Роль образовательного учреждения в реабилитации и социализации воспитанников с ОВЗ
Роль образовательного учреждения в реабилитации и социализации воспитанников с ОВЗ
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и взрослыми своего места в обществе. Успешность социализации лиц с нарушенным слухом в значительной мере определяется успешностью их интеграции в общество слышащих. Существуют объективные трудности социального взаимодействия неслышащих и слышащих подростков, связанные с общением: различные уровни владения в разных формах словесной, устной и письменной речью, восприятием и воспроизведением словесной речи; скорость, уровень восприятия, осмысления информации; различия в словарном запасе, психологическом возрасте между детьми-сверстниками.9
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль образовательного учреждения в реабилитации и социализации воспитанников с ОВЗ»
Васильева Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат І вида», г. Новоалтайск, Алтайский край
Роль образовательного учреждения в реабилитации и социализации воспитанников с ОВЗ.
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и взрослыми своего места в обществе. Успешность социализации лиц с нарушенным слухом в значительной мере определяется успешностью их интеграции в общество слышащих. Существуют объективные трудности социального взаимодействия неслышащих и слышащих подростков, связанные с общением: различные уровни владения в разных формах словесной, устной и письменной речью, восприятием и воспроизведением словесной речи; скорость, уровень восприятия, осмысления информации; различия в словарном запасе, психологическом возрасте между детьми-сверстниками.
Основой коррекционно-педагогической работы в КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» является системный подход к воспитанию детей с ОВЗ с акцентом на их социальное развитие.
В нашей образовательной организации разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности подростков с нарушениями слуха со слышащими сверстниками во внеурочной школьной и внешкольной воспитательной работе.
Примером успешной реабилитации воспитанников в социализации является клубная работа. Ценность клубной работы в школе в том, что она позволяет обогатить структуру внеклассной работы, развивать ученическое самоуправление и самодеятельность, управлять досугом обучающихся и формированием межличностных связей, развивать активность и инициативу воспитанников. Клубная деятельность призвана дать неслышащим подросткам возможность продуктивно решать центральные задачи возраста: выработка собственного мировоззрения, личностное самоопределение и самопознание, проектирование в профессии.
Клуб – это естественное сообщество обучающихся и педагогов, где встречаются и объединяются интересы обеих сторон. Основная цель клуба – обеспечить положительную социализацию подростков с нарушениями слуха средствами досуговой деятельности. Наша образовательная организация стремится к тому, чтобы воспитанники получали как можно больше разнообразного социального опыта во взаимодействии с тем большим миром, в котором им предстоит жить самостоятельно.
В нашей школе проходят заседания клуба «Любителей русской словесности». На первую встречу, мы пригласили воспитанников педагогического отряда «Феникс» общеобразовательной школы №1 города Новоалтайска. Надо сказать, что дружба между нашими воспитанниками завязалась на проекте «Мультсоздайка». Проходившее мероприятие в форме игры «Что? Где? Когда?» было ярким и запоминающимся. Второе заседание любителей русской словесности прошло совместно с курсантами Барнаульской педагогической академии. Результатом встречи явился договор о сотрудничестве нашей образовательной организации с данным учреждением. Продолжением сотрудничества с педотрядом «Феникс» стал брейн-ринг «Олимпийский». Состав педагогического отряда пришел к нам со своей командой черлидинга, которые показали нам свое красивое выступление. Судейство осуществляло жюри, составленное из учителей нашей школы, бывших спортсменов. Клуб позволяет внести в досуг воспитанников организованность и воспитательную направленность. Организация интегрированных игр – одно из направлений интегрированной работы, суть которой создание особой творческой среды для обычных детей и детей с нарушениями слуха.
На протяжении ряда лет наши старшеклассники принимают участие на форуме АТР. Воспитанники ежегодно отдыхают в летнем лагере «Преодоление».
Длительной и продуктивной является дружба участников студии «Мультсоздайка». Городской лагерь «Орленок» во время школьных каникул объединяет здоровых детей и детей-инвалидов. Наши воспитанники являются активными участниками подобных смен. Проблема реабилитации неслышащих подростков решаема в естественных условиях совместного досуга, спортивных соревнований, конкурсов, культурных мероприятий, экскурсий. Совместное с другими детьми творчество, общие интересы, азарт соревнований, новые впечатления не только сплачивает ребят вне зависимости от их физических качеств, но и создает ощущение сопричастности в то же время позволяют проявить личные способности, самостоятельность, ответственностью перед другими.
«Библиотека-территория толерантности» – считаем мы и активно сотрудничаем с данными учреждениями. Обучающиеся принимали участие в мероприятиях библиотеки: «Путешествие по океану Информации», интегрированные занятия «Моя семья» и «Помни…». Воспитанники представляют на конкурсы презентаций («Мерзликинская лира», «Король поэтов Алтая»), рисунки или плакаты, участвуют в конкурсе чтецов.
Большое значение в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха несет музейная работа. Наши воспитанники являются активными посетителями музея. Сотрудники городского музея приходят к нам в школу и презентуют свои работы. Очень понравились нашим ребята экскурсии в музей «Мир времени», поездка на родину Г.С.Титова, в планетарий. Музейная педагогика значительно расширяет возможности сурдопедагогов реабилитации детей с нарушениями слуха. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаружить вокруг себя вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь воспитанников более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект.
Одной из успешных технологий, позволяющий осуществлять процессы интеграции и социализации в нашей школе-интернате, является организация работы над проектами в образовательной деятельности. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством познания окружающего мира и себя в этом мире, дают возможность осваивать новые способы деятельности.
Наши воспитанники осваивали технологию проектной деятельности в общешкольных проектах: «Космос. 50 славных лет», «Звезды и созвездия», «Алтай - моя малая родина». Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формировались в процессе работы над проектами.
Обучающиеся нашей школы являются постоянными участниками Краевой научно-практической конференции «Шаг в будущее». В последних проектах наметилась социальная направленность. Например, при создании артбука к произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья» обучающиеся 7 класса провели акцию «Пасхальный подарок» для воспитанников городского приюта. Организовали небольшой концерт и презентацию артбука. Таким образом, завязались дружеские отношения. В этом учебном году воспитанники работали над проектом «Можно ли самостоятельно создать книгу?». Для реализации проекта посетили типографию, где познакомились с рядом полиграфических профессий. При выполнении проекта им пришлось примерить некоторые профессии к себе (наборщик, художник, оформитель, редактор). Защита проекта способствует совершенствованию произносительной стороны устной речи, формированию у обучающихся с нарушениями слуха внутреннего мотива к говорению. Прослеживается связь проекта с реальной жизнью, возникает интерес к процессу выполнению проекта со стороны всех его участников, используются устно-речевые умения в условиях реального общения.
Комплексный подход при сопровождении лиц ОВЗ способствует повышению качества воспитания в школе, обеспечивает успешную реабилитацию и адаптацию их к условиям современного бытия.
Литература
Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.ACADEMA/2005
Кузьминова С.А. Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников. Коррекционная педагогика: теория и практика №4(40), 2010
Малхасьян О.О., Мамонтова Т.А Совершенствование процесса интеграции подростков с нарушенным слухом в общество слышащих. Коррекционная педагогика: теория и практика №1(55) , 2013.
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I-II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях под редакцией Речицкой Е.Г.- М.:Гуманитарный центр ВЛАДОС ,2013 Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=7463
Плахова Т.В., Дмитриева Л.В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей.
Сурдопедагогика. Под редакцией Е.Г. Речицкой Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004