kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая АООП НОО для глухих обучающихся по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей с нарушениями слуха по предмету формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи, которая соответствует всем требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая АООП НОО для глухих обучающихся по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»»










Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся 1 доп.класса (вариант 1.2) в коррекционно-развивающей области по предмету: «Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)»


Учитель – разработчик:

Хабирова И.В.





















Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей - это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рабочая программа по учебному предмету «Формированию речевого слуха и произносительной стороны и устной речи (индивидуальные занятия)» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2).

Цель и задачи специального (коррекционного) предмета

Цель обучения: формирование у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры.

Задачи обучения:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • формирование и развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи, навыков самоконтроля произносительной стороной речи;

  • формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи обучающихся;

  • в сфере личностных универсальных учебных действий - развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми;

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий - развитие способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия;

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий _ воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; по - возможности, осуществлять вероятностное прогнозирование на основе воспринятых элементов речи с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; реализовывать в устных высказываниях умения, сформированные при овладении грамматической структурой русского языка, произносительные возможности;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - осуществлять элементарное взаимодействие с речевыми партнерами на основе устной речи; выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; говорить достаточно внятно, реализуя сформированные произносительные умения; использовать в устной коммуникации естественные невербальные средства; в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов - давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - повторять их; выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации; выражать в элементарных речевых высказываниях просьбу, сведения о себе, собственной деятельности, своей семье, своем самочувствии и др.; отвечать на вопросы по содержанию воспринятых слухозрительно или на слух коротких текстов диалогического и монологического характера.

Коррекционно - развивающая работа на индивидуальных занятиях может проводиться при использовании стационарной звукоусиливающей аппаратуры, при необходимости применяются вибраторы. При этом отработанный речевой материал в конце каждого занятия дети учатся воспринимать с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Обучение может сразу проводиться при использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Вопрос об использовании разных типов электроакустической аппаратуры на индивидуальных занятиях с каждым учеником решается с учетом его возможностей слухового восприятия с их помощью речевого материала, что выявляется в процессе комплексного обследования обучающихся при поступлении в школу, в дальнейшем, по результатам динамического изучения восприятия и воспроизведения устной речи.


Общая характеристика предмета

Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов:

  • формирование речевого слуха;

  • формирование произносительной стороны речи.

Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению дети учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Работа по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи предусматривает формирование у обучающихся речевого поведения на основе использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов).


Формирование речевого слуха.

Содержание программы направлено на формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном использовании звуко-усиливающей аппаратуры.

Специальная работа по развитию речевого слуха предусматри­вает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, слово­сочетания, слова, слоги

На специальных индивиду­альных занятиях в 1 классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное вос­приятие используется как вспомогательное средство. Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элемен­ты в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут вос­произвести слова приближенно или точно. Учитывая определенную роль смыслового фактора, при восприятии на первоначальном эта­пе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринима­ют на слух незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его. Кроме того, начиная с I класса на слух предлагаются не только фразы, словосочетания и слова, но и слоги и даже звуки.

Учащихся (первоначальный период развития речевого слуха) учат различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов, состоящих из 8 – 12 слов. Основные способы восприятия — слухо-зрительный и слуховой. На занятиях допускается использование дактильной формы речи для уточнения звукобуквенного состава новых слов. Широко используются таблички с печатным текстом.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 60% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания. Контрольные работы по РРС проводятся 2 раза в год, в конце каждого полугодия. В них включается материал всех пройденных тем.

Учителю предоставляется возможность изменять сроки, отводимые для усвоения отдельных тем, пересматривать умения и навыки с учетом состояния речи и слуха учащихся.


Формирование произносительной стороны речи

Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, прибли­жающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления уст­ной коммуникации с окружающими.

Содержание специального обучения произношению на индивидуальных занятиях включает ряд разделов работы:

- работа по развитию речевого дыхания направлена на формиро­вание и развитие у учеников навыка правильно пользоваться рече­вым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и ко­роткие фразы, членить фразы на синтагмы;

- работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и си­лы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие моду­ляций голоса по силе и высоте;

- работа над звуками и их сочетаниями направлена на формиро­вание и развитие у учеников навыков правильного воспроизведе­ния звукового состава речи. Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответст­вующими основными звуками:

Основные звуки аоуэипткфсшхвмнлр

Заменяемые звуки ы п' т' к' ф' с' щ х' в' м' н' л р'

й б д г з ж л'

б' д' г' з' ч ц

Основные разделы содержания обучения произношению вклю­чают работу над словом и фразой.

Цель работы над словом: формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского про­изношения.

Цель работы над фразой: формирование и развитие у учащихся навыков ее произнесения в нормальном тем­пе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтаг­мы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.

Важное значение придается формированию и развитию ритмико-интонационной структуры речи учащихся. Проводится специальная работа по развитию у детей слухового восприятия и воспроизведе­ния основных интонационных структур (паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи) при использовании двигательного моделирования интонационных структур.

В процессе обучения произношению большое внимание уделя­ется формированию у учащихся навыков самоконтроля.

Планирование работы над произношением осуществляется пе­дагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального об­следования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащего­ся. Проверки произносительной стороны речи учащихся проводятся 5 раз в год (в начале каждой четверти и в конце учебного года). Преемственность в обучении произношению в разных органи­зационных формах предполагает совместное планирование работы учителями, ведущими уроки и занятия, и воспитателем. При этом учитывается, что на индивидуальных занятиях у учащихся форми­руют первичные произносительные навыки, а их закрепление осу­ществляют как на индивидуальных занятиях, так и на уроках и фронтальных занятиях.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: Методическое пособие для учителя Е.П. Кузьмичёва Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. 1 – 12 классы. М.: Просвещение, 1991, Методическое пособие для учителя Т.К. Королевская, В.Я.Стаценко Развитие слухового восприятия глухих учащихся. Коррекционная педагогика. Поурочные разработки по развитию слухового восприятия. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. М.: Просвещение, 2005 г.



Описание места учебного предмета в учебном плане.


Базисный учебный план общего образования (вариант 1.2 ФГОС НОО глухих обучающихся) на изучение курса «Развитие речи и формирование произносительной стороны речи» предусматривает 3 часа в неделю на ребенка (1,5 часа – РРС, 1,5 часа - ФПСР).

Программа рассчитана на 99 часов (33 учебные недели)


Результаты образовательно - коррекционной работы.

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

  • желание вступать в устную коммуникацию со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

  • умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;

  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях, говорить достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

  • наличие мотивации к овладению устной речью;

  • развитие желания и умений постоянно пользоваться различными типами электроакустической аппаратуры, включая индивидуальные слуховые аппараты.


Метапредметными результатами являются:

  • развитие речевого поведения при соблюдении основ культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов - давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - повторять их;

  • развитие умений участвовать в диалоге;

  • развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер;

  • развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;

  • использование в учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;

  • развитие умений сообщать в устной форме элементарные сведения о себе, своей семье, результатах собственной деятельности, затруднениях при выполнении заданий и др.;

  • развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметными результатами являются освоение глухим обучающимся знаниевого компонента образования по образовательной области и предметным линиям, интегрирующим понятия и представления обучающегося в единую картину мира.

  • развитие речевого слуха - различения, опознавания и распознавания на слух(с помощью слуховых аппаратов), исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний,

  • создание качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи на базе развивающегося в процессе специального обучения речевого слуха; развитие слухозрительного воспряития фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов диалогического и монологического характера,

  • овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию; овладение элементарными приемами самоконтроля произносительной стороной речи; овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др).


Содержание учебного курса по ФРС для 1 доп. класса


Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов.

Различение и опознавание слов типа:

при выборе из двух: дом-собака, мяч-бумага, ручка-тетрадь, лопата-мама, бумага-лопата;

при выборе из трех: дом-собака-тетрадь, папа-ручка-бумага,

мама—тетрадь—лопата, бумага—лопата—собака;

при выборе из четырех: дом-собака-тетрадь-мама, собака-лопата- бумага-тетрадь;

при выборе из пяти: дом-собака-тетрадь-мяч-ручка, мама-тетрадь-ручка-бумага-лопата.

Различение, опознавание на слух фраз и слов.

Организация занятий:

Дай ручку (тетрадь, карандаш, бумагу, мяч, дом, книгу).

Убери тетрадь (карандаш ...).

Открой книгу (тетрадь, шкаф, парту). Закрой тетрадь (книгу....).

У тебя есть карандаш? (...).

Словарь: дай, убери, открой, закрой, ручка, тетрадь, ка­рандаш, бумага, книга, шкаф, парта.

Счет:

Названия чисел: один... десять.

Примеры типа: один плюс пять, семь минус два.

Словарь: один...десять, плюс, минус, будет сколько.



Содержание учебного курса по ПСУР для 1 доп. класса


Программа первого уровня

Развитие длительного выдоха, умения воспроизводить слитно сочетания из 4-6 слогов, слитно воспроизводить слова (двух- и трех­сложные) и короткие фразы (из 2 слов), по подражанию учителю делить более длинные фразы на синтагмы.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умения сохранять одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом. Коррекция нарушений голоса (например, таких как фальцет, повышение голоса на отдельных звуках, гнусавый го­лос и др.).

Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое про­изнесение гласного; воспроизведение за счет более длительного произнесения гласного ударения в двух- и трехсложных словах и логического ударения во фразах.

Правильное воспроизведение в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр (а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (l), р) при замене остальных звуков регламентированными субститута­ми. При необходимости в дополнение к сокращенной системе фонем использование следующих замен: замена звуков ш, ж, ч, щ лабиализованным с, звука р звуком л (l), звука к звуком т, замена х звуком к или h. Коррекция дефектов звукового состава речи, прин­ципиально влияющих на ее разборчивость (например, таких как сонантность, открытая гнусавость, закрытая гнусавость, боковая ар­тикуляция свистящих и шипящих, универсальное озвончение глухих согласных и др.).

Воспроизведение слов слитно, без призвуков, в темпе, приближающемся к нормальному, соблюдая ударение и орфоэпические прави­ла, звуковой состав точно или с регламентированными и допусти­мыми заменами.

Воспроизведение коротких фраз (из 2-3 слов) в темпе, приближа­ющемся к нормальному, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, выделяя фразовое ударение. Побуждение к воспроизведению мелодической структуры повествовательных, вопросительных и побудительных фраз.

Воспроизведение диалогов (от 2 до 4 реплик) достаточно естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки произне­сения звуковой и ритмической структуры речи, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (естественные жесты, мимику лица, соответствующую позу, пластику).

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хабирова Ирина Владиславовна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562306

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства