kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль дидактических игр на занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли дидактических игр на индивидуальных занятиях с глухими детьми

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль дидактических игр на занятиях по РСВ и ФП»

Дидактические игры как форма коррекционно-развивающей работы на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений. Важную роль игры в психическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся психолог и дефектолог Л. С. Выготский: «… игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения… По существу через игровую деятельность и движется ребенок».

Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития у ребенка когнитивных, аффективных и социальных сфер. В своих работах Д. Б. Эльконин останавливается на значении игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребенка; Л. С. Выготский, А. В. Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматривается в исследованиях М. А. Джапаридзе, Е. С. Махлах.

Д. Б. Эльконин особо подчеркивал, что игра относится к символически-моделирующему типу деятельности, в которой операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Сущность всякого моделирования, считал автор, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Дидактические игры – это разновидность игр, с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и умственной активности, возможности усвоения и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.

Дидактическая игра выполняет ряд функций:

первая функция дидактическая (формирование соответствующих знаний, умений, навыков);

вторая функция развивающая (формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии);

третья функция коммуникативная (умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов);

четвертая функция релаксационная или психокоррекционная (игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка);

пятая функция коррекционная (в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонационной речи, происходит развитие слухового восприятия).

Возможности использования дидактической игры с целью развития разговорной речи учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях весьма широки. У данной категории учащихся усвоение новых слов опирается на наглядные обобщения, формирующиеся в условиях практической деятельности и общения с окружающими. В процессе специального обучения указанный словарный материал включается в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития учащегося. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал используется в виде поручений, вопросов, сообщений. Таким образом, не ставится задача специального заучивания речевого материала, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное его усвоение.

Важными условиями успешной организации и проведения речевых игр является:

1) Тщательная подготовка педагога к проведению игры.

2) Наличие и доступность дидактических материалов: игрушек, игр, инвентаря, элементов костюма; обучение детей умению пользоваться этими предметами; и, что особенно важно, предметами-заместителями.

3) Создание детям условий для обогащения слуховых впечатлений (на экскурсиях, прогулках и др.), необходимых для проведения игры.

4) Создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими.

5) Поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования на индивидуальных занятиях со школьниками, имеющими нарушения слуха.

Обобщение опыта коррекционной работы позволило мне представить варианты дидактических игр, разработанных специально для решения следующих основных задач:

- формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

- формирование разных форм словесной речи: устной, письменной;

- развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач, они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, овладение грамматическими формами и синтаксисом родного языка.

Игры для учащихся младших классов.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: учить отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд с 5 – 6 вагонами, игрушки, таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.


Речевой материал:

Будем играть, поезд, едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)?

Верно, неверно.

Ход игры.

Взрослый показывает поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного. Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк … едут в гости к кукле. Где едет лиса?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой лиса, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряжено-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока не разместят всех животных.


Дидактическая игра «Нарисуй дорожку»

Цель: учить понимать и выполнять поручения.

Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.


Речевой материал:

Вот дом. Что там? Открой. Там кукла …. Нарисуй дорожку. Покажи куклу.

Ход игры:

На доске лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой – в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом. Кто там?» Ребенок открывает окошко и самостоятельно или отраженно-сопряженно называет кто живет в домике. Далее ребенок находит соответствующую табличку, после он должен нарисовать дорожку от домика до соответствующей таблички.


Дидактическая игра «Семья».

Цель: расширять словарь, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички. Картинки с изображением членов семьи.


Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?


Ход игры.

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображениями членов семьи, спрашивая: «Кто это?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с ребенком прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.


Дидактическая игра «Делай как мы».


Цель: активизировать словарь детей, учить выполнять поручения.

Оборудование:

маленькие игрушки (зайчик, мишка, волк, собака, ежик),

таблички с названием действий.


Речевой материал:

заяц, мишка, волк, собака, еж. Прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?


Ход игры.

Учитель показывает каждую игрушку, ребенок называет ее. Затем игрушки ставят на стол напротив ученика. Рядом с каждой игрушкой педагог кладет табличку, на которой написано какое-либо действие. Ученик выполняет соответствующее действие.



Дидактическая игра «Зима».

Цели:

  • Учить составлять рассказ по сюжетной картине;

  • Развивать внимание, мышление.

Оборудование:

Сюжетные картинки, раздаточный материал.

Речевой материал:

Вопросы по содержанию картины;

Текст описания картины.

Что забыл нарисовать художник?

Чего нет? Нарисуй (дорисуй). Расскажи.

Ход игры:


Педагог демонстрирует ученику сюжетную картину по теме «Зима» на которой изображены различные действия детей: девочка катается на лыжах; мальчик везёт санки, девочка катается на коньках, дети лепят снежную бабу.

На рисунке отсутствуют некоторые детали предметов: не нарисованы лыжные палки; не нарисован один конёк; отсутствует изображение снежного кома, который катают дети.

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, сказать, какое время года изобразил художник. Он просит уточнить, почему ученик так думают. Ребенок называет приметы зимы.

Педагог записывает слова и выражения в тетрадь. Затем он просит ученика сказать, что делают дети на картинке. Ребенок рассматривает фрагменты картины, называют действия детей. Педагог просит ученика внимательно рассмотреть их и сказать, чего нет на картине. Он указывают на отсутствующие детали, называют их. Педагог может предложить ученику дорисовать их: «Нарисуй (дорисуй) санки (коньки, ком и др.) Затем ребенок отвечает на вопросы педагога. Ответы выстраиваются в виде рассказа, который записывается в тетрадь.

На следующем занятии ученик описывает содержание картины самостоятельно.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль дидактических игр на занятиях по РСВ и ФП

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 440919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Сообщение Тема: «Особенности воспитания познавательных интересов у неслышащих школьников на занятиях РСВ и ФПР"
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchenie_tema_osobennosti_vospitaniia_poznavatelnykh_interesov_u_neslyshashc"
    ["file_id"] => string(6) "532644"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576683835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства