Доклад на тему: «Привитие эстетического вкуса учащимся с тяжёлой умственной отсталостью на уроках ИЗО».
Составила – учитель начальных классов – Е. И. Юдина.
В системе эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта изобразительное искусство играет особую роль, что объясняется самой спецификой изобразительного искусства и художественного творчества. Средствами изобразительного искусства развиваются эстетические чувства, формируется ценностный мир ребенка, гармонизируются отношения с миром, развиваются художественно-эстетические способности, формируются основы эстетической культуры личности. Кроме того, из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства, мы можем развивать духовный мир ребенка, формировать морально-нравственные убеждения.
Понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Как и любое другое направление воспитательной работы, эстетическое имеет свои цели, задачи и виды деятельности.
Основной целью эстетического воспитания- является формирование у детей способности воспринимать красивое, уметь его выделять среди множества других характеристик объектов культуры общества, и создавать самостоятельно.
Эстетическое воспитание важно для последующего полноценного развития личности школьника. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание – это воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. С учетом своеобразия развития детей с нарушениями интеллекта и особой роли специальной (коррекционной) школы VIII вида как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития школьников с нарушением интеллекта, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:
Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
Развитие самостоятельных действий – учитель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга.
Вот некоторые из них:
- слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
- приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
- показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
- приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств некоторые из них занимают особое место, произведения изо, декоративного искусства, создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка
Процесс эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства предполагает воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, развивает художественное восприятие произведений изоискусства, учит эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений, знакомит детей с произведениями живописи великих русских живописцев. В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
Полный анализ картины включает рассказ об истории ее создания, изложение сюжета, основного содержания художественного образа. Необязательно каждый раз полностью анализировать картину, иногда более уместно провести беседу – главное заключается в том, чтобы вызвать активность учащихся, привлечь их внимание к наиболее важным моментам.
Рассматривание картинок, иллюстраций рекомендуется сочетать с рисованием. Для усиления эмоционального воздействия картины на учащихся полезно привлекать соответствующие отрывки из литературных произведений в прозе или стихах, загадки.
Изобразительная деятельность учащихся становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, педагог, давая ученику листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Одно из главных условий успеха обучения детей с нарушениями интеллекта и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, учителей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе