Просмотр содержимого документа
«Применение компьютерных программ в развитии слухового восприятия неслышащих школьников»
Применение компьютерных программ в развитии слухового восприятия
Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении, не является новой. Вопрос обучения неслышащих детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых различных специальностей. Существуют различные точки зрения на роль компьютеров в обучении. Одни рассматривают компьютер как игру, другие - как средство обучения. Коллектив авторов, руководимых В. В. Александровым (1989), рассматривает компьютер как обучающее устройство, помогающее думать и играть. М. Б. Игнатьев с авторами (1988) считает, что приход компьютеров в школу позволил не только улучшить процесс обучения, но и сделать занятия более интересными. С. Пейпер (1989) рассматривает компьютер как средство коллективного развития детей. Компьютер, используемый в ходе индивидуальных занятий по РСВ и ФП, совмещает все эти роли и позволяет детям с нарушением слуха успешно усваивать знания в различных областях.
Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т. к. это две стороны одного процесса. Существующие специальные компьютерные программы направлены, как правило, на формирование произношения у неслышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ неслышащие дети воспринимают их слухо - зрительно и контролируют свое произношение тоже слухо - зрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо - зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения звука учителем и оценки собственного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.
В работе с неслышащими детьми, используя специальные и общедидактические программы, направленные РСВ и ФП, решаются следующие задачи: практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом; подбор и обработка речевого материала в ходе работы с компьютером; подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ; адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.
В процессе работы над РСВ и ФП используются программы «Учимся говорить», «Речевой калейдоскоп», где выделяется четыре группы модулей:
I группа - для работы над дыханием и голосом;
II группа - для работы над звуками речи;
группа - для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи;
группа - для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля за собственной речью.
Эти программы позволяют широко использовать различные анализаторы (кинестезический, зрительный, слуховой) и их сочетания.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих учащихся, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели. В процессе работы с компьютером ребенок учится воспроизводить те звуки речи (слова, слоги, фразы), которые заданы программой.
Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную в момент произношения. Компьютерная программа в целом и данный модуль в частности позволяют работать над формированием контроля за речью учителя и самоконтролем за собственной речью.
Компьютерные программы обращены к зрительному анализатору. Поэтому каждый модуль программы имеет свое цветовое оформление, на экране движутся фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т. д. Все это вызывает живой интерес у ребенка. Фигурки животных, людей - это старые знакомые из детских сказок, литературы, жизни. Они узнаваемы, ожили и предстали перед детьми в новом виде, выполняют новые задачи. Дети не только их знают, но и оперируют ими, произнося звуки речи (слова, слоги): мальчик собирает животных в клетки (модуль «Лабиринт»), Знайка собирает слово из букв (модуль «Собери слово»).
В ходе работы с компьютерной программой никогда не используется один анализатор. Любой модуль требует участия, как правило, двух - четырех анализаторов: зрительного, слухового, кинестезического. Например, речевой материал, введенный в память компьютера в виде звуков, слогов, слов, фраз, текста. При необходимости этот материал вызывается из памяти и высвечивается на экране. Сочетание анализаторов в процессе формирования произношения с использованием компьютерной программы способствует успешному овладению произносительной стороны речи.
Компьютерные программы способствуют когнитивному развитию детей.
Таким образом, компьютерные программы содействуют не только формированию произносительных навыков РСВ и ФП, но и развитию мыслительной деятельности.
В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций: сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т.д.); закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука); самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.
При автоматизации звуков речи тоже можно использовать несколько модулей. Во многих разделах программ есть модули, предназначенные для самостоятельной работы. Они имеют больше видов контроля в виде очков, таймеров, слуховой и вербальной оценки действий учащихся. Для программ характерны различные виды оценки деятельности обучающихся, которыми снабжены упражнения, предназначенные для самостоятельной работы. Оценка деятельности ученика выражается в различной форме: визуальной - в виде очков, таймера с обозначением секунд, звездочек, рисунка конфеты, заштриховывающейся ленты времени. Содержание картинки позволяет судить о правильности выполнения упражнения; вербальной; слуховой - в виде музыкального подарка (звучание музыкальной фразы), сочетающего с каким-либо рисунком (контур звезды, нарисованной пунктирными линиями различных цветов).
Подобная система оценки деятельности ведет к осознанности своих действий, позволяет оценить промежуточный результат. Для получения положительного эффекта от выполнения действия неслышащий ученик быстрее овладевает алгоритмом упражнения.
Работая с компьютерной программой по произношению и РСВ, необходимо правильно подобрать компьютерный материал, чтобы с его помощью добиться наибольшего эффекта в произношении ребенка и восприятии речи. Для этого важно использовать различные варианты компоновки модулей: следовать существующему порядку, сохраняя последовательность модулей, заданных программой; произвольно менять порядок модулей; менять порядок модулей в зависимости от усвоения материала ребенком; определять порядок применения модулей в зависимости от темы, цели и задач занятия.
Наиболее продуктивным является использование не одного какого-либо варианта, а их сочетания, исходя из темы, программы, состояния произношения учащихся с нарушением слуха дефектного звука, уровня овладения ребенком данным звуком и возможности восприятия речи.
При проведении подготовительных упражнений для работы над дыханием и голосом используются модули, дающие возможность контролировать наличие или отсутствие звука, позволяющие обрабатывать плавный и экономный, сильный и длительный выдох, изменяя долготу и краткость произношения в сочетании с восприятием и произношением гласных, звонких фрикативных согласных. Модули позволяют работать над постановкой, коррекцией, закреплением и автоматизацией звука. Это основная часть занятия, самая насыщенная по содержанию и продолжительная по времени. По мере восприятия и усвоения звука следует переходить к его произношению в сочетании с гласным (согласным) в прямом, обратном и других положениях. Звук включается в слово, фразу, небольшой текст. При подборе речевого материала рекомендуется исходить из видов речевой деятельности по самостоятельности высказывания (подражание, чтение, заученная речь, самостоятельная речь).
В упражнениях для работы над видами ударений и выразительностью речи используются модули «Звонкость звука», «Ударение», «Интонация». Модули «Сила звука», «Громкость звука» применимы для работы над просодическими элементами речи. Этим упражнениям следует отводить больше или меньше времени, исходя из темы и задачи. Работая с названными компьютерными программами, на каждом занятии следует уделять внимание ударению и выразительности речи.
В упражнениях, направленных на развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха и формирование слухового контроля и самоконтроля за речью, применимы почти все модули названных программ, но особое значение имеет модуль «Речевой ввод-вывод». Этот модуль пригоден для различения, опознавания и восприятия речи на слух.
Организация компьютерного материала занимает важное место в восприятии речи на слух и формировании произношения детей с нарушением слуха.
Работа с компьютерными программами по произношению вызывает интерес у учащихся, способствует осознанному освоению программного материала и формирует элементы контроля и самоконтроля за речью, развивает слуховое восприятие речи.
В процессе работы над произношением у учащихся повышается не только интерес, но и работоспособность, желание помочь товарищу, у которого это не получается. Важное место принадлежит слуховому контролю учителя за произношением учащихся. Даже при наличии компьютера роль учителя невозможно проигнорировать. От учителя зависит организация компьютерного материала, компоновка модулей, их вариативность согласно теме, целям, задачам и индивидуальным особенностям ученика. Несмотря на имеющийся речевой материал в компьютерной программе, именно учитель может подобрать, дополнить в соответствии с целями, темой нужный материал, вписать его в компьютерную память и извлечь его в случае надобности.
Таким образом, несмотря на применение компьютера в работе над произношением, учитель по-прежнему остается важной и нужной фигурой и его роль не уменьшается, а усиливается в процессе овладения произносительной стороной речи.
Следует отметить, что использование компьютера при формировании произношения у детей с нарушенным слухом позволило повысить интенсивность занятия, увеличить объем речевого материала, который ученик успешно продуцирует, повысилась эффективность работы над произношением, появился стимул у учащихся к этому виду занятий, к самостоятельной работе над произношением, начали формироваться элементы самоконтроля за речью у учащихся даже начальных классов, возрос интерес к работе по РСВ и формированию произношения и, наконец, появилась возможность методического осмысления места и роли компьютера при овладении произношением.