kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая конференция "Агрессивное поведение воспитанников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена глубоко и многогранно. Педагогу необходимо знать три главных момента: что такое агрессивность; каковы возможные причины ее проявления; как ее корректировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая конференция "Агрессивное поведение воспитанников"»

Психолого-педагогическая конференция

«Агрессивное поведение воспитанников».

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Педагогу необходимо знать три главных момента:

  • Что такое агрессия и агрессивность;

  • Каковы возможные причины ее проявления;

  • Как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

  • Что такое агрессия, агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского /агрессио/, что означает «нападение», «приступ».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • Стиль воспитания (гипер- и гипоопека);

  • Повсеместная демонстрация сцен насилия;

  • Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).

  • Упражнение «Камушек в ботинке».

- Для меня агрессивный ребенок, как камушек в ботинке…(высказывания участников).

Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского коллектива встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, намерено употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений родителей и педагогов. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Чаще всего это защитная реакция. К тому же такие дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком).

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что – либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение 6 месяцев в поведении ребенка проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков, ребенок – АГРЕССИВЕН.

Если наблюдается большее количество признаков агрессивности, ребенку необходима помощь специалиста.

Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет воспитание и среда в которой воспитывается ребенок. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые педагог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

причина

методы коррекции

1. недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

  • Подвижные игры,

  • Спортивные эстафеты,

  • «минутки радости» между занятиями

2. дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

  • Беседы с родителями,

  • Направления к психологу,

  • Наблюдение за поведением ребенка,

  • Совместное включения в сюжетно-ролевые игры,

  • Налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

-

4. усвоение эталонов агрессивного поведения в группе

  • Беседа с педагогами,

  • Направления к психологу

5. косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

  • Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло,

  • Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок.

  • Аретопсихотерапия,

  • Не навязчивые разъяснения поступков действующих лиц,

  • Давать способы и образцы миролюбивых способов общения,

  • Обсуждать книги, предусмотренные программой,

  • Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ,

6. низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

  • Подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимания эмоционального состояния,

  • Психогимнастика, игры на мимическая и пантомимическая самовыражение,

  • Обучения приемам саморасслабления,

  • Разработка программ обучения коммуникативным навыкам.


Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

  • Обладание красивыми игрушками, готовность ими делиться;

  • Организаторские способности;

  • Позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленными самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причиной ее – неудовлетворенная потребность – в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении не знают, что дети дошкольники не могут длительное время заниматься одним и тем же делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть или стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояния. Они часто вызывают если не прямую то косвенную агрессию: порчу и разрывания книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога с агрессивным ребенком должно стать выяснения возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружением. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

  • Изменение стиля взаимодействия с детьми;

  • Расширение поведенческого репертуара педагогов через развитие их коммуникативных умений;

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

  1. если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их появлением, остановить занесенную руку для удара руку, окрикнуть ребенка.

  2. показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

  3. установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

  4. предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

  5. обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоцией.

Задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

    • развитие умения понимать состояния другого человека,

    • развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме,

    • обучение ауторелаксации,

    • обучение способам снятия напряжения,

    • развитие навыков общения,

    • формирование позитивного самовосприятия на основе личных достижений,

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

  • подраться с подушкой,

  • использовать физические силовые упражнения,

  • рвать бумагу,

  • нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком.

  • Использовать «мешочек для криков».

  • Поколотить стол надувным молотком и т.д.

Коррекционная помощь агрессивному ребенку

обучить способам обучить способам обучить навыкам отработка

выразить гнев саморегуляции действия в конфликтной эмпатии

(умение владеть собой) ситуации и доверия

Овчарова Р.В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:

  • Занятие психогимнастикой,

  • игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе,

  • игры релаксационной направленности,

  • Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера,

  • Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения,

В работе с агрессивными детьми показывают высокую эффективность использование элементов изотерапия. Детям нравиться играть с водой и глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.).

Лютова Е., Монина Г. Предлагают использовать в работе подвижные игры способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой, их могут проводить педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведения. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Как играть с агрессивными детьми.

В работе с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Мы рекомендуем педагогам включать агрессивных детей в совместные игры, занятия, мероприятия с неагрессивными.

Сейчас мы предлагаем игры и упражнения, которые способствуют снижению вербальной и не вербальной агрессии, и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

  • Упражнение «Портрет особого ребенка».

- Написать несколько характеристик агрессивного ребенка.

Игры – Упражнения:

  • «Доброе животное».

  • «Рубка дров».

  • «Поднятие звука».

  • «Разорви газету».

  • «Шаги, хлопки».

  • «Толкалки».

  • «Два барана».

  • «Обезьянки».

Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет вам наладить взаимоотношения с агрессивными детьми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психолого-педагогическая конференция "Агрессивное поведение воспитанников"

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства