Проектная деятельность как способ формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков в коррекционной школе VIII вида
Проектная деятельность как способ формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков в коррекционной школе VIII вида
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ОВЗ. Проектная деятельность -эффективное средство формирования учебных действий у детей с ОВЗ, качественная основа гуманистического подхода к развитию, формированию раскрепощенной творческой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков в коррекционной школе VIII вида»
Проектная деятельность как способ формирования
навыков ЗОЖ у детей и подростков.
«Здоровье – это драгоценность, и притом
единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести.
Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков ЗОЖ основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии.
Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях школы-интерната.
Одним из таких методов является, на мой взгляд, метод проектов. Проектная деятельность – эффективное средство формирования учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, качественная основа, которая может реализовать гуманистический подход к развитию, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.
Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети вообще, а дети с ограниченными возможностями здоровья в особенности, сталкиваются с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельного мышления, включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом. Воспитатель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль воспитанников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ребята должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.
Анализ ситуации показал: дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека; не умеют применять свои знания в повседневной жизни; не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы в рот, грызут ногти и т.д.
Родители уделяют недостаточное внимание здоровью своих детей: не соблюдают режим дня в выходные дни, спать ложатся поздно, много времени позволяют детям проводить за компьютером; одежда детей не всегда соответствует сезону; питание дома зачастую неполноценное; гигиенические процедуры во многих семьях проводятся нерегулярно.
Привожу пример, как на основе данных причин можно создать
проект «МОЕ ЗДОРОВЬЕ».
Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный /1 месяц/.
Участники проекта: воспитанники младшего школьного возраста, педагоги, родители.
Проблемный вопрос: Как научиться не болеть?
Цель: Учиться сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.
Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
Этапы:
1- подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы
2- практический – организация деятельности по реализации проекта
3- результативный – совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
Ожидаемые результаты:
Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья своих детей.
Методы реализации проекта.
Практические
Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Игры сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные
Опыты и наблюдения
Словесные
Беседы
Чтение художественной литературы
Консультации
Рассказывание
Инструкции
Словесные игры
Наглядные
Организация выставок, конкурсов
Оформление коллективных альбомов
Сбор фотоматериала
Рассматривание иллюстраций
Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты
Личный пример взрослых
Каждая неделя проекта – это мини-проект, на который составлен план с рекомендуемыми формами организации деятельности.
Наше тело. В здоровом теле – здоровый дух!
Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!
Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!
Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!
Для успешной реализации проекта собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.
Гимнастика для глаз. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. /5 раз/
Физкультминутки «Капуста», «Лень отбросим».
Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Беседы:
«Здоровая пища». Рассказать детям о том, что здоровье зависит от правильного питания, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
«Витамины полезны для здоровья». Дать детям элементарные сведения о витаминах, содержащихся в продуктах.
«Если ты заболел». Рассказать детям о том, как правильно вести себя во время болезни.
Чтение художественной литературы:
Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала».
Л. Зильберг «Полезные продукты».
М. Безруких «Разговор о правильном питании».
Подвижная игра «Зайцы и морковка».
Наблюдение: Как размножаются бактерии /с пластилином/.
Художественное творчество. Нарисуй полезные продукты.
Взаимосвязь с родителями:
Индивидуальные беседы: Здоровое питание детей младшего школьного возраста
Папка-передвижка: Правила питания.
Ценность данного проекта в том, что он даёт ребёнку дополнительные возможности в познании собственного здоровья.
Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:
- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;
- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А. Сухомлинский
В заключение хочется отметить, что в результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.