kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по слухоречевому развитию учащихся с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье содержатся психолого- педагогические рекомендации по слухоречевому развитию неслышащих школьников

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по слухоречевому развитию учащихся с нарушениями слуха»

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по

слухоречевому развитию учащихся с нарушениями слуха

Внедрение разнообразных форм коррекционной работы по развитию речевого слуха и устной речи в образовательный процесс требуют со стороны педагогов четкого понимания сущности каждого направления работы, а также знаний особенностей ее организации с различными группами учащихся с нарушениями слуха, индивидуального подхода к обучению и воспитанию таких школьников (их изучение, организацию и проведение индивидуальных занятий, внеурочной деятельности, разработку индивидуальных учебных программ по предмету, системы коррекционно-развивающей работы).

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться поэтапно согласно календарно-тематическому планированию с использованием техник развития речевого слуха как основы формирования устной речи неслышащих школьников, совершенствования навыков их речевого общения через максимальное использование слухового резерва организма и техники формирования устной речи как важнейшего условия слухового и речевого развития неслышащих обучающихся для ориентировки в окружающем мире и полноценной коммуникативной деятельности при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры. В процессе организации коррекционно-развивающей работы на индивидуальных занятиях учитель-дефектолог может и должен реализовывать индивидуальный подход. Умение учителя-дефектолога дозировать степень сложности предлагаемых учащимся заданий является, с одной стороны, основой эффективности коррекционно-развивающей работы, а, с другой – важной составляющей его профессиональной компетентности.

Индивидуализацию этого процесса обеспечивают три компонента:

- трансформация речевого материала в зависимости от индивидуальных слухоречевых особенностей;

- изменение акустических характеристик предъявляемого материала;

- перестроение условий предъявления речевого материала.

Трансформация речевого материала в зависимости от индивидуальных слухоречевых особенностей осуществляется через: изменение объема речевого материала в соответствии с уровнем речевого развития, особенностями речевого слуха, потребностью в использовании наглядных опор конкретного ученика. Варьирование речевого материала возможно за счет усложнения либо упрощения речевого материала по структуре и лексике, замены обобщенных понятий именами собственными или местоимениями, включения в диалоги незнакомых по звучанию слов, использования осложненных грамматических конструкций. Дополнение или исключение ситуационного контекста, так называемой «подсказывающей ситуации». В качестве приемов, способствующих облегчению условий восприятия, можно выделить: сообщение темы, предварительную беседу, использование наглядных пособий.

Изменение акустических характеристик предъявляемого на слух материала за счет варьирования использования разных параметров силы голоса: громкого, разговорной громкости, тихого, шепота, восприятие речевого материала с индивидуальным слуховым аппаратом и без него («на голое ухо»); восприятие речевых звучаний в шумоизолированных условиях или условиях естественного шума; чередование непосредственного общения с прослушиванием аудиозаписей.

Выбор способа предъявления речевого материала зависит от состояния тонального и речевого слуха обучающихся, от подготовки учеников к специальным занятиям. Основным способом восприятия речевого материала глухими школьниками является слухозрительный, а слабослышащими учащимися слуховой. Если после трехкратного предъявления ученик затрудняется в восприятии, учитель-дефектолог предлагает материал слухозрительно, а потом снова на слух. Постепенно количество слухозрительных предъявлений речевого материала сокращается.

Акцент с фонетического компонента как основного в развитии устной речи, должен быть смещен на коммуникативный. Основным средством обучения восприятию и воспроизведению устной речи учащимися с нарушениями слуха должен стать диалог, как основная единица коммуникации.

В связи с этим работу на индивидуальных специальных (коррекционных) занятиях рекомендуется осуществлять с использованием технологии слухоречевого развития как основы формирования устной речи, совершенствования навыков речевого общения через максимальное использование слухового резерва организма.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пивень Евгения Владимировна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501694

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства