kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности предметной направленности «Коррекционно-развивающие занятия по математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ссрставлена с целью восполнения пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности предметной направленности «Коррекционно-развивающие занятия по математике»»




Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»













Рабочая учебная программа по курсу

внеурочной деятельности предметной направленности

«Коррекционно - развивающие занятия по математике»



Класс 1 (вариант 7.2)


Учитель Кобзева Е.В.























Пояснительная записка


Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Индивидуально-групповые коррекционные занятия по математике» составлена для учащихся 1 класса с задержкой психического развития на основе следующих нормативных правовых актов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

4. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития на 2022-2027гг, утвержденной приказом директора № 13 от 01.09.2022г.;

5. Учебного плана, реализующего АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2) на 2022-2023 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 3 от 01.09.2022 г.;

6. Положения рабочей программе учителя, утвержденного директором центра, приказ № 34 от 01.09.2015г.;

7. Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития, одобренного решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 04 июля 2017 г. № 3/17);

8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 


Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с обучающимисяиндивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, развитие творческого и личностного потенциала.

Данная программа составлена с учетом особенностей обучающихся:

  • сниженная познавательная активность;

  • узость и нецеленаправленность восприятия (из текста задач выбирают отдельные слова и словосочетания, делая их ориентиром для выбора арифметического действия, часто неверного);

  • несовершенство зрительного восприятия и моторики (слабо ориентируются в клеточках тетради);

  • колебания внимания и работоспособности;

  • недостаточное развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (с трудом выделяют главное в задаче, устанавливают связи и зависимости между данными и искомым, при выборе решения часто опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова и словосочетания, расстановку цифр и т.д.);

  • некоторое недоразвитие речи (учащиеся не всегда адекватно понимают некоторые слова и выражения, содержащиеся в тексте задач, что приводит к неверному решению).

Особенности обучающихся определяют коррекционно-развивающую работу с ними.


Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие координации и дифференциации движений пальцев.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие представлений о времени.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- умения планировать свою деятельность.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Описание места курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • познавательный интерес к математической науке;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Содержание программы

Программа состоит из педагогического блока и коррекционного блока.

Педагогический блок построен на основе:

- формирования общеучебных умений и навыков по математике;

- коррекционно - развивающей работы, способствующей преодолению школьной неуспешности.

Коррекционный блок построен в соответствии со следующими направлениями:

- работа над изначально имеющимися психологическими проблемами, провоцирующими неуспешность в обучении;

- профилактическая работа, предупреждающая появление и развитие особых личностных и эмоциональных качеств как последствий школьной неуспешности.

Задачи педагогического блока:

1. Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях по математике.

2. Развитие связной речи, овладение техникой математической речи.

3. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Задачи коррекционного блока:

1. Развитие и коррекция познавательных процессов:

- восприятия;

- внимания;

- памяти;

2. Развитие мыслительных операций:

- обобщения, классификации;

- анализа, синтеза;

- сравнения, выделения существенного.

3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического, креативного мышления.

4. Формирование позитивной "Я - концепции", мотивации достижений, снятия тревожности, страхов.

5. Развитие способности конструктивных коммуникаций и адекватного восприятия действительности.

Программный материал коррекционного блока построен исходя из содержания педагогического блока. Педагогический блок программы направлен на приобретение знаний, умений и навыков; коррекционный блок построен по принципу "тандема" с педагогическим.

Содержание педагогического блока программы максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

  • Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

  • Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

Содержание коррекционного блока

Зрительное восприятие. Слуховая, зрительная, моторная память.

Классификация, обобщение. Креативность мышления. Действия по аналогии.

Синтез, анализ. Наглядно-образное мышление. Агрессия (снятие). Конструктивное взаимодействие. Мотив достижения. Способность к рефлексии.

Слуховая, зрительная кратковременная и долговременная память.

Объем внимания, концентрация.

Сравнение, выделение существенного.

Сенсорные эталоны. Образное мышление. Понятийный аппарат. Снятие тревожности, страхов. Купирование мотива избегания неудач. Произвольность деятельности. Способность к рефлексии.

Переключаемость внимания, объем, концентрация. Опосредованная (смысловая) память. Понятийный аппарат. Комбинаторные способности. Классификация (по форме, цвету, размеру). Сравнение, выделение существенного.

Анализ. Произвольность внимания, памяти. Воображение вербально-логическое, дивергентное мышление.

Снятие тревожности (агрессии)

Способность к рефлексии. Позитивное Я – отношение. Купирование мотива избегания.

Вербально-логическое мышление. Формирование понятийного аппарата. Сравнение. Доказательство. Концентрация, объем. Переключение внимания. Комбинаторные способности. Креативность. Смысловая память. Выделение существенного.

Способность к рефлексии. Мотивация достижения успеха. Вербально-логическое, наглядно-образное мышление.

Самооценка.

Содержание педагогического блока

Подготовка к изучению чисел и действий с ними.

Пространственные и временные представления (9 ч)

Сравнение предметов по размеру. Пространственные представления, взаимное расположение пред­метов. Направления движения

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов

Числа от 1 до 5. Нумерация чисел. (7 ч)

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 5. Счёт предметов.

Образование чисел до 5. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах пяти.

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (9 ч)

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов.

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «

Состав чисел 2, 3,4, 5.

Монеты в 1 р., 2р., 5 р.

Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник.

Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Сложение и вычитание (8 ч)

Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания

Нахожде­ние значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.

Переместительное свойство суммы.

Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычита­ния.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики обучающиеся

узнают:

  • последовательность чисел в пределах 10;

  • таблицу сложения и вычитания в пределах 10;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10,

  • пользоваться изученной математической терминологией;

  • выполнять устно арифметические действия над числами в преде­лах 10;

  • выполнять письменные вычисления

  • выполнять вычисления с нулем;

  • проверять правильность выполненных вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом

  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки величины предметов на глаз;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возмож­ностей применения разных геометрических фигур).

получат возможность научиться:

  • сравнивать величины

  • различать числовое и буквенное выражение;

  • различать понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

  • оценивать точность измерений;

  • исследовать задачу;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • измерять длину с указанной точностью.
















































Календарно-тематическое планирование ИГКЗ по математике

1 класс


п/п

Дата

Тема занятия

I четверть (9 часов)

1

05.09

Счет предметов.

2

12.09

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

3

19.09

Понятия на сколько больше, на сколько меньше.

4

26.09

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

5

03.10

Понятия длиннее, короче, одинаковые по длине.

Сравнение предметов по размерам.

6

10.10

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

7

17.10

Многоугольник. Виды многоугольников.

Распознавание геометрических фигур: многоугольники.

8

24.10

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9.

9

31.10

Единицы измерения длины.

Сантиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины.

II четверть ( 8 ч)

10

07.11

Счет предметов. Запись чисел первого десятка.

11

14.11

Применение навыков прибавления и вычитания к любому числу в пределах 10.

12

21.11

Составление задач по рисункам.

13

28.11

Решение текстовых задач арифметическим способом.

14

05.12

Прибавить и вычесть число 3.

15

12.12

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач.

16

19.12

Решение задач на разностное сравнение чисел.

17

26.12

Сравнение предметов по размерам.

III четверть ( 9 ч)

18

16.01

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9.

19

23.01

Состав чисел в пределах 10.

20

30.01

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

21

06.02

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания.

22

13.02

Устная нумерация чисел от 1 до 20.

23

27.02

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

24

06.03

Таблица сложения.

25

13.03

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

26

20.03

Вычитание вида 14-

IV четверть ( 7 ч)

27

03.04

Табличное сложение и вычитание.

28

10.04

Решение задач и выражений.

29

17.04

Решение задач и выражений.

30

24.04

Табличное сложение и вычитание.

31

08.05

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

32

15.05

Решение задач и выражений.

33

22.05

Табличное сложение и вычитание.

Программный материал ИГКЗ по математике в количестве 33 часов будет пройден в полном объёме


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Владимировна Кобзева

Дата: 21.01.2024

Номер свидетельства: 644351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства