kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация инклюзивного образования в условиях ДОЦ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с особенностями здоровья и поведения в среду обычных сверстников в условиях ДОЦ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация инклюзивного образования в условиях ДОЦ»

Реализация инклюзивного подхода в условиях ДОЦ.


В Республике Казахстан осуществляется инклюзивное образование в отношении лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее совместное обучение и равный доступ с иными категориями обучающихся. В 2015 году выявлено 141952 детей с ограниченными возможностями в развитии в возрасте от рождения до 18 лет, или 2,8% от общего числа детского населения. Из них школьного возраста – 94266 детей.

Сегодня инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха понимается как специ­ально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включе­ние и принятие ребенка с особенностями здоровья и поведения в среду обыч­ных сверстников в условиях ДОЦ. Инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха детей предпола­гает предоставление возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни временного коллектива, при этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе. Девиация является неотъемлемой частью инклюзивного образования, современные знания о де­виантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучаю­щие девиацию.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая си­туация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, прак­тически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведе­нии. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Работа с детьми с девиантным поведением имеет огромное значение в условиях детских оздоровительных учреждений. Каждый педагог-организатор должен знать как правильно работать со сложными детьми.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Это необходимо учитывать процессе организации летнего отдыха детей. Инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха детей– процесс развития общего образования, который подразумевает доступность летнего отдыха для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ в ДОО для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение и воспитание признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного подхода в процессе организации летнего отдыха детей так же становится одним из главных в казахстанской образовательной политике.

Инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха детей является одним из процессов трансформации системы образования. Инклюзивный подход в процессе организации летнего отдыха детей предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров при организации как воспитательного процесса, так и отдыха, а также социальной адаптации и интеграции в социуме.

Мощным стимулом развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшие из которых: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.), Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.), Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.), Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.), Всемирная декларация об образовании для всех– удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990 г), Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (г. Саламанка 1994 г.), Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, г. Дакар 2000 г.), Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств».

Осуществление инклюзивного подхода в процессе организации летнего отдыха детей невозможно без совершенствования инклюзивной политики и практики, внедрения инклюзивных ценностей как в систему образования в целом, так и на уровне отдельных ее институтов.

При осуществлении инклюзивного подхода, направленного на соблюдение прав ребенка, играют психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы и социальные работники. Уважение ребенка, повышенное внимание к подготовке детей к социальной жизни повышает эффективность реализации всех государственных программ в отношении детства, которые действуют сегодня в стране. Защита прав ребенка гарантирует социально-педагогическую защиту и поддержку подростков с девиантным поведением, поскольку девиантное поведение детей вызывает тревогу общества. Поэтому подход, направленный, прежде всего, на ресоциализацию детей с девиантым поведением, а не на их наказание, стал способствовать эффективности профилактики детской преступности и безнадзорности. В связи с этим успешность помощи детям в этой категории обеспечена профессиональными навыками специалистов.

Девиантное поведение - словосочетание, которое часто употребляется в педагогике, психологии и юриспруденции. Существуют различные взгляды на определение понятия «девиантное поведение». Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе).

Существует множество причин возникновения девиантного поведения.

Семья, в известной мере, является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, то есть приспособления человека к жизни в обществе. Приблизительно до 12 лет для ребенка социально-значимыми взрослыми в первую очередь являются родители и именно внутрисемейные отношения и тип воспитания играют ведущую роль в проявлении девиантное поведение у детей в этом возрасте и в будущем. Отношения в семье влияют на то, каким образом ребенок осваивает социальные нормы в школе. Начиная с подросткового возраста, большее значение в социализации школьника начинают играть группы сверстников, общение и взаимоотношения внутри них, но первичная роль получаемого в семье воспитания в проявлении девиантного поведения сохраняется. Первичные причины нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцирующие формирование низкой самооценки, агрессивности и как итога – девиаций, всегда находятся в неадекватных семейных взаимоотношениях.

Психобиологические предпосылки девиантного поведения:

1. Нервно-психические патологии и заболевания.

2. Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности).

3. Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний). Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психического развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой специализированной медико- психолого-педагогической помощи.

Первичные причины развития девиантного поведения у детей и подростков:

-алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;

-психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы;

-потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком; навязчивое поведение; одиночество и плохое здоровье матери;

-неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, нетерпимость, завышенный уровень притязаний; эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, мнительность);

-тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания, доминирование одной личности в воспитании.

-переложение воспитательных ролей, недоверие к детям, их возможностям, недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми (эмоциональная тупость, погруженность в себя родителей);

-непонимание родителями своеобразия детей, непринятие ребенка, для родителя ребенок – это тот, кто создает проблемы;

-негибкость в подходе к ребенку, отсутствие альтернативы в решении проблем ребенка, косность;

-неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот.

Вторичные причины развития девиантного поведения у школьников:

-сложные взаимотношения с учителями;

-повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются с типичным психическим стрессом и переутомлением);

-следствие медицинских проблем - депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Каждому педагогу-организатору так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Для того, чтобы правильно организовать работу с детьми с девиантным поведением в условиях ДОЦ, можно дать следующие рекомендации педагогам-организаторам:

-Всегда обращайтесь к воспитаннику с девиацией по имени. Как правило, к таким воспитанникам все вожатые обращаются по фамилии, а ребята дразнят их по фамилии, коверкая ее. На их фоне вы будете положительно контрастировать. Слышание собственного имени вызывает положительные эмоции, а таким детям их не достает.

-Видьте в сложном ребенке личность, человека равного себе и соответственно этому видению держите себя. Часто к таким детям обращаются как людям слабо понимающим (умственно отсталым) и держат себя свысока, для них же, имеющих уязвленное самолюбие такое обращение неприемлемо и болезненно. «Как аукнется- так и откликнется»- эта поговорка про эту ситуацию: если видеть и обраться к воспитаннику как к личности, то рано или поздно (не сразу конечно) он станет себя вести как личность.

-Никогда не читайте нотаций таким детям, не «воспитывайте» их. Как ни странно, но дети с девиантным поведением меньше всего нуждаются в поучениях, как правило, они знают о том что ведут себя ни так как нужно, и сотни раз слышали об этом от других, и каждая новая нотация снижает его и без того хрупкую самооценку, а вас отдаляет от него.

-Будьте искренни с воспитанником. Большинство детей с девиацией имеют хорошую интуицию и легко распознают фальш в отношениях и редко прощают неискренность, воспринимая ее как предательство и обман. Если чего-то боитесь, например его поведения, так и говорите воспитаннику об этом, это поможет достичь сразу две цели: воспитаннику услышать искреннею обратную связь на его поведение, вам остаться самим собой, давая образец хорошего социального поведения. Не надевайте маску все знающего, все умеющего человека, если вам тяжело и нет сил не скрывайте этого - давайте ребенку становится сильнее помогая вам.

-Если можете, будьте такому воспитаннику другом. Часто такие дети не имеют друзей и очень в них нуждаются. Дружите не для цели (например, изменить ребенка), дружите для дружбы, а она в свою очередь принесет свои плоды.

-Развивайтесь в познание таких детей, читайте методическую и научно-популярную литературу, рассматривайте их, ищите корни их появления, пробуйте принять эти черты не переделывая себя, такой подход позволит научится принимать «трудного» ребенка, без попытки его исправить.

-Каждый раз обращаясь к такому ребенку спрашивайте себя с какой целью вы это делаете. «Что я хочу от ребенка?». Если ваше обращение к нему связанно с искренним желанием ему помочь, то ваше взаимодействие будет легким, так как вам от него ничего не нужно, а если же ваши шаги имеют попытку менять и переделывать ребенка они будут встречать сопротивление.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что осуществление инклюзивного образования в современных детских оздоровительных учреждениях способствует предотвращению и предупреждению девиантного поведения.

Инклюзия подразумевает изменения. Это непрекращающийся процесс полноценного участия в общественной жизни всех воспитанников. Это идеал, к которому можно стремиться, но которого нельзя полностью достичь. Тем не менее, реальная инклюзия появляется в ДОЦ в тот самый момент, когда начинается процесс обеспечения полноправного участия в жизни детского оздоровительной организации буквально всех ее воспитанников.




2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализация инклюзивного образования в условиях ДОЦ

Автор: Кравцова Дарья Павловна

Дата: 03.09.2019

Номер свидетельства: 518987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства