№ пп | Принципы специального образования | Специфическая реализация принципа в системе специального образования |
1 | Педагогического оптимизма – основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс; | – признает право быть включенным в образовательный процесс каждого человека независимо от его особенностей; - ведущая роль обучения в развитии; - не принимает теорию «потолка». |
2 | Ранней педагогической помощи – считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей; | – обеспечивает раннее выявление и раннюю диагностику отклонений в развитии ребенка; – максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. |
3 | Коррекционно-компенсирующей направленности образования | - использование сохранных анализаторов, функции и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка в развития; – отражается в содержании, методах, организационных формах специального образования (меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий, специальные предметы (уроки), специальные методы и приемы учебной и обучающей деятельности и многое другое.); |
4 | Социально-адаптирующей направленности образования | – преодоляется или уменьшается «социальное выпадение»; – сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде; – помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни. |
5 | Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. | – потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. |
6 | Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании | – является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии, пропедевтики необходимых элементов образования и трудовой деятельности; – предметно-практическая деятельность позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребенка, развивать сенсомоторную основу высших психических функций |
7 | Принцип дифференцированного и индивидуального подходов | – создание благоприятных условий обучения (учет особенностей развития конкретного ребенка); – предполагает условное деление обучающихся на однородные микрогруппы (содержание и организация учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля) и вариативные возможности освоения программного материала. |
8 | Принцип необходимости специального педагогического руководства | – специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. |
- недостаточно развита коррекционно-педагогическая помощь в дошкольных учреждениях;
- интегрированное обучение – недостаток специалистов, тех знании, благодаря которым можно организовать совместное обучение;