kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многих проблем взаимодействия педагогов с родителями можно избежать, зная, какие стрессы и переживания за болезнь и неполноценность ребенка испытывают родители. В данной статье вы познакомитесь с психологическими особенностями родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются во взаимодействии родителей с детьми и педагогами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности"»

Психологические особенности родителей,

воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов,

их учет в педагогической деятельности


Рост и воспитание детей— это большое,

серьезное и страшно ответственное дело.

Макаренко А. С.

В нашей работе все мы, так или иначе сталкиваемся с конфликтными ситуациями или отсутствием обратной связи с родителями. Многих проблем взаимодействия педагогов с родителями можно избежать, зная, какие стрессы и переживания за болезнь и неполноценность ребенка испытывают родители. Мы сейчас познакомим вас с психологическими особенностями родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются во взаимодействии родителей с детьми и педагогами.

Эмоциональное состояние семьи может быть представлено в виде 4 сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании, а потом спаде напряжения.

1 фаза«Шок». Фазу «шока» родители испытывают когда узнают о диагнозе. Это бывает в разном возрасте ребенка: как при рождении, когда диагноз ярко выражен физически, так и в более позднем возрасте, когда проявляется психический диагноз (при изменении образовательного маршрута в начальном звене общеобразовательной школы, смена диагноза в рамках нашей школы с легкой степени на умеренную). Эта фаза характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

Родители в этой фазе демонстрируют самые низкие показатели по установлению гармоничных взаимоотношений с ребенком и педагогами образовательного учреждения.

Родители в этой фазе демонстрируют воспитательную модель «отказ от взаимодействия» с ребенком и педагогами образовательного учреждения, низким уровнем обратной связи с педагогами. Длительность этой фазы, как и последующих, зависит от личностных особенностей родителей и может быть как коротковременной, так долговременной. 1 фаза плавно переходит во 2.

2 фаза - «Развитие неадекватного отношения к дефекту» является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, неверие в существование болезни, надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Родители могут отрицать наличие отставания в развитии, могут сомневаться в компетентности врача.

Можно выделить две группы родителей:

А) одни ищут возможность получить консультации в других больницах или других специалистов в этой области, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. Верят, что бесчисленные консультации, лечение или какой-то тип терапии решит проблему. Такая погоня за «чудесным средством» искажает восприятие реальной ситуации.

Б) другие проявляют отказ от обследования ребёнка и проведения каких либо лечебных или корректирующих мероприятий.

Обе группы родителей часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей, растёт напряжённость в отношениях с окружающими.

3 фаза - «Частичное осознание дефекта ребенка» возникает, когда у родителей появляется чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку.

Родители принимают ребенка, его дефект заставляют их приспосабливаться к особенностям ребенка и приспосабливать его к жизни и к своим требованиям. Часто бывает преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. На данной фазе устанавливаются отношения между учителями и родителями, они характеризуются средней степенью обратной связи и не всегда реализуется гармонично, несмотря на значительные усилия учителей. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов. Родители надеются, что в образовательном учреждении их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается, в результате чего его положение может быть исправлено.

4 фаза - «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи» наступает когда родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка. Они демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»).

Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя. Родители часто помогают другим семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители в этот период устанавливают адекватные отношения со специалистами, наиболее способными к оказанию помощи детям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клецова Елена Евгеньевна

Дата: 04.10.2019

Номер свидетельства: 521688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства