kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие лексической стороны речи средствами, смежными с художественной литературой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны описания средств работы над развитием лексической стороны речи на индивидуальных занятиях по РСв и ФП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие лексической стороны речи средствами, смежными с художественной литературой»

Развитие лексической стороны речи обучающихся средствами, смежными с художественной литературой

Одной из задач коррекционной специальной школы-интерната I вида является эмоционально-эстетическое развитие учащихся с нарушениями слуха и задержкой в развитии, формирование культуры их чувств. Поэтому на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я стремлюсь научить эту категорию обучающихся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только ощущать, но и переживать. Художественные образы произведения воссоздаются не только мысленно, силою воображения, но и с помощью кисти или карандаша художника (иллюстративная живопись). Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции неслышащих школьников, служит основой для осмысленного высказывания ребят, помогает им сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания.

Рассматривая картины, я приучаю детей вдумчиво относиться к явлениям и фактам искусства и жизни, развиваю в них критическое чутье, широту мысли, любовь к обобщениям.

В результате знакомства с живописью учащиеся учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, что способствует развитию логического мышления. На индивидуальных занятиях я знакомлю ребят с приемами сравнения предметов в пространстве (ближе – дальше, выше – ниже, прямо – влево, вверх – вниз), во времени (раньше – позже, сегодня – завтра) и т.д.

Работу над картиной я провожу, соотнося ее с литературной темой, созвучной ей по аналогии или контрасту. Например, работу по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» на индивидуальном занятии с Олей Н. я приурочила к изучению стихотворений А. Пушкина «Туча», И. Гончарова «Летний вечер».

С учетом возраста учеников, особенностей их слуховой функции, речевого развития и подготовленности по теме я подбираю к картинам вопросы, задания, лексический материал. В процессе подготовки я намечаю пути стимулирования творческого воображения учащихся, определяю этапы работы с картиной от подготовки к ее восприятию, первоначального рассматривания до конечного этапа, которым завершается работа (устный рассказ, диалог, сравнение с художественным произведением) Например, на индивидуальном занятии по теме «Осень» с Петей Л. я приучаю ребенка вслушиваться в стихотворный текст, понимать настроение рассказа, учу его навыкам выразительного чтения, сопоставлению описания картины со стихотворным текстом. Занятия строятся на использовании стихотворных текстов Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А. Пушкина «Унылая пора!», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …» и картины И. Левитана «Золотая осень». После чтения стихотворений и наблюдением над картиной я задаю вопрос: «Какие признаки осени ты заметил в стихотворениях?» ученик отвечает, что день становится короче, солнце греет слабо, желтеют и осыпаются с деревьев листья, вянет трава, улетают птицы, часто идут дожди. В подтверждение своих слов мальчик, пользуясь литературными текстами, цитирует стихотворные строчки.

Я предлагаю Пете подумать, каким настроением окрашены стихотворения об осени. Вместе мы выясняем, что нередко осень считают грустной и унылой порой. Часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели поэты и художники.

Образы в литературе создаются словами, картины художников – цветами красок. Читая стихотворения, ребенок представляет картины природы, видит то, о чем хотел сказать поэт. Когда он смотрит на картину художника, то вспоминает стихотворные строчки, находит слова, выражения, чтобы передать настроение художника.

На каждом этапе работы над картиной я провожу словарную работу с опорой на лексический материал, главная мысль которого: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» (Ф.Тютчев).

План.

1. Освещенная солнцем поляна.

2. Пустые берега похолодевшей реки.

3. Побледневшее небо.

4. Роща справа и слева.

5. Одинокая березка.

6. Пейзаж, навевающий грусть.

Затем я предлагаю учащимся сопоставить описание картины И.Левитана со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Сопровождающие беседу вопросы и задания:

- Какое настроение передает поэт? (Настроение спокойное.)

- Можно сказать, настроение умиротворенное. (Поэт восхищается красотой окружающей природы.)

- Не заметил ли ты грустные нотки в стихотворении? Прочитай. («Пустеет воздух, птиц не слышно боле», «короткая пора».)

- Какое настроение у поэта? (Ему радостно, потому что ранняя осень - это «дивная пора». Я думаю, что ему грустно, потому что скоро наступит зима.)

- Можно сказать, что у поэта противоречивое настроение. Ему радостно, потому что ранняя осень «дивная пора», но она закончится и наступит зима.

Вывод вместе со мной Петя Л. повторяет сопряжено.

- Какое настроение создает картина И.Левитана? (У И.Левитана осень - тоже «дивная пора». Художнику нравится осень. На картине много красок, много света, но мы видим одинокие кустик и березку, темную воду. Картина И.Левитана тоже создает противоречивое настроение.)

- Верно. Для художника И.Левитана осень – это тоже «дивная пора». Березки, одетые в золотой наряд. На земле лежит красивый ковер из пестрых листьев. Селения утопают в осеннем золоте. Но мы уже чувствуем на картине нотки грусти. Это потемневшая вода в реке, одинокие березка и кустик, печально склонившиеся к воде. За осенью всегда наступает зима.

(Вывод вместе со мной учащийся повторяет сопряжено.)

- Созвучны ли по настроению стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и картина И.Левитана «Золотая осень»? (Да, они созвучны. Они вызывают противоречивые чувства. Стихотворение и картина вызывают чувство радости и чувство грусти.)

- Да. Они вызывают чувство радости, восхищение осенней красотой и чувство грусти оттого, что за осенью наступит зима.

(Вывод вместе со мной учащийся повторяет сопряжено.)

Занятие по теме заканчивается составлением учащимся высказываний по картине. Вариант описания картины. На картине И.Левитана изображен любимый осенний пейзаж. Погода чудесная. Мы на освещенной солнцем поляне. Трава на ней еще зеленая, но местами уже пожелтевшая. На переднем плане изображен край рощи. Березки тянутся вверх. Они сменили свой зеленый наряд на золотой. Рядом с березками стоят обнаженные осинки. Землю покрывает пестрый ковер листьев. Вот мы спускаемся к реке. Вода уже потемнела. Еще не холодно, но купаться уже не хочется. В реке отражается небо. По нему скользят легкие перистые облака. На заднем плане слева мы видим березовую рощу, роняющую желтые листья. Справа – не тронутые желтизной деревья. Вдалеке виднеются селения, утопающие в осеннем золоте. Наше внимание привлекают одинокая березка и кустик багрово-медного цвета. Они печально наклонились над рекой, потому что ранняя осень – это очень «короткая пора». И.Левитан так изобразил золотую осень, что нельзя не восхищаться ее красотой. Так и хочется сказать: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора».

Кроме репродукции картин на индивидуальных занятиях я широко применяю иллюстрации, содержащиеся в учебных книгах, а также наборы открыток, иллюстрации из альбомов и журналов.

Иллюстративный материал дает словесному образу зримую интерпретацию: помогает представить внешний облик героев, их характер, воссоздает обстановку действия, передает атмосферу эпохи.

Таким образом, в результате использования разнообразных методических приемов обучения у школьников с нарушениями слуха и задержкой в развитии формируются следующие навыки:

- сопоставлять иллюстрации с прочитанным текстом;

- соотносить изобразительную интерпретацию художественного текста с авторской мыслью произведения;

- выражать свое собственное отношение к увиденному и прочитанному.

Оценка эффективности деятельности

Оценка эффективности деятельности проводилась с целью систематизации и организации ситуации применения комплекса умений, которые формировались у обучающихся с множественными нарушениями в области развития лексической стороны устной речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Оценка эффективности деятельности в формах праздника, конкурса, сюжетно-ролевой игры. Праздник – демонстрация учащимися своих достижений, того, что они научились делать. Это замечательно – уметь что-то делать самому и поделиться своими достижениями с близкими людьми: праздник «Это гордое слово - мама».

Весьма полезной формой оценки эффективности деятельности является форма сюжетно-ролевой игры, что дает возможность обучающимся с нарушениями слуха потренироваться в комплексном применении сформированных речевых умений. Так мы проигрывали ситуации связанные с изученными лексическими темами и литературными текстами: «Юный экскурсовод краеведческого музея», «Сказка о туче».

При организации конкурса я продумывала разные по сложности виды заданий, чтобы обучающихся разного уровня развития устной речевой деятельности могли принять активное в нем участие.

Данная форма оценки эффективности деятельности позволяет, во-первых, особо сделать акцент на развитии контрольно-оценочной деятельности обучающихся; во-вторых, позволяет работать над формированием у обучающихся умения развивать лексическую сторону устной речи и тем самым способствовать личностному их развитию.

Техника приемов

В индивидуальной работе по РСВ и ФП широко применяется верботональный метод обучения детей с нарушениями слуха, основанный на тесном взаимодействии соматосенсорного (телесного) и слухового путей с ситуативным обучением языку и речи. В данном случае речь идет о комбинаторном сочетании средств и приемов классического и верботонального методов, что диктуется в первую очередь структурой дефекта.

На занятиях по индивидуальной реабилитации неслышащих учащихся с множественными нарушениями в развитии обучения речи, развитие слухового восприятия ведется в тесном единстве с развитием у них психических процессов, мыслительных навыков и активизации познавательной деятельности, что крайне важно в условиях дефицитарного развития.

В практике моей работы на индивидуальных занятиях широко используется метод конструирования личности ребенка с множественными нарушениями в развитии: выявление положительных качеств обучающегося, развитие, совершенствование и углубление их; прогнозирование положительного развития личности на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни; нахождение в нравственном облике обучающегося точки опоры, которая может стать исходным направлением реабилитации его личности.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие или тормозящие ход отрицательного развития личности учащегося и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения обучающихся с нарушениями слуха и задержкой в развитии.

Положительная динамика

Систематическая работа по развитию лексической стороны устной речи у обучающихся с множественными нарушениями развития на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с помощью средств художественной литературы позволила качественно повысить уровень владения устной речевой деятельностью. У учащихся отмечается качественный и количественный рост словаря, разборчивости и внятности речи, снизилось количество аграмматизмов при употреблении литературных выражений, при построении связных высказываний различного содержания отсутствовали грубые нарушения высказывания, такие как нарушения логики излагаемых событий, пропуски структурных компонентов текста. Повторное экспериментальное исследование показало значительную динамику не только в овладении словарем, но и в общем речевом развитии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие лексической стороны речи средствами, смежными с художественной литературой

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства