Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в период адаптации при переходе в основную школу
Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в период адаптации при переходе в основную школу
Адаптационный период для обучающихся из начальной школы в основную у пятиклассников всегда проходит очень сложно. Ведь адаптация – процесс формирования механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в период адаптации при переходе в основную школу»
Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса с ОВЗ
на уроках русского языка и чтения
в период адаптации при переходе в основную школу
Адаптационный период для обучающихся из начальной школы в основную у пятиклассников всегда проходит очень сложно. Ведь адаптация – процесс формирования механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения.
Способности таких обучающихся развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить способности обучающихся. Только успех станет стимулировать детей на достижения, развивать их самоконтроль, повышать самооценку. Именно поэтому была необходимость на уроках в 5 классе по русскому языку и чтению искать разные формы работы, которые были бы интересны обучающимся, и давали возможность самореализации в повышении их самооценки. Нетрадиционные элементы урока — это и есть фактор формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с ОВЗ. Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса с ОВЗ
на уроках русского языка и чтения
в период адаптации при переходе в основную школу
Адаптационный период для обучающихся из начальной школы в основную у пятиклассников всегда проходит очень сложно. Ведь адаптация – процесс формирования механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения.
Способности таких обучающихся развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить способности обучающихся. Только успех станет стимулировать детей на достижения, развивать их самоконтроль, повышать самооценку. Именно поэтому была необходимость на уроках в 5 классе по русскому языку и чтению искать разные формы работы, которые были бы интересны обучающимся, и давали возможность самореализации в повышении их самооценки. Нетрадиционные элементы урока — это и есть фактор формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с ОВЗ.
Мною была поставлена цель: обеспечение эмоционально комфортных условий для обучающихся в период адаптации в процессе уроков русского языка и чтения. Необходимо было найти свои способы поддержания интереса детей, так как для активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ необходимы нестандартные приемы в работе. Это не замена прежней системы уроков, а их дополнение, вносящее оживление, разнообразие, повышающий интерес, способствующий совершенствованию учебного процесса.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. С их помощью можно решить проблему дифференциации обучения и организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ. Быстрее и лучше усваивается программный материал, охотно включаются в нетрадиционные формы работы, где есть свои знания, смекалка и творчество.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся с ОВЗ удовлетворение от самого процесса труда. На таких уроках дети увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Такие формы работы стимулируют деятельность обучающихся.
Обучающие 5 класса практически все любят разукрашивать и рисовать. Разукрашивание и рисование участвует в конструировании зрительных образов. Ребенок, рисуя, разукрашивая, как бы формирует объект или мысль заново, изучая закономерности, касающиеся предметов. Все это приводит к новому осмыслению полученных знаний. Именно поэтому, рисование и разукрашивание – очень уместный элемент проводимых уроков. Рисование и разукрашивание – считается графической речью.
При повторении темы «Фонетика» обучающиеся получают такие задания: - нарисовать на листочке двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только «двойняшки». На первом этаже шесть комнат займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, - его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с. Постепенно будем достраивать в доме новые комнаты и заселять и х согласными звуками, для которых есть буквы.
На уроках повторения по чтению созданные рисунки служат обучающимся с ОВЗ опорным конспектом, позволяя вспомнить изученный материал. Кроме того, рисунок может быть материалом для проведения виртуальных экскурсий. Такие путешествия в созданную учеником фантастическую страну прекрасно формируют навыки его устных высказываний. Для того, чтобы понять содержание обсуждаемого рисунка, ученику необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.
Необходимо всегда быть в постоянном поиске, искать новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию обучающихся с ОВЗ на всех этапах обучения. На практике реализовывать образовательную концепцию обеспечения обучающихся с ОВЗ прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
За период обучения необходимо изменить смысловые установки обучающихся, а это возможно только через изменение нашей с ними совместной деятельности, путем целенаправленного, продуманного педагогического труда.
Список использованной литературы
1.Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С. Н. Лысенкова. — Москва: Просвещение, 1988. — 192 с.: ил. — (Творческая лаборатория учителя)
2.Ник Вуйчич. Жизнь без границ. Издательство Эксмо, 2015 г.
3.Е.И.Чирва. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. 2005 г.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.