kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время  в России сложилось единое образовательное пространство, и инклюзивное образование является инструментом реализации прав ребёнка с ОВЗ. Образование должно помочь человеку осознать свое «Я», обогатить его, определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации»




Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».



Буфетова Виктория Владимировна

ГБ ОУ «Специальная (коррекционная )общеобразовательная школа-интернат», Новотроицк ,Оренбургская область).





Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации



по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»















СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. ……...4

Глава 1. Теоретические аспекты разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой умственной отсталостью в образовательной организации.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталостью………………………………………. ………6

1.2. Специальные образовательные условия для обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………………………. 8

Глава 2. Опыт деятельности по разработке рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

2.1. Особые образовательные потребности обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталостью………………………………………………………….. 17

2.2. Опыт разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации…………………………………….. 19

Заключение………………………………………………………………………. 25

Список использованной литературы………………………………………… 27
















Введение.

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и инклюзивное образование является инструментом реализации прав ребёнка с ОВЗ. Образование должно помочь человеку осознать свое «Я», обогатить его, определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место. [6]

Закон об образовании в РФ декларирует: « В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации.»

Среди детей с ОВЗ, пожалуй, самую большую группу составляют дети с умственной отсталостью. Дети с лёгкой степенью умственной отсталостью не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь товарищу. В обществе важно, чтобы было понимание, что дети и с умственной отсталостью нуждаются в таких же условиях для нормального развития, как и все остальные дети.[12]

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, т.к в последние годы в наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать детей в учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Увеличивается число семей принимающих решение воспользоваться своим правом выбора вида и типа образовательного учреждения. Это желание родителей закреплено законодательно. [17]

Инклюзивное образование подразумевает доступность образования, ориентировано на ребёнка с умственной отсталостью, учитывает его индивидуальные потребности, даёт шансы и возможности для эффективной социализации. Педагогам, осуществляющим обучение ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости важно знать особенности образовательных потребностей категории этих детей, а также необходимо создавать специальные условия обучения в условиях образовательной инклюзии.[6]

Таким образом , целью моей работы являлось разработка рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации. В соответствии с этим были выдвинуты следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

- изучить опыт по разработке рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации ( в рамках ПМПК), имеющийся в нашей стране и в других странах;

- разработать рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации ( в рамках ПМПК);

Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение её результатов позволит создать в образовательном учреждении, реализующем программы общего образования, адаптированную образовательную программу, соответствующую особым образовательным потребностям детей с лёгкой степенью умственной отсталости и позволяющую учителям решать коррекционно- развивающие задачи. Кроме того данная работа ориентирована на социальную адаптацию детей с лёгкой степенью умственной отсталостью в условия общей, единой образовательной ,коррекционно –развивающей среды.
























Глава 1.Теоретические аспекты разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.


1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с лёгкой степень умственной отсталости.

В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития.

Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.[8]

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления. [18]

Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. [10]

Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки.[10]

Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные).[18]

Таким образом, рассматривая психолого-педагогическую характеристику обучающегося с умственной отсталостью , можно сделать вывод, что у этого есть ребёнка особые образовательные потребности и он нуждается в создании специальных образовательных условиях. При правильно организованном коррекционно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных образовательных условий, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования.

1.2. Специальные образовательные условия для обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталости.

Создание специфических условий образования обучающихся с умственной отсталостью должно способствовать:

- целенаправленному развитию способности обучающихся к вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения для решения жизненных задач;

- формированию социально-бытовой компетентности обучающихся, способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе, улучшению ее качества;

- развитию самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

- развитию представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- реализации потенциальных возможностей в овладении профессионально-трудовой деятельностью и возможном совершенствовании приобретенных трудовых навыков на уровне среднего профессионального образования.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

-программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009).

- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009).

В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить учителя-олигофренопедагоги, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. [16]

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

- организации пространства, в котором обучается ребёнок с умственной отсталостью;

- организации временного режима обучения;

- организации рабочего места ребёнка с умственной отсталостью;

- техническим средствам обучения умственно отсталых обучающихся, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;

- специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта.


Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- к соблюдению пожарной и электробезопасности;

- к соблюдению требований охраны труда;

-к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),

- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиотеки)

- помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

- трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);

-кабинету социально-бытовой ориентировки, оснащенному специальным наборами мягкой и корпусной мебели; оборудованием для приготовления пищи (мойка, плита, кухонный стол, электробытовые приборы, кухонная утварь, холодильник); стирки белья (стиральная машина, необходимые наборы моющих средств);

- актовому, спортивному залам, залу лечебной физкультуры, сенсорной комнате;

-кабинетам медицинского назначения;

- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

- туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям. [17]

При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны отдыха/

Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с легкой степенью умственной отсталости составляют 9 лет (I–IX) [16]

Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Учителя и специалисты ПМПк составляют календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе. [3]

Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными некоррекционными программами. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта С (К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают. В это учебное время умственно отсталым школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов.[6]

Цикл трудового обучения является приоритетным в образовании данной категории детей. Трудовое обучение требует наличия хорошей материально-технической базы. При ее отсутствии в общеобразовательной школе целесообразна организация трудового обучения на базе специальной школы. Практика в связи с трудовым обучением организуется в школьных мастерских, на пришкольном учебно-опытном участке, на базовом предприятии. Для проведения занятий, предусмотренных коррекционным компонентом учебного плана вспомогательной школы, рекомендуется в общеобразовательной школе иметь кабинет коррекционно-педагогической помощи или соответствующее оборудование в кабинете инклюзивного обучения, позволяющее проводить занятия по коррекции психофизического развития и формированию социально-бытовых умений и навыков. [16]

Умственно отсталые учащиеся могут посещать различные занятия системы дополнительного образования. Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, выбирать направление дополнительного образования для умственно отсталых детей необходимо с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и его родителей. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка, но при этом необходимо учитывать рекомендации психоневролога и педиатра. В случае, если ребенок изъявляет желание посещать кружок (секцию), связанный с физическими нагрузками, то желательно иметь справку медицинского учреждения, где врач записывает, что данному ребенку не противопоказаны занятия в данном кружке.

Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.[17]

В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.

Итак, специальные образовательные условия представлены в российском образовательном законодательстве, как право на гарантированный каждому ребенку с проблемным развитием набор условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [12]


Глава 2. Опыт деятельности по разработке рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталостью в образовательной организации.


2.1.Особые образовательные потребности обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью.

В соответствии с действующим федеральным «Законом об образовании в РФ», дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с лёгкой степенью умственной отсталости могут обучаться «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст. 79, п.4), но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

В связи с этим городская психолого-медико-педагогическиая комиссии (ПМПК) определяет, рекомендует специальные образовательные условия для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости, а образовательные организации обязаны предоставлять всю полноту необходимых ребенку специальных образовательных условий, следуя рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и педагогические работники обязаны эти условия соблюдать в своей ежедневной практике работы с этим ребёнком.[2]

На ПМПК обследовался Андрей Ж., 8лет. При комплексном психолого-медико-педагогического обследования применялись стандартные методики обследования младшего школьника. По результатам обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены трудности в обучении обусловленные умственной отсталостью, социально-педагогической запущенностью. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях, также были определены особые образовательные потребности обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталостью.


Общие образовательные потребности:

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.[5]

Специфические образовательные потребности для обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталости:

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы ;

- наглядно действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально бытовых навыков;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;

- использование преимущественно позитивны средств стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

-организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, в частности интеллектуальной и речевой;

- постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.

- введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;

- поэтапность овладения трудовыми навыками, начиная от социально-бытовых навыков, и заканчивая профессионально-трудовыми. [17]

2.2. Опыт разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

Учитывая особые образовательные потребности обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталости ПМПК были разработаны рекомендации по созданию специальных образовательных условий.

В качестве примера можно привести рекомендации, которые разработала городская психолого-медико-педагогической комиссия (ПМПК), обследования ребенка с лёгкой степенью умственной отсталостью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ № _____.

ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ _________________________ РАЙОНА

Адрес:____(ПМПК)_________________________

Телефон:___(ПМПК)_______________________

Дано: _____(ФИО ребенка)___________________

Дата рождения: ____________________________

В том, что был(а) консультирован(а) ПМПК

__ числа ______месяца 20__ г.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены трудности в обучении обусловленные умственной отсталостью, социально-педагогической запущенностью. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

1) Обучение во 2 классе образовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2013-2014 уч.г., которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).

2) Наиболее эффективным является очное обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, полная включенность.

3) Повторное обращение на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течение года.

4) Вероятностный прогноз развития ребенка благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на 1 листе).


Руководитель ПМПК / ФИО /



Следующая часть документа передается в образовательное учреждение родителями по их желанию. Администрация образовательного учреждения предупреждена о действии ст. 61 «Врачебная тайна» и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая подтверждает конфиденциальность передаваемых сведений. [12]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ №_____ от __.__.20__ г.

ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ __________________________

Дано: ФИО ребенка

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Тотальное недоразвитие высших психических функций (простой уравновешенный тип). Социально-педагогическая запущенность. Системное недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

1) Обучение во 2 классе образовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2013-2014 уч.г., которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).

2) Наиболее эффективным является очное обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, полная включенность.

3) Повторное обращение на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течение года.


Рекомендации родителям (законным представителям): наблюдение невролога, психиатра.

Поддерживать связь с образовательной организацией: посещать родительские собрания; интересоваться успехами своего ребенка.

Руководитель ПМПК / ФИО /



РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ № ________ ОТ…..

ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ _________________________

Вероятный прогноз развития благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий:

1. Разработать, утвердить и реализовать адаптированную образовательную программу для детей с легкой умственной отсталостью с учетом особенностей индивидуальных психических процессов: неустойчивое внимание, замедленный темп деятельности.

2. Сопровождение консилиумом образовательной организации (разработать график, направленность коррекционных занятий с логопедом, психологом) с отражением динамики развития не реже 1 раза в квартал. Своевременно вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с решением консилиума. Включать в обязательном порядке в учебный план предмет « социально-бытовая ориентировка».

3. Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

коррекционная помощь учителя в соответствии с группой развития ребенка по В.В. Воронковой;

 предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);

 расширять словарный запас и представления об окружающем мире, формировать пространственно-временные представления;

 давать время для обдумывания вопроса, не торопить с ответом. В случае затруднений, использовать все виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая);

 учителю необходимо пересматривать объем заданий, чередовать виды деятельности, при переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами: тактильными, наглядными, слуховыми, двигательными, игровыми, постоянно поддерживать познавательный интерес;

 на уроках математики деятельность строить на чередовании методов (наглядном, слуховом) и частой сменой деятельности (по учебнику, с наглядным счетным материалом, по числовой линейке, с раздаточным материалом). [15]


4. Охранительный педагогический режим:

 предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, использование творческих заданий, красочный иллюстрированный материал, занимательная форма изложения учебного материала…);

 соблюдение норм СанПиН 2.4.2.2821 – 10 ( температурный, световой режимы; соответствие мебели росту);

 обеспечить бесплатное двухразовое питание.

7. Формирование универсальных учебных действий: формировать мотивацию к учебной деятельности.

8. Психологическая коррекция

Коррекционную работу вести по направлениям:

 Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления.

 Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

9. Логопедическая коррекция по основным направлениям работы: формирование фонетико-фонематических представлений; развитие связной речи; развитие грамматического строя речи; расширение, активизация словаря по лексическим темам; формирование языкового анализа и синтеза; профилактика нарушений письменной речи. Занятия с логопедом 2 раза в неделю. [6]


Руководитель ПМПК / ФИО /



Заключение.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования – деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим федеральным законодательством.[15]

Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесс.[12]

Поэтому при обследовании на ПМПК ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости, были выявлены его образовательные потребности и разработаны рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития педагогу важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться. Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях инклюзивного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, создание условий для саморазвития каждого ребенка.

Список использованной литературы.

1.Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд -М., Педагогика, 2007. С. 60.

2. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в школе: методическое пособие / К. Ю. Белая - М., 2005. С. 64.

3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова - М., 2007. С. 298.

4. Банч, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников: практическое и теоретическое исследование / Г. Банч - М., 2008. С. 52.

5. Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Стребелева // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 72.

6. Зайцев, Д. В. Интегрирование образования детей с ограниченными возможностями: социологические исследования / Д. В. Зайцев // Дефектология. - 2004. - № 7. - С. 132.

7. Коновалова, Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н. Л. Коновалова. - СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 156 с.

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. - М., 2008. - С. 274.

9. Лубовский, В. И. Специальная психология: учебное пособие / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнце. - М.: Академия, 2007. - 537с.



10. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И. И. Мамайчук. - СПб., 2009. - С. 317.

11. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики: воспитание и обучение детей с нарушениями развития / Н. Н. Малофев // Педагогика. - 2010. - №1. –

С. 55. 26.

12. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология

определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.

13. Сластенин В. Педагогика. Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. - М.: Владос, 2008. - 368 с.

14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 672 с.

15. Стребелева, Е. А. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами / Е. А. Стребелева // Администратор образования. - 2008. - № 19. - С. 71.

16. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. п. наук / Л. Г. Субботина - Кемерово, 2006. - 22 с.

17. Чурекова, Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т. М. Чурекова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 262 с.

18. Шипицина, Л. М. Специальная психология. Учебник / Л. М.Шипицина.-СПб:Речь,2010.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Буфетова Виктория Владимировна

Дата: 04.08.2019

Номер свидетельства: 517320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства