Просмотр содержимого документа
«Проект «Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) – залог их успешной социальной адаптации.»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования»
( ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО )
Разработчики проекта:
Долот Елена Алексеевна учитель, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат.
Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит сейчас наиболее остро. Поэтому вопросы реабилитации, адаптации, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество являются актуальными, значимыми и обоснованными. После окончания школы значительная часть выпускников не имеет достаточных навыков, позволяющих обеспечить их успешную интеграцию в общество. Жизнеустройство и социализация являются по-прежнему острыми проблемами для детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии. Детям с ОВЗ сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий.
Можно выявить следующие проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной ориентации:
- не знание своих возможностей и ограничений;
- отсутствие информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях;
- отсутствие возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;
- несформированность необходимых социальных навыков;
- отсутствие установки на трудовую деятельность.
Дети с ОВЗ инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу. В связи с этим возникает необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на включение таких учащихся в социокультурную практику. Действующими нормативными правовыми актами задачи по формированию у детей и подростков навыков профессиональной деятельности, социальной адаптации возлагаются в основном на образовательное учреждение.
Профессиональная ориентация у подростков на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей, интересов и самооценку - в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.
Задачи проекта
формировать жизненные компетенции, связанные с профессиональным самоопределением;
изучить вопрос востребованности детей с ОВЗ на трудовом рынке;
воспитать у обучающихся потребность и осмысление необходимости трудовой деятельности;
обеспечить взаимодействие школы и предприятий города для проведения профориентационной работы и успешной социализации обучающихся коррекционной школы.
Международные документы.
Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971)
Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975)
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989)
Федеральные:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Актуальная редакция закона 273-ФЗ от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017;
ФГОС для детей с умственной отсталостью от 19.12.2014 года №1599;
Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996)
Региональные:
Закон об образовании в Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26 –зс.
Педагоги
Социальный педагог
Педагог-психолог
Родители
Обучающиеся
Классные руководители
Социальные партнеры
1 этап– подготовительный
( сентябрь 2020г. - январь 2021 г.)
2 этап– основной
(февраль 2021г. - декабрь 2022 г.)
3 этап– оценочно-результативный
(январь 2023г. - июнь 2023г.)
Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики.
Ознакомление с нормативно-правовой базой.
Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
Изучение психолого-педагогических диагностик, тренингов.
Составление плана работы для реализации проекта. Разработка модели формирования жизненных компетенций .
Проведение встреч с потенциальными партнерами, определение форм взаимодействия с участниками проекта;
Координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции;
Открытие специального раздела на официальном сайте школы с целью продвижения проекта и публичной презентации результатов работы.
Формирование жизненных компетенций, связанных с профессиональным самоопределением через:
элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;
профессиональная диагностика;
оказание помощи в изучении и использовании своих личных особенностей,
проблемно-игровые ситуации, экскурсии, беседы, игры, консультации;
организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы;
обеспечение взаимодействия школы и предприятий города для проведения профориентационной работы и успешной социализации обучающихся коррекционной школы;
беседы по профориентации групповые и индивидуальные;
родительское собрание по профориентационной работе с приглашением представителей училищ, школ;
индивидуальные собеседования выпускников школы с представителями и психологами училищ и т.д.;
работа с родителями и выпускниками по выбору профессии и сбору документов для поступления в профессиональные училища, как в школе, так и по месту жительства.
Организация дополнительного образования направленного на:
создание условий для развития личности ребёнка, возможностей для её самореализации;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение к пониманию общечеловеческих ценностей;
профилактику асоциального поведения;
усиление психического и физического здоровья.
публикация результатов реализации проекта на сайте организации и в других источниках;
выступления на семинарах и конференциях образовательных учреждений городского и областного уровня по обмену опытом формирования жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе трудовой и профессиональной подготовки;
проведение мастер-классов и открытых уроков с привлечением обучающихся;
определение перспектив и путей дальнейшей работы школы по социализации и адаптации обучающихся и выпускников к условиям современного рынка труда.
Низкая мотивация участников реализации проекта.
Непродуктивное сотрудничество с социальными партнерами.
Недостаточный уровень профессионализма участников реализации проекта.
повышение мотивации учащихся к трудовой деятельности и обучению;
успешное овладение учащимися трудовыми навыками, необходимыми для жизни в современном обществе;
увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности;
увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию;
увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе;
формирование положительного имиджа специального (коррекционного) образовательного учреждения в социуме;
повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы за счет повышения квалификации, участия в семинарах, круглых столах, конференциях ;
увеличение числа учащихся, трудоустроенных после окончания коррекционной школы;
увеличение числа победителей, призеров муниципальных, региональных конкурсов профессиональной направленности.
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника с опорой на его личностные ресурсы;
Создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество;
Методические рекомендации по формированию жизненных компетенций связанных с профессиональным самоопределением для успешного развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
Организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов;
Увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности;
Увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию;
Увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе.
недостаточная осведомленность педагога об инновационных процессах в образовании и непонимание наличия проблемы со стороны педагогов;
традиционализм, склонность сотрудников к традиционным технологиям обучения;
формальное стимулирование творческой активности педагога со стороны администрации;
отсутствие необходимой финансовой и материально-технической базы для развития инновационной деятельности и дальнейшего профессиональной роста педагога .