Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя – дефектолога по развитию памяти у неслышащих обучающихся с нарушением слуха»
Рекомендации учителя – дефектолога по развитию памяти у неслышащих обучающихся с нарушением слуха
Умственная отсталость как компонент сложного дефекта снижает потенциал компенсаторного развития ребенка со сниженной слуховой функцией. Недостаточная эффективность обучения и воспитания этих детей по программам, рассчитанным на слабослышащих и глухих учащихся без комплексных нарушений, обуславливает поиск новых форм организации коррекционной работы и новых педагогических технологий.
Основными задачами коррекционно-педагогической помощи детям со сложной структурой дефекта являются: длительное углубленное психолого-педагогическое изучение детей в процессе обучения и воспитания, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений. Обеспечение социального, физического, познавательного, речевого, эстетического развития учащихся. Индивидуально направленная коррекция нарушений в познавательной сфере. При организации такой коррекционной работы возможны следующие направления: учет и опора на зрительный тип памяти (дополнительное привлечение наглядности); визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем конспектов).
Необходимо учитывать такие индивидуальные свойства зрительной памяти, из-за которых такие дети медленно и поверхностно усваивают наглядный жизненный опыт и знания. Физиологической основой подобных нарушений является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего это охранительное торможение). Поэтому важнейшим средством развития и укрепления зрительной памяти является такая организация режима их жизни, при которой достигается максимальное восстановление сил и уравновешенности нервных процессов. Даже небольшое удлинение часов сна способствует значительному улучшению состояния зрительной памяти такого ребенка. Необходим индивидуально-дифференцированный подход к организации режима труда и отдыха каждого учащегося.
Чтобы индивидуальная работа с неслышащими обучающимися с умственной отсталостью давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ими в ходе обучения, она должна строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Такое изучение должно осуществляться в процессе анализа заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.
Всестороннее психолого-педагогическое обследование ребенка должно являться начальным этапом подготовки к разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При составлении индивидуальных коррекционно-развивающих программ важно учитывать некоторые положения и принципы. Важным является характер взаимоотношения взрослого и ребенка с трудностями в обучении. При этом должны быть приняты во внимание потребности и особенности возраста, специфичность психического развития, структура нарушения, индивидуальные особенности, актуальный и потенциальный уровни развития.
Перед педагогом открывается возможность более полного и всестороннего учета индивидуальных данных, характеризующих зрительную память каждого ученика. Это поможет умственно отсталым неслышащим учащимся в интеллектуальном развитии в целом. Вот почему важной для ребенка со сложной структурой дефекта, является коррекция через развитие зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации.
Процесс усвоения какого-либо приема запоминания должен осуществляться в два этапа – сначала нужно сформировать необходимую интеллектуальную операцию и лишь, затем перейти к ее применению в качестве способа запоминания. Важно, чтобы процесс обучения охватывал все входящие в структуру мнемического приема операции – прямые и обратные.
Важным разделом работы по развитию зрительной памяти у умственно отсталых учащихся с нарушениями слуха являются обучение их умению наблюдать, сопоставлять и сравнивать объекты окружающего мира, формировать о них полные и правильные представления и понятия. В зависимости от характера познавательных задач определенного урока необходимо использовать следующие наблюдения:
а) для формирования представлений о свойствах и качествах предметов и явлений (величине, форме, цвете, структуре и др.), их соотношениях и связях с другими явлениями;
б) за изменениями и преобладаниями объектов окружающего мира (наблюдения за ростом растений, за деятельностью людей и т.п.), что формирует знания о различных процессах в природе, занятиях и отношениях людей;
в) для установления логических связей между явлениями и свойствами (по таянию снега можно судить о приближении весны, по цвету листьев – о времени года).
Эффективность использования наблюдения как метода развития зрительной памяти детей со сложной структурой дефекта обеспечивается выполнением ряда условий. К таким условиям относится, прежде всего, учет индивидуальных возможностей учащихся при отборе объектов и объема представлений, формируемых в ходе наблюдений. Последовательность и планомерность осуществления процесса наблюдения, которые зависят от задач наблюдения, внешнего вида наблюдаемых предметов, степени их знакомства детям. Тесная связь между проведением наблюдений и фиксацией их в речи. Педагог указывает на соответствующие объекты, детали, их свойства и называет их устно, при необходимости использует таблички с написанными словами или записывает новые слова, для глухих детей названия могут уточняться устно-дактильно. Новые слова, связанные с наблюдаемыми объектами и явлениями, включаются в общение с обучающимися, используются в рассказах, описаниях, объяснениях.
Следующими методами воздействия направленными на развитие и коррекцию зрительной памяти неслышащих детей имеющих умственную отсталость являются демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр.
Процесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением знаний слов и фраз, развитием разговорной или описательно-повествовательной формы речи. Важно не только организовать восприятие картины, но и проверить понимание ее содержания с помощью демонстрации действий, указания на предметы, рисования и др. в зависимости от целей демонстрации картины она может предъявляться для целостного восприятия, а также для восприятия элементов, уточнения логических связей.
К методам развития зрительной памяти относится выполнение действий детьми по подражанию и по образцу, так как в их основе лежат процессы зрительного восприятия. Эти приемы работы необходимо применять в предметно-практическом обучении, изобразительной деятельности, физическом воспитании. Кроме того, подражание и образец активно помогает в развитии речи, формировании произносительных навыков детей со сложной структурой дефекта. На начальных этапах обучения, в процессе формирования первичных навыков, чаще всего используется подражание действиям педагога.
Работа с образцом предполагает более высокий уровень восприятия, умение проанализировать образец, определить приемы работы, возможности целостного воспроизведения в собственной деятельности.
Так при выполнении заданий на плоскостное конструирование условно можно выделить несколько основных этапов. Первый – разъяснение учащимся задания, условий его выполнения и т.д. Второй – связан с анализом чертежа первой фигуры, осуществив который, ребенок переходит к третьему – конструированию фигуры в соответствии с чертежом. Завершив данную часть работы, он анализирует чертеж и детали второй фигуры – это четвертый этап. На пятом этапе ребенок конструирует вторую фигуру, определяет недостающие части путем сопоставления полученной фигуры с имеющимся чертежом. На шестом этапе ребенок вновь анализирует первую фигуру и вычленяет из ее конструкции необходимый элемент для второй фигуры. Включение этого элемента во вторую фигуру составляет седьмой завершающий этап. При выполнении таких заданий предусматривается возможность оказания ребенку необходимой помощи, формы которой зависят от индивидуальных особенностей, проявляющихся в степени (легкости, трудности) усвоения предложенного материала.
Зрительная память умственно отсталых детей с нарушенным слухом нуждается в целенаправленной систематической коррекции, например с помощью таких заданий, как узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием. Узнавание стилизованных, контурных или силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. Узнавание зашумленных (перечеркнутых), наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала. Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда. Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других. Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с последующим анализом. Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе. Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поиск в сюжетных или предметных картинках недостающих или неадекватных деталей. Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков. Преобразование фигур, букв или цифр.
Любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу очень полезны для развития зрительной памяти.
Формирование структуры в целом определяется развитием ведущего признака. Ведущий признак у неслышащих школьников с умственной отсталостью – местоположение и цвет предмета. Можно взять семь одинаковых по величине и форме стаканов, окрашенных в красный, фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий цвета. Ребенку показывают весь ряд, а затем его закрывают. Далее берут любой по цвету, стакан и помещают под него конфету. Через определенное время (1, 3 или 5 мин) ребенок должен осуществить поиск, припоминая цвет показанного ему объекта. В другом упражнении, направленном на запоминание объектов по форме. Необходимо взять семь геометрических фигур одинаковой величины и цвета, отличающихся друг от друга формой (трехгранная пирамида, цилиндр, усеченная четырехгранная пирамида, усеченный конус, усеченная трехгранная пирамида).
Такие упражнения необходимы детям со сложной структурой дефекта, так как без специального обучения взаимному уподоблению в представлениях подвергается форма, цвет предметов, в памяти слабо сохраняются пространственные отношения. Рекомендуется целесообразное дозирование словесных и наглядных средств обучения. Использование разнообразных самостоятельных работ. Строгое ограничение словесного комментария. Широкое использование сравнения натуральных объектов с их изображениями. Зарисовки объектов, проведение различных измерений объектов. Это способствует формированию навыков узнавания объектов в разных условиях и ситуациях, ведет к образованию адекватных и устойчивых представлений и будут полезны в работе со слабослышащими детьми.
Еще одним видом коррекционной работы с неслышащими детьми, имеющими умственную отсталость, является обучение зрительному восприятию устной речи. Условно можно разделить эту работу на три этапа. На первом этапе происходит знакомство с опорными (хорошо видимыми) движениями губ при произнесении звуков, слогов, неизменяемых слов, устойчивых словосочетаний, часто употребляемых фраз. На втором этапе с детьми закрепляются уже приобретенные умения и навыки, и дальнейшее их совершенствование. На третьем (самом продолжительном) этапе также происходит совершенствование уже сформированных умений и навыков, но только на еще более сложном для зрительного восприятия речевом материале.
Для развития зрительной памяти на уроках можно использовать различные дидактические игры и задания: разложить на столе перед обучающимся палочки, из которых он должен сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Ребенок смотрит внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, педагог закрывает эту фигуру и, попросив повторить, предлагает ребенку сложить такую же. Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Учащийся должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения учащегося, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся перед глазами школьника образец облегчает развитие зрительного запоминания, а со временем и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Чтобы индивидуальная работа с неслышащими детьми с умственной отсталостью давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ими в ходе обучения, она должна строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Такое изучение должно осуществляться в процессе анализа заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.
При составлении индивидуальных программ по развитию зрительной памяти возможны следующие пути и средства коррекции: микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке; дополнительный контроль над занятостью ребенка; при признаках утомления смена деятельности на другую, более легкую; использование разнообразных видов занятий, игровых моментов; применение красочного наглядного дидактического материала; организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оречевление учеником своей деятельности. Именно такая организация индивидуального подхода в обучении является важным средством развития зрительной памяти умственно отсталых слабослышащих учащихся.
У таких детей ограничен объем зрительного запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации, они склонны к бездумному механическому заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Дети с нарушениями слуха и умственной отсталостью значительно хуже своих сверстников только с нарушением слуха воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени. Так как корковые структуры головного мозга у них сохранны, прием и переработка воспринятой информации, возможна через любой сохранный сенсорный канал.
Зрительная память детей со сложной структурой дефекта характеризуется значительным разбросом индивидуальных показателей. Поэтому работа с такими детьми должна строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития их памяти. Такое изучение должно осуществляться в процессе анализа заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.
Всестороннее психолого-педагогическое обследование и изучение памяти ребенка является начальным этапом подготовки к разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Выполнение программ должно обеспечиваться различными специалистами.