kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) – залог их успешной социальной адаптации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная работа на курсах повышения квалификации учителей предметников коррекционной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) – залог их успешной социальной адаптации.»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ( ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО )

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

( ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО )

Разработчики проекта: Долот Елена Алексеевна учитель, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат. Дроздова Юлия Юрьевна, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат. Пилюшенко Наталья Николаевна, учитель, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат.

Разработчики проекта:

Долот Елена Алексеевна учитель, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат.

Дроздова Юлия Юрьевна, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат.

Пилюшенко Наталья Николаевна, учитель, ГК ОУ РО Пролетарская школа- интернат.

Актуальность проекта   Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит сейчас наиболее остро. Поэтому вопросы реабилитации, адаптации, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество являются актуальными, значимыми и обоснованными. После окончания школы значительная часть выпускников не имеет достаточных навыков, позволяющих обеспечить их успешную интеграцию в общество. Жизнеустройство и социализация являются по-прежнему острыми проблемами для детей с интеллектуальной недостаточностью.  Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии. Детям с ОВЗ сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий.

Актуальность проекта

Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит сейчас наиболее остро. Поэтому вопросы реабилитации, адаптации, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество являются актуальными, значимыми и обоснованными. После окончания школы значительная часть выпускников не имеет достаточных навыков, позволяющих обеспечить их успешную интеграцию в общество. Жизнеустройство и социализация являются по-прежнему острыми проблемами для детей с интеллектуальной

недостаточностью.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии. Детям с ОВЗ сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий.

Можно выявить следующие проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной ориентации:  - не знание своих возможностей и ограничений;  - отсутствие информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях;  - отсутствие возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;  - несформированность необходимых социальных навыков;  - отсутствие установки на трудовую деятельность.  Дети с ОВЗ инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу. В связи с этим возникает необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на включение таких учащихся в социокультурную практику. Действующими нормативными правовыми актами задачи по формированию у детей и подростков навыков профессиональной деятельности, социальной адаптации возлагаются в основном на образовательное учреждение.

Можно выявить следующие проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной ориентации:

- не знание своих возможностей и ограничений;

- отсутствие информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях;

- отсутствие возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;

- несформированность необходимых социальных навыков;

- отсутствие установки на трудовую деятельность.

Дети с ОВЗ инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу. В связи с этим возникает необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на включение таких учащихся в социокультурную практику. Действующими нормативными правовыми актами задачи по формированию у детей и подростков навыков профессиональной деятельности, социальной адаптации возлагаются в основном на образовательное учреждение.

Профессиональная ориентация у подростков на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей, интересов и самооценку - в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.

Профессиональная ориентация у подростков на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей, интересов и самооценку - в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.

Задачи проекта

Задачи проекта

  • формировать жизненные компетенции, связанные с профессиональным самоопределением;
  • изучить вопрос востребованности детей с ОВЗ на трудовом рынке;
  • воспитать у обучающихся потребность и осмысление необходимости трудовой деятельности;
  • обеспечить взаимодействие школы и предприятий города для проведения профориентационной работы и успешной социализации обучающихся коррекционной школы.
Международные документы. Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971)  Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975)  Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989) Федеральные: Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Актуальная редакция закона 273-ФЗ от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017; ФГОС для детей с умственной отсталостью от 19.12.2014 года №1599; Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996) Региональные: Закон об образовании в Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26 –зс.

Международные документы.

  • Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971)
  • Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975)
  • Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989)

Федеральные:

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Актуальная редакция закона 273-ФЗ от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017;
  • ФГОС для детей с умственной отсталостью от 19.12.2014 года №1599;
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996)

Региональные:

  • Закон об образовании в Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26 –зс.

Педагоги Социальный педагог Педагог-психолог Родители Обучающиеся Классные руководители Социальные партнеры

  • Педагоги
  • Социальный педагог
  • Педагог-психолог
  • Родители
  • Обучающиеся
  • Классные руководители
  • Социальные партнеры

1 этап – подготовительный ( сентябрь 2020г. - январь 2021 г.) 2 этап – основной  (февраль 2021г. - декабрь 2022 г.) 3 этап – оценочно-результативный  (январь 2023г. - июнь 2023г.)

1 этап – подготовительный

( сентябрь 2020г. - январь 2021 г.)

2 этап – основной

(февраль 2021г. - декабрь 2022 г.)

3 этап – оценочно-результативный

(январь 2023г. - июнь 2023г.)

Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики. Ознакомление с нормативно-правовой базой. Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса. Изучение психолого-педагогических диагностик, тренингов. Составление плана работы для реализации проекта. Разработка модели формирования жизненных компетенций . Проведение встреч с потенциальными партнерами, определение форм взаимодействия с участниками проекта; Координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции; Открытие специального раздела на официальном сайте школы с целью продвижения проекта и публичной презентации результатов работы.
  • Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики.
  • Ознакомление с нормативно-правовой базой.
  • Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
  • Изучение психолого-педагогических диагностик, тренингов.
  • Составление плана работы для реализации проекта. Разработка модели формирования жизненных компетенций .
  • Проведение встреч с потенциальными партнерами, определение форм взаимодействия с участниками проекта;
  • Координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции;
  • Открытие специального раздела на официальном сайте школы с целью продвижения проекта и публичной презентации результатов работы.

Формирование жизненных компетенций, связанных с профессиональным самоопределением через:    элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий; профессиональная диагностика; оказание помощи в изучении и использовании своих личных особенностей, проблемно-игровые ситуации, экскурсии, беседы, игры, консультации; организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы; обеспечение взаимодействия школы и предприятий города для проведения профориентационной работы и успешной социализации обучающихся коррекционной школы; беседы по профориентации групповые и индивидуальные; родительское собрание по профориентационной работе с приглашением представителей училищ, школ; индивидуальные собеседования выпускников школы с представителями и психологами училищ и т.д.; работа с родителями и выпускниками по выбору профессии и сбору документов для поступления в профессиональные училища, как в школе, так и по месту жительства.

Формирование жизненных компетенций, связанных с профессиональным самоопределением через:

  • элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;
  • профессиональная диагностика;
  • оказание помощи в изучении и использовании своих личных особенностей,
  • проблемно-игровые ситуации, экскурсии, беседы, игры, консультации;
  • организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы;
  • обеспечение взаимодействия школы и предприятий города для проведения профориентационной работы и успешной социализации обучающихся коррекционной школы;
  • беседы по профориентации групповые и индивидуальные;
  • родительское собрание по профориентационной работе с приглашением представителей училищ, школ;
  • индивидуальные собеседования выпускников школы с представителями и психологами училищ и т.д.;
  • работа с родителями и выпускниками по выбору профессии и сбору документов для поступления в профессиональные училища, как в школе, так и по месту жительства.

Организация дополнительного образования направленного на:

Организация дополнительного образования направленного на:

  • создание условий для развития личности ребёнка, возможностей для её самореализации;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение к пониманию общечеловеческих ценностей;
  • профилактику асоциального поведения;
  • усиление психического и физического здоровья.
публикация результатов реализации проекта на сайте организации и в других источниках; выступления на семинарах и конференциях образовательных учреждений городского и областного уровня по обмену опытом формирования жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе трудовой и профессиональной подготовки;  проведение мастер-классов и открытых уроков с привлечением обучающихся; определение перспектив и путей дальнейшей работы школы по социализации и адаптации обучающихся и выпускников к условиям современного рынка труда.
  • публикация результатов реализации проекта на сайте организации и в других источниках;
  • выступления на семинарах и конференциях образовательных учреждений городского и областного уровня по обмену опытом формирования жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе трудовой и профессиональной подготовки;
  • проведение мастер-классов и открытых уроков с привлечением обучающихся;
  • определение перспектив и путей дальнейшей работы школы по социализации и адаптации обучающихся и выпускников к условиям современного рынка труда.

Низкая мотивация участников реализации проекта. Непродуктивное сотрудничество с социальными партнерами.  Недостаточный уровень профессионализма участников реализации проекта.
  • Низкая мотивация участников реализации проекта.
  • Непродуктивное сотрудничество с социальными партнерами.
  • Недостаточный уровень профессионализма участников реализации проекта.
повышение мотивации учащихся к трудовой деятельности и обучению; успешное овладение учащимися трудовыми навыками, необходимыми для жизни в современном обществе;  увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности; увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию;  увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе; формирование положительного имиджа специального (коррекционного) образовательного учреждения в социуме; повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы за счет повышения квалификации, участия в семинарах, круглых столах, конференциях ; увеличение числа учащихся, трудоустроенных после окончания коррекционной школы; увеличение числа победителей, призеров муниципальных, региональных конкурсов профессиональной направленности.
  • повышение мотивации учащихся к трудовой деятельности и обучению;
  • успешное овладение учащимися трудовыми навыками, необходимыми для жизни в современном обществе;
  • увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности;
  • увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию;
  • увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе;
  • формирование положительного имиджа специального (коррекционного) образовательного учреждения в социуме;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы за счет повышения квалификации, участия в семинарах, круглых столах, конференциях ;
  • увеличение числа учащихся, трудоустроенных после окончания коррекционной школы;
  • увеличение числа победителей, призеров муниципальных, региональных конкурсов профессиональной направленности.
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника с опорой на его личностные ресурсы;  Создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество;  Методические рекомендации по формированию жизненных компетенций связанных с профессиональным самоопределением для успешного развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья; Организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов; Увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности; Увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию; Увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе.
  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника с опорой на его личностные ресурсы;
  • Создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество;
  • Методические рекомендации по формированию жизненных компетенций связанных с профессиональным самоопределением для успешного развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов;
  • Увеличение числа детей, занятых в кружковой работе профессиональной направленности;
  • Увеличение числа учащихся ОУ осознанно выбравших профессию;
  • Увеличение числа родителей, удовлетворенных результатами обучения детей в коррекционной школе.

недостаточная осведомленность педагога об инновационных процессах в образовании и непонимание наличия проблемы со стороны педагогов; традиционализм, склонность сотрудников к традиционным технологиям обучения; формальное стимулирование творческой активности педагога со стороны администрации; отсутствие необходимой финансовой и материально-технической базы для развития инновационной деятельности и дальнейшего профессиональной роста педагога .
  • недостаточная осведомленность педагога об инновационных процессах в образовании и непонимание наличия проблемы со стороны педагогов;
  • традиционализм, склонность сотрудников к традиционным технологиям обучения;
  • формальное стимулирование творческой активности педагога со стороны администрации;
  • отсутствие необходимой финансовой и материально-технической базы для развития инновационной деятельности и дальнейшего профессиональной роста педагога .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дроздова Юлия Юрьевна

Дата: 11.12.2020

Номер свидетельства: 566562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства