Программа внеурочной деятельности предметной направленности «Коррекционно-развивающие занятия по математике»
Программа внеурочной деятельности предметной направленности «Коррекционно-развивающие занятия по математике»
Программа ссрставлена с целью восполнения пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Коррекционно - развивающие занятия по математике»
Класс 1 (вариант 7.2)
Учитель Кобзева Е.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Индивидуально-групповые коррекционные занятия по математике» составлена для учащихся 1 класса с задержкой психического развития на основе следующих нормативных правовых актов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития на 2022-2027гг, утвержденной приказом директора № 13 от 01.09.2022г.;
5. Учебного плана, реализующего АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 3 от 01.09.2022 г.;
6. Положения рабочей программе учителя, утвержденного директором центра, приказ № 34 от 01.09.2015г.;
7. Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития, одобренного решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 04 июля 2017 г. № 3/17);
8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с обучающимисяиндивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, развитие творческого и личностного потенциала.
Данная программа составлена с учетом особенностей обучающихся:
сниженная познавательная активность;
узость и нецеленаправленность восприятия (из текста задач выбирают отдельные слова и словосочетания, делая их ориентиром для выбора арифметического действия, часто неверного);
несовершенство зрительного восприятия и моторики (слабо ориентируются в клеточках тетради);
колебания внимания и работоспособности;
недостаточное развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (с трудом выделяют главное в задаче, устанавливают связи и зависимости между данными и искомым, при выборе решения часто опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова и словосочетания, расстановку цифр и т.д.);
некоторое недоразвитие речи (учащиеся не всегда адекватно понимают некоторые слова и выражения, содержащиеся в тексте задач, что приводит к неверному решению).
Особенности обучающихся определяют коррекционно-развивающую работу с ними.
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие координации и дифференциации движений пальцев.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие представлений о времени.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- умения планировать свою деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
ориентироваться в своей системе знаний: отличатьновое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
познавательный интерес к математической науке;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать ипониматьречь других.
читатьипересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Программа состоит из педагогического блока и коррекционного блока.
Педагогический блок построен на основе:
- формирования общеучебных умений и навыков по математике;
- коррекционно - развивающей работы, способствующей преодолению школьной неуспешности.
Коррекционный блок построен в соответствии со следующими направлениями:
- работа над изначально имеющимися психологическими проблемами, провоцирующими неуспешность в обучении;
- профилактическая работа, предупреждающая появление и развитие особых личностных и эмоциональных качеств как последствий школьной неуспешности.
Задачи педагогического блока:
1. Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях по математике.
2. Развитие связной речи, овладение техникой математической речи.
3. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Задачи коррекционного блока:
1.Развитие и коррекция познавательных процессов:
- восприятия;
- внимания;
- памяти;
2. Развитие мыслительных операций:
- обобщения, классификации;
- анализа, синтеза;
- сравнения, выделения существенного.
3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического, креативного мышления.
5. Развитие способности конструктивных коммуникаций и адекватного восприятия действительности.
Программный материал коррекционного блока построен исходя из содержания педагогического блока. Педагогический блок программы направлен на приобретение знаний, умений и навыков; коррекционный блок построен по принципу "тандема" с педагогическим.
Содержание педагогического блока программы максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.
Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:
Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).
Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.
Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.
Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».
Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».
Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.
Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.
Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.
Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 5. Счёт предметов.
Образование чисел до 5. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах пяти.
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (9 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов.
Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «
Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (8 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания
Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики обучающиеся
узнают:
последовательность чисел в пределах 10;
таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10,