Просмотр содержимого документа
«Работа методического объединения учителей трудового обучения: планы, перспективы, возможности.»
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3”
Работа методического объединения учителей трудового обучения: планы, перспективы, возможности.
(сообщение в рамках регионального МО учителей трудового обучения)
Подготовила:
руководитель МО учителей трудового обучения, математики и СБО,
учитель СБО
Миронова Н. А.
Волгоград
17.05.2018
Работа методического объединения учителей трудового обучения: планы, перспективы, возможности.
Решая важнейшие задачи личностного становления обучающихся, их социализации и профориентации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы школы.
Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ОВЗ, направленных на подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ.
Для совершенствования методического и профессионального мастерства педагогов, организующих работу по обеспечению современных требований к обучению и воспитанию молодежи, в школе создано методическое объединение учителей трудового обучения.
Тема, над которой работает школьное МО, и, возможно, будет работать региональное МО: «Формирование социально-значимых качеств личности школьников с ОВЗ средствами образовательного процесса и комплексного сопровождения в условиях школы-интерната».
Цель работы МО: оказание методической помощи учителям трудового обучения с целью создания оптимальных условий для развития и коррекции личности ребенка с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Задачи:
- распространять имеющийся педагогический опыт среди учителей МО, позволяющий создавать благоприятные условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в рамках реализации образовательных программ и введения ФГОС образования;
- расширять и укреплять профессиональное взаимодействие педагогов МО, школы и других образовательных учреждений;
- использовать технологии педагогического взаимодействия школы и семьи в социальной адаптации школьников с ОВЗ с учетом требований современного общества;
- достигать планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Направления деятельности методического объединения:
- работа с нормативной и методической документацией;
- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности;
- участие в методической работе школы (заседания МО, педсоветы, совещания, семинары) в целях обмена опытом;
- подготовка и обсуждение сообщений по вопросам методической темы МО;
- подготовка и проведение открытых уроков, предметных недель, выставок;
- взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
- обобщение педагогического опыта учителей профессионально-трудового обучения и представление его на МО;
- активизация работы по самообразованию учителей профессионально-трудового обучения;
- изучение и использование в педагогической деятельности новых информационных технологий обучения;
- педагогическая диагностика учащихся с целью организации индивидуального и дифференцированного подхода;
- укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к кабинету, мастерской, к оснащению урока.
Методическое объединение часть своей работы осуществляет на заседаниях, где решаются различные задачи, обсуждаются актуальные вопросы, решения заседаний оформляются протоколами.
На заседаниях педагоги выступают с сообщениями по темам самообразования, обобщают свой педагогический опыт.
Все педагоги в течение учебного года проводят открытые уроки, активно участвуют в предметной декаде, дне открытых дверей.
Методические объединения традиционно один раз в 3 года проводят семинары. Наше МО в 2014-2015 учебном году проводило семинар «Системный подход к организации работы по трудовому обучению и воспитанию учащихся специальных коррекционных школ 8 вида»; в 2017-2018 учебном году организовало семинар «Развитие двигательных возможностей и формирование профессионально-трудовых приемов у учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения». На семинаре выступили учителя трудового обучения, а затем, коллективом школы была выполнена практическая работа, где педагоги из материалов, используемых на уроках в мастерских, сделали детали, которыми был украшен стенд, отражающий все направления трудового обучения в школе.
Педагоги принимают активное участие в педсоветах, семинарах, конкурсах, как на школьном уровне, так и за пределами школы. В 2017-2018 учебном году учителя МО ТО выступали на педсовете: «Профориентационная работа в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3: новый взгляд и современные подходы»; приняли участие в региональном семинаре-практикуме «Организация профессиональной ориентации обучающихся, имеющих ограничения в здоровье».
В школе-интернате на достаточно высоком уровне поставлена трудовая подготовка обучающихся, оборудованы мастерские по пяти направлениям: «Слесарное дело», «Столярное дело», «Цветоводство», «Швейное дело», «Штукатурно-малярное дело».
Выбор трудового профиля определяется психофизическими особенностями обучающихся. В образовательном учреждении проводится целенаправленный отбор по тому или иному профилю, учитываются интеллектуальные возможности обучающихся, интересы, физическое состояние.
Обучающиеся положительно относятся к урокам трудового обучения. На вопрос: «Какой ваш любимый предмет в школе» 33 ученика из 71, что составляет 46 %, ответили «ТРУД». Здесь они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают приёмами труда, у них вырабатываются профессиональные навыки, формируются общетрудовые умения.
В слесарной мастерской обучающиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, приемы работы с металлом (правка и гибка), элементы токарного дела, изготавливают инструмент для столярных и слесарных работ (молотки различной формы, малки, угольники и др.), садово-огородный инвентарь (грабли, мотыги). Учатся ремонтировать и восстанавливать изделия.
В столярной мастерской на уроках обучающиеся знакомятся с азами столярного дела, инструментом и приемами работы с ним. Изготавливают деревянные игрушки, детскую мебель (стульчики и столики), полки для цветов, инструмент для столярных работ, скамейки, вешалки, кухонный инвентарь, подсвечники, шкатулки.
На уроках цветоводства обучающиеся знакомятся с правилами посева семян и выращивания рассады, ухода за декоративными растениями, оформления цветников, сбора и сортировки семян, хранением луковиц в зимний период, органическими и неорганическими удобрениями. Изучают различные виды кустарников и ухаживают за ними. Знакомятся с парниками, теплицами и работой в них. Учатся составлять букеты и композиции из различных цветов.
На занятиях в швейной мастерской обучающиеся получают сведения о швейных машинах, их назначении, характеристиках и особенностях, отрабатывают умения и навыки работы на них. Узнают об ассортименте и свойствах тканей из различных волокон. Учатся изготавливать выкройки, выполнять построение чертежа. Осваивают технологию изготовления и выполняют пошив нательного, постельного (наволочки, пододеяльника), столового белья, легкой одежды (ночной сорочки, пижамы, юбок, платьев, брюк, блузок). В старших классах выполняется пошив изделий повышенной сложности: жакет без подкладки, куртка с капюшоном, костюм женский.
В штукатурно-малярной мастерской обучающиеся изучают основы штукатурно-малярного дела, знакомятся с видами облицовки, декоративными составами, специальными видами штукатурки, с окраской металлических поверхностей, фактурной отделкой поверхности, покрытиями пола, технологией плиточных работ. Формируются навыки нанесения различных видов отделки на поверхность.
Обучающиеся выполняют заказы школы: починка и пошив постельного белья, полотенец, пошив штор и костюмов для художественной самодеятельности, изготовление инструментов (швабр, совков), уход за пришкольным участком, ремонт классных комнат и других помещений школы.
В 9 и 11 классах обучающиеся сдают единственный экзамен по трудовому обучению, который состоит из теоретической и практической части.
Ежегодно проводятсяпредметные декады по трудовому обучению, которые отражают подготовку учащихся по школьной программе, повышают интерес к предмету, воспитывают трудолюбие, уважение к труду людей, расширяют знания о многообразии профессий. В рамках декады проводятся конкурсы рисунков и мастерства, игровые программы, викторины, занимательные мероприятия, интегрированные уроки.
Проводятся презентации мастерских и кабинетов, где обучающиеся 4-х классов знакомятся с помещениями трудового обучения, оборудованием, материалами, выполняют несложные виды работ, играют.
Уже второй год в школе проходит Конкурс «Лучший по профессии», в котором принимают участие обучающиеся с 8 по 11 класс по всем 5 направлениям. Подобные конкурсы проводятся на предприятиях. Конкурс позволяет определить самого способного ученика. Для проведения конкурса было разработано Положение, теоретические вопросы, инструкционно-технологические карты для выполнения практической работы. Победители получают грамоты и призы.
На уроках и внеклассных мероприятиях проводятся беседы о профессиях: «В мире профессий», «Моя будущая профессия», «Человек трудом велик», «Все профессии важны»,
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с многообразием профессий, с рабочими местами и требованиями к различным профессиям.
Организуются встречи с представителями различных профессий и представителями профессиональных образовательных учреждений, мастерами, с выпускниками школы.
В школе проводятся выставки поделок. Ежегодно принимаем активное участие в специализированной выставке «Образование» Волгоградского областного образовательного форума.
Будущее России - в руках её тружеников. Учитель профессионально - трудового обучения может много сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми.
Для успешной адаптации выпускников необходимо скоординировать работу всех специалистов школы и работать комплексно в одном направлении для достижения поставленной цели.Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.
Список литературы
1.Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Детская и подростковая реабилитация № 1, 2006. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. Составитель Е.А. Ковалева, М.: Просвещение,1988 .
2.Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. Образование инвалидов. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002. 3.Волосовец Т.В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России. Дефектология № 3, 2004.
4.Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М: Просвещение, 1980.
5.Психологические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. Под ред. Климович И.Л. Ленинград, 1981.
6.Хохлина Е.П. Исследования психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями. Дефектология № 2. 2003.