Просмотр содержимого документа
«Работа над ритмической стороной речи на занятиях РСВ и ФП с неслышащими школьниками.»
Ритмическая выразительность
Основа всей жизни человека — ритм,
данный каждому его природой, дыханием.
К. Станиславский
Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5—6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп речи у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.
Скорость речи (темп), относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов) зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Полный стиль официальных выступлений, лекций отличается общим замедленным и более отчетливым (по сравнению с разговорным стилем) произношением всех слогов — ударных и неударных. Для разговорного стиля типично общее ускорение темпа речи. Частная беседа протекает в более быстром темпе, чем публичное выступление. Отмечено: чем важнее содержание, тем замедленнее речь.
Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является ритм, то есть последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, которые отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.
Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной.
У детей с нарушением слуха эти характеристики, как правило, нарушены, поэтому необходима работа над темпом и ритмом речи.
Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно развивается способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:
- двигаться в заданном темпе;
- чередовать движения в различном темпе;
- сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе;
- проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.
Рекомендации.
Упражнения необходимо выполнять: с четкой артикуляцией; с равномерным распределением выдоха; соблюдая умеренный и медленный темп; синхронизируя произнесение и движение.
Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.
Упражнение 1.
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а-у-а-у-а-у
ап-ап-ап-ап
па-па-па-па
та-та-та-та
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2.
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3.
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тат у та тат у
тат а та та та та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
Упражнение 4.
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
август аист атом
яхонт ялик яма
умница улица узник
Упражнение 5.
Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
ноги — нога атлас — атлас
руки — рука замок — замок
горы — гора пироги — пироги
козы — коза гвоздики — гвоздики
совы — сова кружки — кружки
Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу,
Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою.
Смешная обезьяна.
Упражнение 6.
Произнесите слова, выделяя ударный слог.
Доктор - доктора
Город - . . . . . .
Сторож - . . . . . .
Учитель - . . . . . .
Вечер - . . . . . .
Берег - . . . . . .
Холод - . . . . . .
Адрес - . . . . . .
Упражнение 7.
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 8.
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
(А. Пушкин)
Упражнение 9.
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал до поворота.
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и всё!
(С. Маршак)
Упражнение 10.
Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько дали?
Аты-баты - три рубля.
Аты-баты - покажите,
Аты-баты - не хочу -
Аты-баты - спать хочу!
(Шуточная народная песенка)
Упражнение 11.
Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.