В нашем учебном заведении использование арт-педагогики направлено на психологическое оздоровление, профилактику и коррекцию речевых нарушений, коррекцию личностного развития. В работе с младшими и старшими школьниками целесообразно использование некоторых арт-педагогических приемов и техник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реабилитация инвалидности средствами искусства»
Реабилитация инвалидности средствами искусства (создание условий для эстетического воспитания, художественного образования и самостоятельного художественного творчества инвалидов) на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»
Маркова С.Н., заместитель директора по УВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Шумкина М.А., учитель начальных классов,
руководитель школьного методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
В нашем образовательном учреждении обучается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. В последние годы количество учеников с ОВЗ только увеличивается. Так, например, в 2019-2020 учебном году в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» обучается 50 учащихся 1-11 классов, которым требуется специальная помощь. В образовательном учреждении открыто 3 класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 1 класс для детей с задержкой психического развития.
У наших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Детям с ОВЗ присущи нарушения сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, недостаточная устойчивость внимания, ограничения в его распределении, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, все это характерно для таких детей. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.
Таким образом, отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, нарушения эмоционально – волевой сферы.
К настоящему времени сложилась эффективная система разнообразных форм арт-педагогики и арт-терапевтической работы с детьми. Это направление рассматривается учеными как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой, творческой личности, повышении адаптационных способностей человека. В нашем учебном заведении использование арт-педагогики направлено на психологическое оздоровление, профилактику и коррекцию речевых нарушений, коррекцию личностного развития. В работе с младшими и старшими школьниками целесообразно использование некоторых арт-педагогических приемов и техник.
В организации уроков нужно отметить следующие особенности:
1. В учебной деятельности детям предоставляется определенная степень свободы и самостоятельности.
2. Заметно отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного воздействия. Учитель – равноправный партнер. При гуманистической позиции учителя быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия. Это способствует воспитанию у ребенка доброжелательности, терпимости, эмпатии, других положительных качеств, которые учитель проявляет сам по отношению к детям. В учебном процессе команды, требования, принуждения сведены к минимуму. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, связанных с открытой вербализацией чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных учеников. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения. Ученику позволено оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
3. Методы обучения (по Ю. К. Бабанскому):
- Методы организации учебно-воспитательной деятельности.
Словесные (рассказ, лекция, беседа о произведениях искусства, об истории их создания, об их творце и т. д.).
Наглядные (исполнение художественного произведения: выразительные чтение, мимика, жесты, речевые интонации; показ иллюстраций, рисунков, фотографий, предметов декоративно – прикладного искусства, скульптуры, музыкальных инструментов, различных атрибутов и т. д.).
Практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах художественной деятельности).
Репродуктивные (показ, подражание образцу педагога. Материал носит информативный характер: формирование представлений о художественной культуре, видах, жанрах, навыков чтения стихов, пересказа художественных произведений, драматизации, сценического мастерства, рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования).
Проблемно – поисковые (развивают у учащихся навыки учебно-познавательной деятельности, художественно – творческие способности, активизирует мыслительную деятельность. Позволяют направить на поиск тех средств художественной выразительности, которые соответствуют поставленной задаче и позволяют создать яркие образы в рисунке, лепке, сочинении сказок, стихов, попевок, рассказов и др.)
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
дидактическая игра, занимательные упражнения, создание ситуации эмоциональных переживаний, метод поощрения, создание ситуации успеха в учебе.
- Метод предъявления требований и др.
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
- Применение технических средств обучения.
Наибольшие возможности в использовании элементов атрпедагогики предоставляют уроки литературного чтения, русского языка (раздел «Развитие речи»), технологии.
Развитие речи – актуальная задача обучения в школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Проблема развития речи занимает важное место в образовании. Речь наших школьников бедна, маловыразительна. Ученикам трудно перевести внутреннюю речь во внешнюю.
На уроках литературного чтения и развития речи мы формируем умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся; умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; умение устного словесного описания предмета. На уроках проводится работа по обогащению и активизации словаря, развитию воображения, мышления и других психических процессов.
Нами подобрана система заданий по словесному рисованию, в которую входят четыре группы упражнений.
Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
Для полноценного восприятия произведения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, т. к. их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходиться тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет эмоциональную составляющую.
Для усиления эмоционального восприятия предлагаем такие задания.
Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
Обратите внимания на слова, которые выбирает автор, для того чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
Придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.
Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
Предлагаем такие задания.
Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т. д.
Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению.
Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?
Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу.
Предлагаем такие задания.
Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, олицетворение, метафору?
Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворении, метафору.
Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения.
Какие настроения автора вы почувствовали?
Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
Выразите возникшие у вас чувства.
Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Покажем приемы работы с произведением Сергея Александровича Есенина «Задремали звезды золотые …» предлагаем задание первого уровня: прочитайте самые красивые словосочетания (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).
Еще одно задание первого уровня сложности: какие строчки запомнились? Прочитайте без книги.
Задания второго уровня: найдите олицетворения (задремали звезды, задрожало зеркало, улыбнулись березки, растрепали косы, крапива шепчет). Прочитайте только те строчки, которые относятся к иллюстрации.
Задания третьего уровня: представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете? (розовую, зеленую, голубую, белую, желтую).
Уроки технологии способствуют формированию психических функций: внимания, воображения, мышления, стимулируют развитие речи, дифференцируют движения рук, нормализуют взаимодействие речи и деятельности. Занятия оказывают влияние на умение планировать предстоящую работу, выделять этапы, устанавливать последовательность действий. Существенную роль в регуляции мышечного тонуса, в развитии мелкой моторики играют тренировочные упражнении на первом этапе урока. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев рук, укрепление мышц руки.
На таких уроках, по возможности, предлагается ребенку выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе. Большую ценность представляет искренность, открытость, спонтанность в выражении своих чувств и переживаний.
На заключительном этапе предлагается использовать изделия в деятельности, побуждающей ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного доверия, принятия (драматизация, инсценирование, использование в играх и др.)
На уроках, во время физминуток, используются элементы психогимнастики.
Детям показываются картинки с веселыми человечками их движения надо повторить.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.
Упражнения: Нам холодно, жарко и др.
Таким образом, разнообразные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации, способствуют выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека.
Постепенно приобретается позитивный коммуникативный опыт, складываются гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми и в целом происходит нравственное развитие личности.
В нашем образовательном учреждении открыта студия изобразительного творчества «Лукошко».
Цель студии:создание оптимальных условий для формирования и развития творческих умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
Задачи:
1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с ограниченными возможностями здоровья художественных навыков.
Занятия разными видами художественного творчества в студии развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид.
Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета или вида творческой деятельности. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности.
Для проведения занятий необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Перед началом рисования педагог проводит определенный психологический настрой, и затем все учащиеся начинают рисовать. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:
-как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;
-что чувствовал ребенок во время рисования.
Каждое занятие изотерапии тематическое: обязательно связано либо с временем года, с наступлением какой-либо даты, с важным событием города, области или страны.
В течении года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» организовывается 2 выставки работ детей с ОВЗ студии «Лукошко», где все педагоги, учащиеся, а также родители могут познакомиться с картинами юных художников. Кроме того, ребята с ОВЗ участвуют в различных творческих конкурсах, где занимают призовые места.
Наши ребята с ограниченными возможностями здоровья являются лауреатами различных конкурсов и фестивалей всероссийского, областного, городского и районного масштаба:
- участники I всероссийского конкурса рисунков для детей с ограниченными возможностями здоровья «Я могу! Я рисую!» (с международным участием), 2018 г.;
- участники областного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Рождественские встречи друзей» (2018 г.);
- победители городского конкурса рисунков среди детей с особенностями в развитии «Великой Победе посвящается…» (2018г., 2019г.);
- лауреаты II степени городского литературного фестиваля-конкурса «Мой взгляд на мир» для детей с ОВЗ, номинация «изобразительное и декоративно-прикладное творчество» (2018г.);
- лауреаты I степени городского конкурса рисунков «Экология глазами малышей» (2018г.);
- дипломаты II степени городского конкурса рисунков «Экология. Творчество. Дети.» (2017г., 2018г.);
- дипломаты II степени городской выставки – конкурса «Зимняя сказка» (2018г.);
- победители XXII фестиваля-конкурса художественного творчества «Новогодняя феерия» (2018г.);
- участники городской выставки детского прикладного и изобразительного творчества «Рождественская сказка» (2018г.);
- победители в областной научно-практической конференции «Мои первые открытия» по теме: «Краски в нашей жизни» (2019г.);
- участники муниципального интернет-конкурса рисунков «Безопасный переход» (2018г.);
- участники художественной выставки в Новокузнецком художественном музее «Учитель и Ученик», посвященной 300-летию Кузбасса (2019г.);
- лауреаты районного этапа фестиваля- конкурса самодеятельного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучики Надежды» (2018 г., 2019г.).
Опыт нашей деятельности мы представляли на II Международной научно – практической конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика», г. Чебоксары: https://interactive-plus.ru/ru/action/415/info
Имеется публикация статьи в сборнике «Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы II Международной научно – практической конференции» в 2017г. https://interactive-plus.ru/ru/action/415/imprint: Федосова Е.Н. Использование элементов арт-педагогики в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.Н. Федосова, С.Н. Маркова // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 129-131. – ISBN 978-5-9500416-7-9: https://interactive-plus.ru/e-articles/415/Action415-462480.pdf
В живописи и даже рисунке дети с ограниченными возможностями здоровья стали добиваться результатов, пожалуй, не меньших, чем дети художественных школ. Эмоциональное восприятие, способности к художественному творчеству у них оказались практически на уровне здоровых детей.