Речевая диагностика в классах со сложным дефектом и ГУО
Речевая диагностика в классах со сложным дефектом и ГУО
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевая диагностика в классах со сложным дефектом и ГУО»
Речевая диагностика в классах со сложным дефектом и ГУО
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений.
Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностических методик имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.
Диагностическое исследование детей необходимо для определения уровня его развития, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И. Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).
При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития).
Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности.
Выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:
• раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;
• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);
• определение условий воспитания ребенка;
• обоснование педагогического прогноза;
• разработка индивидуальной программы коррекционной работы.
Обследование речи имеет огромное значение и в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.
Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Известно, что расстройства речи интеллектуально недоразвитых школьников носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Используемые в практике учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ VIII вида методики не позволяют отследить те небольшие продвижения в речевом развитии детей, которые происходят благодаря терпеливой и упорной коррекционной работе. В логопедическом обследовании, проводя мониторинг устной речи, отслеживаются даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравниваются уровни развития речи по целому ряду направлений:
общая, мелкая и артикуляционная моторика;
звукопроизношение;
просодия;
слоговая структура слова;
фонематический слух и звуко-буквенный анализ;
импрессивная речь;
активный словарь;
грамматический строй речи;
связная речь.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
Устной и письменной речи
Особенностей процессов восприятия
Внимания
Памяти
Мышления
Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы все шире используются в работе с обучающимися с системной речевой патологией. В первую очередь это обучающиеся с системным недоразвитием речи (СНР) и нарушением интеллекта. Картина нарушений у таких обучающихся неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. Как правило, она включает и отставание в формировании других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности, позволяет провести диагностику и разработать методы и приемы коррекции.