ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат»
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Жаргонизмы в речи школьника»
Выполнили: учащиеся 6 класса
Учитель русского языка: Дыкина Т.Ю.
2019 год.
Каша из топора. ( Сказка на новый лад)
Автор: Старый солдат отслужил много лет и возвращался домой. Долго шел, проголодался.
Солдат : -Эх, хавать хочется и идти задолбался. Вот и хата. Подолблю ( стучит в дверь). -Эй, старая, дай похавать!
Автор: Открыла ему дверь старуха. Всего у нее было навалом, но кормить его не захотела. Все она попрятала.
Старуха : -Нет у меня служивый ничего .
.Солдат ( в сторону к зрителям )
- Проучу –ка я эту старую скрягу.
Солдат: -Мы сейчас с тобой кашу из топора сварганим. Неси котелок, бабуся, и топор не забудь.
Старуха:- Этого добра навалом.
(Бабка принесла котелок, воду . Солдат кинул в него топор , налил туда воды и поставил на огонь. Вскоре вода закипела, и стал он ее помешивать.)
Солдат: (посмеиваясь) -Скоро все будет тип-топ, только соли не хватает.
Старуха -Елки-палки, соль-то у меня есть!
(Помешал солдат в котелке, попробовал)
Солдат :» Эх, крупы не хватает».
Старуха: - И крупа у меня есть, милок.
Солдат: -Зашибись, вот это удача!
(Положил он крупу в котелок, помешал, попробовал на вкус)
Солдат :»Хорошо, если б ты и маслица подогнала»
Старуха: -У меня его нет, милок!
Солдат: -Не гони волну, тащи скорее!
Автор: Нечего делать, достала бабка и масло. Вскоре каша была готова. ( сели за стол)
Старуха: -Ничего себе каша, полный отпад! Вот уж, мил человек, не думала, что такую кашу можно из топора сварганить. Я такую же кашу в следующий раз сама сварю.
(А солдат сидит и смеётся над ней.)
ВВЕДЕНИЕ.
Слайд 1
Общение – это очень важная сторона жизни школьников. Речь современных школьников вызывает недоумение и, даже, раздражение у взрослых.
Мы заметили, что чаще всего взрослых раздражают непонятные им слова. Что же это за слова? И есть ли о чём беспокоиться? Мы решили исследовать этот вопрос.
Слайд 2
2. Цель исследования:
Исследовать речь учащихся нашей школы на предмет использования жаргонной лексики.
Задачи:
Определить содержание понятия «жаргон»;
Выделить из речи жаргонные слова и систематизировать их .
Провести анкетирование учащихся и педагогов, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов .
4.Провести анализ речи учеников школы
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Предмет исследования: разговорная речь школьников.
Гипотеза:
Дети часто необдуманно употребляют в своей речи жаргонизмы.
Методы исследования:
Обзор литературы
Наблюдение
Анкетирование
Анализ полученных данных
Слайд 3
3 .ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слова, которые часто произносят школьники, и которые так раздражают взрослых , называются ЖАРГОНИЗМАМИ.
Так что же такое жаргонизмы?
Сначала мы обратились к толковому словарю С.И. Ожегова, чтобы узнать значение этого слова.
Слайд 4
Жаргонизмы -это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Слово жаргон близко к слову сленг (сленг-это совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий, не соответствующей нормам литературного языка.)
Жаргон можно разделить на несколько групп.
А) общешкольный жаргон-это жаргон, понятный любому человеку в школе. Например, слова домашка ,контрошка, ф изра. нафиг. клевый, супер, мобила
Б) молодежный жаргон-это слова,которые употребляют студенты и молодежные группы.
Например, кайф, общага. стипуха, инфо.
в)профессиональные жаргонизмы - слова, которые употребляют люди определенной профессии, например: врачи, компьютерщики, военные, полицейские, следователи.
Например клава, мышь, смайлик-эти слова используют компьютерщики. Слова-телепузик, цветомузыка - врачи
Г)Кроме профессиональных жаргонизмов есть также воровской (тюремный) жаргон. Этот жаргон возник как своего рода тайный язык. Жулики не хотят, чтобы их поймали.
Например- баланда, общак, стукач. И именно этот тип общения успешно проник в жизнь школы. Не понимая этого, дети неосознанно используют эту лексику в этой жизни.
В своей работе мы хотим остановиться на общешкольном жаргоне. Почему? Потому что человека судят по его речи.
Вначале работы над проектом мы посмотрели видеоролики, обсудили название темы проекта и план работы. Затем изучили литературу по данному вопросу и нами была подготовлена анкета, которая ставила цели: определить причины употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонной лексики.
4. Анализ речи учеников 5-9 классов.
Мы наблюдали за речью учеников нашей школы, Из собранных слов мы составили словарик жаргонных слов учеников.
Анализ речи показал, что ребята практически не замечают их присутствия в своей лексике. Используя жаргонизмы, свободно общаются и понимают друг друга.
Нами было проведено анкетирование учащихся и педагогов школы. В анкетировании прияли участие учащиеся 5-9 классов– 33человека: 22 мальчика и 11 девочек , 14 педагогов.
5 .Цель анкетирования:
1) определить, почему употребляются жаргонизмы в речи;
2) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
3) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Для опроса учащихся была предложена анкета с пятью вопросами.
Слайд 5
6 .Результаты исследования среди детей:
Н а 1 вопрос » Знаете ли вы жаргонные слова ?»
100% ответили – «Да»
На 2 вопрос « Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?»
100% ответили – «Да»
Слайд 6
На 3 вопрос »Почему вы используете нелитературную речь?»
А) Так говорят все, и я буду---39%
Б) Так легче общаться----- 39%
В) Помогают лучше выразить свои мысли----21%
Г) Мне все равно, как я говорю------18%
Д) Делают речь понятнее для друзей--- 30%
Е)Считают, что это модно, современно--- 9%
Ж) Помогают самоутвердиться -----6%
Слайд 7
На 4 вопрос: « Могли бы вы обойтись без жаргонных слов?»
Да __45%
Нет __45%
Не думала об этом- 10%
Слайд 8
На 5 вопрос »Считаете ли вы, что жаргон засоряет , разрушает нашу речь?»
Да---:64%
Нет---36%
Вывод: Анализ ответов показал:
1.Учащиеся используют жаргон, считая его наиболее понятным,
легким и своим для общения; и на этом языке говорят все ребята.
2.К сожалению, многие считают, что без жаргонизмов нельзя обойтись;
3. Не понимают, что тем самым обедняют свою речь.
Слайд 9
7 .Результаты анкетирования 14педагогов:
На 1 вопрос «Понимаете ли вы современный молодежный сленг?»
Да - 64%
Иногда- – 36%
На 2 вопрос »Как вы относитесь к жаргонной лексике?»
100% отрицательно
Слайд 10
На 3 вопрос «Что повлияло на речь современного подростка?»
Телевизор, телефон, планшет -35%
Интернет -35%
Окружение подростка- 57%
Семья- 43%
Вывод: Наибольшее влияние на речь ребенка оказывают окружение и семья.
Слайд 11
8 .ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прослушав сказку, проведя анкетирование, наблюдая за речью учащихся, мы пришли к выводу, что:
Жаргоны прочно вошли в нашу речь. Употреблять или не употреблять жаргонизмы -это дело каждого. Но не будем забывать, что человека судят по его речи.
Запомните!
-жаргоны попросту вредны;
-сказанное на жаргоне невозможно понять;
-их употребление в речи отучит нас думать, называть вещи своими именами.
Мы считаем, что пора задуматься и начать проводить работу по искоренению жаргонизмов из речи ребят.
Мы предлагаем:
Следить за своей речью и стараться жаргонную лексику заменять на красивую русскую речь.
Читать произведения А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого.
9. Подведение итогов.
Слайд 12
По итогам работы над проектом мы выпустили газету, буклеты, словарь, которые представляем вашему вниманию.
И призываем следить за своей речью, любить и беречь родной русский язык.
Слайд 13
ВЫВОД: Наша гипотеза о том, что дети часто и необдуманно употребляют жаргонизмы - подтвердилась. И предстоит огромная работа по искоренению этих слов из речи учащихся.
Слайд 14.
Должна быть речь культурной, чистой,
Понятной, красочной слегка.
Чтоб никакие жаргонизмы
Не засоряли языка!
Слайд 15 Спасибо за внимание!
Литература
1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. СПб., 1994.
2. Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль... М., 1964.
3. Гоголь Н.В. Вий. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М., 1952.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
5. Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.