kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как способ формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков в коррекционной школе VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ОВЗ. Проектная деятельность -эффективное средство формирования учебных действий у детей с ОВЗ, качественная основа гуманистического подхода к развитию, формированию раскрепощенной творческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков в коррекционной школе VIII вида»

Проектная деятельность как способ формирования

навыков ЗОЖ у детей и подростков.


«Здоровье – это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень


Школа сегодня старается идти в ногу со временем. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести.

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков ЗОЖ основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии.

Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях школы-интерната.

Одним из таких методов является, на мой взгляд, метод проектов. Проектная деятельность – эффективное средство формирования учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, качественная основа, которая может реализовать гуманистический подход к развитию, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети вообще, а дети с ограниченными возможностями здоровья в особенности, сталкиваются с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельного мышления, включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом. Воспитатель  может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль воспитанников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ребята должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.

Анализ ситуации показал: дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека; не умеют применять свои знания в повседневной жизни; не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы в рот, грызут ногти и т.д.

Родители уделяют недостаточное внимание здоровью своих детей: не соблюдают режим дня в выходные дни, спать ложатся поздно, много времени позволяют детям проводить за компьютером; одежда детей не всегда соответствует сезону; питание дома зачастую неполноценное; гигиенические процедуры во многих семьях проводятся нерегулярно.

Привожу пример, как на основе данных причин можно создать

проект «МОЕ ЗДОРОВЬЕ».

Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный /1 месяц/.

Участники проекта: воспитанники младшего школьного возраста, педагоги, родители.

Проблемный вопрос: Как научиться не болеть?

Цель: Учиться сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.

  2. Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

  3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.

Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».

Этапы:

1- подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы

2- практический – организация деятельности по реализации проекта

3- результативный – совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».



Ожидаемые результаты: 

  1. Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.

  2. Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья своих детей.

Методы реализации проекта.

  1. Практические

  • Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе

  • Пальчиковые игры

  • Физкультминутки

  • Упражнения на дыхание

  • Артикуляционная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Игры сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные

  • Опыты и наблюдения

  1. Словесные

  • Беседы

  • Чтение художественной литературы

  • Консультации

  • Рассказывание

  • Инструкции

  • Словесные игры

  1. Наглядные

  • Организация выставок, конкурсов

  • Оформление коллективных альбомов

  • Сбор фотоматериала

  • Рассматривание иллюстраций

  • Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты

  • Личный пример взрослых


Каждая неделя проекта – это мини-проект, на который составлен план с рекомендуемыми формами организации деятельности.

  1. Наше тело. В здоровом теле – здоровый дух!

  2. Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!

  3. Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!

  4. Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!

Для успешной реализации проекта собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.


Примерные формы организации деятельности.

3 неделя проекта. ПИТАНИЕ.


Девиз недели: Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, С!

  1. Артикуляционная гимнастика /по рекомендациям логопеда/

  2. Пальчиковая игра «Этот пальчик самый…»

  3. Упражнения на дыхание «Горячее молоко».

  4. Гимнастика для глаз. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. /5 раз/

  5. Физкультминутки «Капуста», «Лень отбросим».

  6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».

  7. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

  8. Беседы:

«Здоровая пища». Рассказать детям о том, что здоровье зависит от правильного питания, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

«Витамины полезны для здоровья». Дать детям элементарные сведения о витаминах, содержащихся в продуктах.

«Если ты заболел». Рассказать детям о том, как правильно вести себя во время болезни.

  1. Чтение художественной литературы:

Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала».

Л. Зильберг «Полезные продукты».

М. Безруких «Разговор о правильном питании».

  1. Подвижная игра «Зайцы и морковка».

  2. Наблюдение: Как размножаются бактерии /с пластилином/.

  3. Художественное творчество. Нарисуй полезные продукты.

  4. Взаимосвязь с родителями:

Индивидуальные беседы: Здоровое питание детей младшего школьного возраста

Папка-передвижка: Правила питания.

Ценность данного проекта в том, что он даёт ребёнку дополнительные возможности в познании собственного здоровья.

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:

- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;

- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский


В заключение хочется отметить, что в результате проектной  деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.


Воспитатель: Е.В.Беженова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беженова Елена Вячеславовна

Дата: 08.02.2020

Номер свидетельства: 538819

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства