kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над текстами с неслышащими учащимися на занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены приёмы работы над текстами на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над текстами с неслышащими учащимися на занятиях по РСВ и ФП»

Методика работы над текстами – диалогами (из опыта работы).

При работе с текстами отбираются те, которые специально насыщены закрепляемыми у неслышащего обучающего в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Количество текстов может быть увеличено в связи с фонетическими задачами занятий.

Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает только часть занятия. Сначала учитель-дефектолог знакомит обучающегося с диалогом (большой диалог отрабатывается по частям); воспроизводит его эмоционально и выразительно, подробно обыгрывая с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации и другой наглядный материал. Обучающийся дважды воспринимает текст слухозрительно и каждый раз повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с помощью фигурок.

Затем диалог предъявляется по репликам. Обучающийся воспринимает каждую реплику дважды слухозрительно, каждый раз повторяя то, что понял. Независимо от того, воспринята реплика или нет, он читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке, которая «произносит» данную реплику. Учитель - дефектолог с помощью предъявления образца собственной речи, а также при использовании фонетической ритмики и других специальных приемов работы над произношением побуждает ученика к реализации произносительных возможностей. Затем текст прочитывается целиком.

На следующем занятии предлагается обучающемуся самостоятельно составить диалог из «рассыпного» текста, подкладывая отдельные реплики на письменных табличках к определенной фигурке. В зависимости от особенностей речевого развития обучающихся диалог может быть «разрезан» на реплики, а также на отдельные фразы, словосочетания, слова. Поощряется составление вариативных высказываний (слова из диалога в разрезном тексте представлены как с прописной, так и со строчной буквы). Знаки препинания также даются обучающемуся отдельно, для того чтобы он глубже осознал их лингвистическое значение. Затем прочитывается диалог. Нередко в процессе чтения обучающийся самостоятельно исправляет допущенные ошибки.

После этого учитель-дефектолог дает задание проверить, совпадает ли диалог ученика с тем, который придумал учитель. Диалог предъявляется на слух. При этом можно использовать вариативные высказывания, что побуждает обучающегося внимательно вслушиваться в речь учителя-дефектолога, развивает у него вероятностное прогнозирование.

В дальнейшем фразы, слова, словосочетания из диалога предъявляются на слух в случайной последовательности (напечатанные таблички находятся перед обучающимся) и отрабатываются в произношении. Особое значение следует придавать реализации произносительных возможностей обучающегося. Внятному и эмоциональному воспроизведению речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.

В заключении учитель-дефектолог и обучающийся разыгрывают диалог при помощи фигурок или учащийся воспроизводит диалог за двух его участников. В процессе этой работы напечатанные таблички сначала находятся перед обучающимся, а затем их убирают. Обучающийся разыгрывает диалог с фигурками без помощи табличек, что способствует развитию у него более естественной речи, речевой памяти. Целесообразно также инсценировать диалог, что приближает его к жизненным условиям. Желательно при этом иметь определенные атрибуты декорации (например, при инсценировании диалога про приготовление обеда обучающийся надевает фартук, «режет» овощи, бросает их в кастрюлю, варит суп на «плите» и т.п.). Рекомендуется изменять ситуации речевого общения (например, разговаривают «мама и девочка», «бабушка и ребенок», беседа по телефону, в доме и др.), побуждать неслышащего обучающегося с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации передавать особенности речевого поведения персонажей.

Работу с диалогом заканчивают, когда обучающийся может без помощи табличек самостоятельно или в паре с учителем-дефектологом, товарищем инсценировать диалог, произнести текст эмоционально, достаточно естественно, реализуя свои произносительные возможности, активно используя неречевые средства коммуникации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Работа над текстами с неслышащими учащимися на занятиях по РСВ и ФП

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства