мальчика зовут ……
-Вова сидит ….
-Ребята во дворе делают….
Г).Пересказ по данной картинке.
4.Различение предложений из текста: Таблички с предложениями из текста, перевёрнутые лежат перед учеником. Он подаёт учителю табличку, не зная её содержания. Учитель предъявляет на слух предложения с табличек, ученик повторяет за учителем без опоры на табличку).
Дворник заливал горку водой. Наступила морозная зима. Потом ребята ушли обедать. -Вова сидел дома и не помогал ребятам. Он посыпал лёд песком. Вова упал.
Д).Опознавание слов по тексту «Горка»
Горка, делают горку, заливает водой, посыпал песком