Просмотр содержимого документа
«Пути активизации устной коммуникации глухих обучающихся»
Развитие слухового восприятия устной речи и произносительных навыков в индивидуальной реабилитации как один из путей активизации устной коммуникации
Педагогическая система развития слухового восприятия (в дальнейшем РСВ) имеет свои цели и задачи, принципы и методы, несколько отличные от других педагогических систем, и в то же время она является частью общей дидактической системы по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.[4]
Отсюда цель работы по РСВ – формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Основным содержанием работы по РСВ является обучение учащихся воспринимать устную речь слухо-зрительно и на слух, исключая зрение. Это обучение осуществляется в условиях слухоречевой среды при использовании звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные занятия и внеклассную работу.
Индивидуальные занятия – одна из форм развития слухового восприятия и воспроизведения устной речи. Кроме РСВ, содержанием индивидуальных занятий является формирование произношения.
Первая часть занятия – формирование произношения, так как для целей общения с окружающими устная речь говорящего должна быть фонетически внятной.
Кроме этого, устная речь неслышащего ребенка выступает и как орудие мышления, базы владения языком, поэтому их произношение должно быть как можно более членораздельным.
Содержание обучения глухих произношению направлено на формирование произносительных навыков и элементарных знаний о фонетическом оформлении устной речи, овладение которыми позволит им достичь максимальной внятности.
В результате многократного использования устного слова в целях коммуникации произношение слов и фраз у глухих учащихся закрепляется, достигается более или менее выраженный автоматизм работы речевого аппарата.
Вторая часть занятия – развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха глухих школьников предполагает обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух различного речевого материала. Дети учатся вслушиваться в речевую информацию, узнавать в ней знакомые по звучанию слова и фразы. По мере накопления слухового словаря учатся узнавать речевой материал, впервые предъявляемый на слух, в сочетании с уже знакомым речевым материалом.
Под влиянием специального обучения слово начинает восприниматься учеником как последовательность звуков, что создает принципиально новые условия в развитии речевого слуха.
В условиях дифференцированного обучения восприятию и воспроизведению речи в первоначальный период коррекционную работу по развитию слухового восприятия и произносительной стороны устной речи строят дифференцированно на основе разноуровневых программ, реализуя, тем самым, принцип индивидуального подхода к учащимся с учетом их психофизических и личностных особенностей. Учитель-дефектолог выбирает программу такого уровня сложности, который соответствует состоянию слухоречевого развития учащегося. Содержание программ позволяет определить стратегию обучения устной речи для каждого учащегося.