Рабочая АООП НОО для глухих обучающихся по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»
Рабочая АООП НОО для глухих обучающихся по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»
Программа предназначена для детей с нарушениями слуха по предмету формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи, которая соответствует всем требованиям ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая АООП НОО для глухих обучающихся по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся 1 доп.класса (вариант 1.2) в коррекционно-развивающей области по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»
Учитель – разработчик:
Хабирова И.В.
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей - это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа по учебному предмету «Формированию речевого слуха и произносительной стороны и устной речи (индивидуальные занятия)» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2).
Цель и задачи специального (коррекционного) предмета
Цель обучения: формирование у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры.
Задачи обучения:
формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
формирование и развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи, навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи обучающихся;
в сфере личностных универсальных учебных действий - развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми;
в сфере регулятивных универсальных учебных действий - развитие способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия;
в сфере познавательных универсальных учебных действий _ воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; по - возможности, осуществлять вероятностное прогнозирование на основе воспринятых элементов речи с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; реализовывать в устных высказываниях умения, сформированные при овладении грамматической структурой русского языка, произносительные возможности;
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - осуществлять элементарное взаимодействие с речевыми партнерами на основе устной речи; выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; говорить достаточно внятно, реализуя сформированные произносительные умения; использовать в устной коммуникации естественные невербальные средства; в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов - давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - повторять их; выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации; выражать в элементарных речевых высказываниях просьбу, сведения о себе, собственной деятельности, своей семье, своем самочувствии и др.; отвечать на вопросы по содержанию воспринятых слухозрительно или на слух коротких текстов диалогического и монологического характера.
Коррекционно - развивающая работа на индивидуальных занятиях может проводиться при использовании стационарной звукоусиливающей аппаратуры, при необходимости применяются вибраторы. При этом отработанный речевой материал в конце каждого занятия дети учатся воспринимать с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Обучение может сразу проводиться при использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Вопрос об использовании разных типов электроакустической аппаратуры на индивидуальных занятиях с каждым учеником решается с учетом его возможностей слухового восприятия с их помощью речевого материала, что выявляется в процессе комплексного обследования обучающихся при поступлении в школу, в дальнейшем, по результатам динамического изучения восприятия и воспроизведения устной речи.
Общая характеристика предмета
Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов:
формирование речевого слуха;
формирование произносительной стороны речи.
Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению дети учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.
Работа по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи предусматривает формирование у обучающихся речевого поведения на основе использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов).
Формирование речевого слуха.
Содержание программы направлено на формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном использовании звуко-усиливающей аппаратуры.
Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги
На специальных индивидуальных занятиях в 1 классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут воспроизвести слова приближенно или точно. Учитывая определенную роль смыслового фактора, при восприятии на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его. Кроме того, начиная с I класса на слух предлагаются не только фразы, словосочетания и слова, но и слоги и даже звуки.
Учащихся (первоначальный период развития речевого слуха) учат различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов, состоящих из 8 – 12 слов. Основные способы восприятия — слухо-зрительный и слуховой. На занятиях допускается использование дактильной формы речи для уточнения звукобуквенного состава новых слов. Широко используются таблички с печатным текстом.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 60% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания. Контрольные работы по РРС проводятся 2 раза в год, в конце каждого полугодия. В них включается материал всех пройденных тем.
Учителю предоставляется возможность изменять сроки, отводимые для усвоения отдельных тем, пересматривать умения и навыки с учетом состояния речи и слуха учащихся.
Формирование произносительной стороны речи
Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.
Содержание специального обучения произношению на индивидуальных занятиях включает ряд разделов работы:
- работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы;
- работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте;
- работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответствующими основными звуками:
Основные разделы содержания обучения произношению включают работу над словом и фразой.
Цель работы над словом: формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
Цель работы над фразой: формирование и развитие у учащихся навыков ее произнесения в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.
Важное значение придается формированию и развитию ритмико-интонационной структуры речи учащихся. Проводится специальная работа по развитию у детей слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи) при использовании двигательного моделирования интонационных структур.
В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самоконтроля.
Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащегося. Проверки произносительной стороны речи учащихся проводятся 5 раз в год (в начале каждой четверти и в конце учебного года). Преемственность в обучении произношению в разных организационных формах предполагает совместное планирование работы учителями, ведущими уроки и занятия, и воспитателем. При этом учитывается, что на индивидуальных занятиях у учащихся формируют первичные произносительные навыки, а их закрепление осуществляют как на индивидуальных занятиях, так и на уроках и фронтальных занятиях.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: Методическое пособие для учителя Е.П. Кузьмичёва Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. 1 – 12 классы. М.: Просвещение, 1991, Методическое пособие для учителя Т.К. Королевская, В.Я.Стаценко Развитие слухового восприятия глухих учащихся. Коррекционная педагогика. Поурочные разработки по развитию слухового восприятия. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. М.: Просвещение, 2005 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план общего образования (вариант 1.2 ФГОС НОО глухих обучающихся) на изучение курса «Развитие речи и формирование произносительной стороны речи» предусматривает 3 часа в неделю на ребенка (1,5 часа – РРС, 1,5 часа - ФПСР).
Программа рассчитана на 99 часов (33 учебные недели)
Результаты образовательно - коррекционной работы.
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях, говорить достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
наличие мотивации к овладению устной речью;
развитие желания и умений постоянно пользоваться различными типами электроакустической аппаратуры, включая индивидуальные слуховые аппараты.
Метапредметными результатами являются:
развитие речевого поведения при соблюдении основ культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов - давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - повторять их;
развитие умений участвовать в диалоге;
развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер;
развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;
использование в учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;
развитие умений сообщать в устной форме элементарные сведения о себе, своей семье, результатах собственной деятельности, затруднениях при выполнении заданий и др.;
развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Предметными результатами являются освоение глухим обучающимся знаниевого компонента образования по образовательной области и предметным линиям, интегрирующим понятия и представления обучающегося в единую картину мира.
развитие речевого слуха - различения, опознавания и распознавания на слух(с помощью слуховых аппаратов), исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний,
создание качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи на базе развивающегося в процессе специального обучения речевого слуха; развитие слухозрительного воспряития фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов диалогического и монологического характера,
овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию; овладение элементарными приемами самоконтроля произносительной стороной речи; овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др).
Содержание учебного курса по ФРС для 1 доп. класса
Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов.
Различение и опознавание слов типа:
при выборе из двух: дом-собака, мяч-бумага, ручка-тетрадь, лопата-мама, бумага-лопата;
при выборе из трех: дом-собака-тетрадь, папа-ручка-бумага,
мама—тетрадь—лопата, бумага—лопата—собака;
при выборе из четырех: дом-собака-тетрадь-мама, собака-лопата- бумага-тетрадь;
при выборе из пяти: дом-собака-тетрадь-мяч-ручка, мама-тетрадь-ручка-бумага-лопата.
Различение, опознавание на слух фраз и слов.
Организация занятий:
Дай ручку (тетрадь, карандаш, бумагу, мяч, дом, книгу).
Убери тетрадь (карандаш ...).
Открой книгу (тетрадь, шкаф, парту). Закрой тетрадь (книгу....).
Словарь: один...десять, плюс, минус, будет сколько.
Содержание учебного курса по ПСУР для 1 доп. класса
Программа первого уровня
Развитие длительного выдоха, умения воспроизводить слитно сочетания из 4-6 слогов, слитно воспроизводить слова (двух- и трехсложные) и короткие фразы (из 2 слов), по подражанию учителю делить более длинные фразы на синтагмы.
Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умения сохранять одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом. Коррекция нарушений голоса (например, таких как фальцет, повышение голоса на отдельных звуках, гнусавый голос и др.).
Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; воспроизведение за счет более длительного произнесения гласного ударения в двух- и трехсложных словах и логического ударения во фразах.
Правильное воспроизведение в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр (а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (l), р) при замене остальных звуков регламентированными субститутами. При необходимости в дополнение к сокращенной системе фонем использование следующих замен: замена звуков ш, ж, ч, щ лабиализованным с, звука р звуком л (l), звука к звуком т, замена х звуком к или h. Коррекция дефектов звукового состава речи, принципиально влияющих на ее разборчивость (например, таких как сонантность, открытая гнусавость, закрытая гнусавость, боковая артикуляция свистящих и шипящих, универсальное озвончение глухих согласных и др.).
Воспроизведение слов слитно, без призвуков, в темпе, приближающемся к нормальному, соблюдая ударение и орфоэпические правила, звуковой состав точно или с регламентированными и допустимыми заменами.
Воспроизведение коротких фраз (из 2-3 слов) в темпе, приближающемся к нормальному, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, выделяя фразовое ударение. Побуждение к воспроизведению мелодической структуры повествовательных, вопросительных и побудительных фраз.
Воспроизведение диалогов (от 2 до 4 реплик) достаточно естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки произнесения звуковой и ритмической структуры речи, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (естественные жесты, мимику лица, соответствующую позу, пластику).