Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната»
Обязательным условием работы воспитателя является проведение им
воспитательских часов, занятий, в ходе которых педагог решает определенные дидактические задачи. Вся работа воспитателя направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий какие-то отклонения в развитии, трудности поведения, был социально адаптирован к условиям современной жизни, т.е. мог самостоятельно правильно вести себя в различных ситуациях. За этой, казалось бы, очень простой и естественной задачей стоит колоссальная работа по ее решению всего педагогического корпуса: учителей, воспитателей, администрации, технического персонала учреждения.
Специалисты знают, что дети школ-интернатов, детских домов - это особый контингент. Эта особенность заключается в том, что, как правило, дети имеют ряд недостатков: неустойчивость, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступленный гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п. Вот далеко не полный перечень тех особенностей характера, которые присущи воспитанникам коррекционных школ. Задача воспитателя - скоррегировать эти недостатки в процессе организации воспитательной работы. Перед воспитателем стоит блок специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования. Решение этих задач, осуществляется в ходе воспитательских занятий.
Какова же технология разработки занятия?
Прежде всего, необходимо определить тему занятия. Она берется из перспективного плана воспитателя. Здесь важно учесть преемственность в работе на год.
Формулирование целей занятия - это следующий шаг.
Практика свидетельствует о том, что большинство воспитателей определяют их так же, как и цели урока:
«Познакомить с правилами уличного движения» или «Дать понятие о правилах поведения в столовой». Такие целевые установки сразу определяют и форму мероприятия, его ход, который нередко очень похож на урок. А ведь все прекрасно знают, что этого не должно быть.
Этого не будет, если воспитатель научится правильно формулировать свои цели, ориентированные на отработку, закрепление, знакомство навыков, умений поведения.
Поэтому мы предлагаем следующие варианты оформления дидактической цели:
«Познакомить с основными приемами поведения в транспорте» или; «Закрепить навыки поведения в транспорте» или; «Отработать модели поведения в транспорте в экстремальных ситуациях» или; «Развивать навык самостоятельного принятия решения в необычной ситуации «Я заболел».
Такие целевые установки ориентируют воспитателя на выработку навыков поведения и способствуют выбору более свободной, нерегламентированной форме проведения самого занятия.
Прежде чем записать формулировку цели, воспитатель должен ответить на вопрос, что даст мое занятие воспитанникам, чему я их научу в плане поведения, какие умения и навыки они будут отрабатывать (закреплять, познавать...)? Только после ответа на этот вопрос можно будет четко сформулировать дидактическую цель занятия.
Помимо дидактической цели, воспитатель должен также решать и коррекционную задачу, т.к. без ее учета говорить о социальной адаптации воспитанников не приходится.
Простор для коррекционной работы воспитателя очень широк: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) до коррекции недостатков характера, поведения (неустойчивость, противоречивость, интенсивность, пугливость и страхи, пессимизм и чрезмерная веселость, безучастие и равнодушие, ложь и воровство. Замкнутость и бродяжничество и т.п.)1. Все это и именно это и должно быть взято во внимание при проведении воспитательских часов. П.Кащенко выделял несколько групп методов, позволяющих, с его точки зрения, решать проблему воспитания трудных детей. Ниже мы приведем этот перечень, т.к. нам кажется, он может быть полезен специалисту при определении коррекционной цели занятия.
Классификация методов коррекции
1. Методы общепедагогического влияния.
коррекция активно-волевых дефектов (выработка мотивов наших действий);
коррекция истерического характера (метод ошеломления, игнорирования).
3. Метод коррекции через труд (выработка систематичности и выдержки в работе; развитие общей работоспособности).
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Данная классификация, как нам кажется, может ориентировать воспитателя в направлениях коррекционной работы и методах ее реализации. Формулируя коррекционную задачу, воспитатель должен исходить из того, какие аспекты познавательной деятельности (мышление, память, внимание) будут наиболее активно работать в процессе занятия, и какие черты личности (воля, работоспособность, целеустремленность, контактность...) необходимо задействовать. Ответив на этот вопрос, можно конкретно оформить коррекционную задачу.
Например, тема «Что мы знаем о чувствах человека?» (4 кл.)
коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения, центрированных склонностей.
или, тема «Мои зубы и рот» (1 кл.)
Цели:
формирование санитарно-гигиенических навыков ухода за зубами;
коррекция зрительного внимания учащихся на основе упражнений в узнавании и различении.
или, тема «Как устроиться на работу?» (УШ кл.)
Цели:
отработка навыков контактного поведения;
коррекция застенчивости, истеричности поведения.
Такая четкая формулировка коррекционной задачи вынуждает воспитателя включать в занятие специальные психолого-педагогические упражнения, ориентированные на ее решение.
Определив тему и цели занятия, воспитатель решает вопрос о том, в какой форме будет проходить это занятие: внеклассный час, диспут, праздник, экскурсия, прогулка и пр. Мы рассмотрим структуру воспитательного часа. Как правило, занятие включает в себя III этапа: вводную часть, основную и заключительную, каждая из которых имеет свои дидактические задачи, соподчиненные общей цели занятия.
Вводная часть (10-15 минут) - создать желание у детей общаться со взрослым (воспитателем); развить интерес к данной теме, сфокусировав внимание на практической значимости данного занятия для жизни ребенка.
Методы:
а) упражнения на развитие и коррекцию высших психических функций, особенностей характера, поведения воспитанников.
Предлагаются задания в интересной, проблемной форме: расшифруй, узнай, запомни, реши, посмотри, что изменилось, отгадай на ощупь, составь целое из частей, посчитай на время и т.п.
б) вводная беседа «Что мы делаем и как надо это делать?» Воспитатель, опираясь на разнообразную наглядность (картинки, схемы, игрушки, статьи, фрагменты фильмов, слайды, аксессуары...) должен определить уровень уже имеющихся навыков поведения воспитанников, т.е.:
- какое речевое оформление (слова, фразы, интонации, связное высказывание, оценочное суждение есть или нет, или недостаточно богат словарь...);
- какие манеры поведения уже есть (если навыки поведения, их последовательность, быстрота, скоординированность и четкость каждого в отдельности навыка (взять щётку, мыло, открыть кран) и в комплексном умении (умываться...);
- каково внешнее оформление (одежда, прическа, лицо, руки, ногти, ноги...), которое воспитанник считает необходимым;
- испытывает ли он потребность в получении дополнительной информации; если нет, то воспитатель должен сделать так, чтобы учащиеся захотели, осмыслили необходимость отработки новых вариантов поведения, более адекватных, гарантирующих комфорт самому ребенку («Я помогу вам, вы освоите такие модели речевого высказывания, когда вам никто не сможет отказать; вы сумеете выйти из сложной ситуации и пр.)
в) Постановка целей и задач занятия.
Основная часть (15-20 мин.) познакомить (или отработать, уточнить...) с основными навыками поведения в...
а) рассказ, объяснение воспитателя с демонстрацией моделей поведения. Этот этап занятия должен сопровождаться новой лексикой, речевыми моделями коммуникативного общения – «позвольте побеспокоить, разрешите пройти, извините за беспокойство... и т.п.), а также заранее подобранным лексическим материалом: синонимы, антонимы, афоризмы, фразеологизмы и пр.
Нередко речь воспитателя бывает столь примитивна и конкретна, что дети перестают слушать. Необходимо давать красочные варианты речевого высказывания, которые пробуждали бы воображение наших детей и тем самым активизировалась их познавательная деятельность, «рисовалась» схема поведения. Например:«Хмурый, злой и невыспавшийся Гриша, тяжело ступая, подошел к умывальнику. Ему так не хотелось открывать этот железный кран, который упорно его разглядывал...»;