kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Коррекционно – развивающая работа с детьми ОВЗ (ЗПР) учителя дефектолога» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для дефектолога работающего в общеобразовательной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Коррекционно – развивающая работа с детьми ОВЗ (ЗПР) учителя дефектолога» 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Михневская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области








УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Михневская СОШ»

____________/С.А.Филимонова/

«____» ____________ 2021 г.









Рабочая программа

«Коррекционно – развивающая работа с детьми ОВЗ (ЗПР)

учителя дефектолога»

5 класс






Составитель программы:

Коврижная Татьяна Валерьевна

Учитель – дефектолог.












Михнево


2021

Пояснительная записка



Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи программы:

  1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).

  2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.

  3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.



Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • Ритуал приветствия.

  • Рефлексия предыдущего занятия.

  • Разминка.

  • Основное содержание занятия.

  • Рефлексия прошедшего занятия.

  • Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

  • Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.



Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 5 классах.

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в

индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.

1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими , как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы хорошо выученный материал на других уроках.

К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.

Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем.

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит

развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-

моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то

процесса.









































Тематическое планирование 5 класс

Раздел

Темы занятий

Количество

Часов

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.



  1. Диагностика развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).



  1. Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки», уровень сложности 5.)



  1. Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа», уровень сложности 5).

  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень сложности 5).



  1. Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.


Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.


Коррекция, развитие и диагностика восприятия

  1. Упражнения для тренировки развития восприятия:

    • Таблица цифр

    • Таблица букв

    • Рисунок из геометрических фигур

    • Учимся видеть



  1. Игровые тренинги для развития наблюдательности:

    • Измеряем на глазок

    • Делим на части

    • Что за картина

    • Угадай голоса





Коррекция, развитие и диагностика внимания

  1. Игровой тренинг для развития внимания:

    1. Пропусти число

    2. Исправляем ошибки

    3. Сравниваем картинки



  1. Коррекция и развитие переключаемости внимания:

  • Методика «Красно – черная таблица» ;

  • Методика «Счет»



  1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»

  • Методика «Таблицы Шульте»



  1. Диагностика развития внимания


Коррекция, развитие и диагностика памяти

  1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

    • Логически не связанный текст

    • Лица с именами и фамилиями



  1. Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова

  • Ассоциации



  1. Игровые тренинги для развития памяти:

  • Пословицы

  • Предметы

  • Города

  • Я положил в мешок

  • Песни



  1. Диагностика развития памяти


Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт

  • Составь фигуру

  • Дорисуй рисунок



2.Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Муха»

  • Игра «Лишнее слово»

  • Игра «Поиск общего»



3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Ребусы

  • Кроссворды

  • Найди спрятанное слово

  • Какое число



4.Игры на развитие мышления:

  • Сравнение предметов

  • Назови слова

  • Назови соседа

  • Четвертый лишний



5.Диагностика развития мышления


Блок 3

Диагностика моторной деятельности



1. Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв»)


Блок 4

Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности


Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики

  1. Коррекция, развитие мелкой моторики:

    • Пальчиковая гимнастика

    • Массаж пальцев и ладоней



  1. Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов:

  • Гимнастика для глаз

  • Радость

  • Печаль

  • Преображение



  1. Тренинг на расслабление:

  • Дыхательная гимнастика

  • Звуки моря



Блок 5

Заключительная диагностика



1. Диагностика восприятия



2.Диагностика внимания



3. Диагностика памяти



4. Диагностика мышления













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коврижная Татьяна Валерьевна

Дата: 19.11.2021

Номер свидетельства: 591964


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства