kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение дидактических игр на занятиях РСВ и ФП в школе - интернате для неслышащих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дан материал по применению дидактических игр на индивидуальных занятиях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение дидактических игр на занятиях РСВ и ФП в школе - интернате для неслышащих детей»

Применение дидактических игр на занятиях по РСВ и ФП

в школе для неслышащих детей

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений. Важную роль игры в психическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся психолог и дефектолог Л. С. Выготский: «… игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения… По существу через игровую деятельность и движется ребенок».

Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития у ребенка когнитивных, аффективных и социальных сфер. В своих работах Д. Б. Эльконин останавливается на значении игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребенка; Л. С. Выготский, А. В. Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматривается в исследованиях М. А. Джапаридзе, Е. С. Махлах.

Д. Б. Эльконин особо подчеркивал, что игра относится к символически-моделирующему типу деятельности, в которой операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Сущность всякого моделирования, считал автор, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Дидактические игры – это разновидность игр, с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и умственной активности, возможности усвоения и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.

Дидактическая игра выполняет ряд функций:

первая функция дидактическая (формирование соответствующих знаний, умений, навыков);

вторая функция развивающая (формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии);

третья функция коммуникативная (умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов);

четвертая функция релаксационная или психокоррекционная (игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка);

пятая функция коррекционная (в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонационной речи, происходит развитие слухового восприятия).

Возможности использования дидактической игры с целью развития разговорной речи учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях весьма широки. У данной категории учащихся усвоение новых слов опирается на наглядные обобщения, формирующиеся в условиях практической деятельности и общения с окружающими. В процессе специального обучения указанный словарный материал включается в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития учащегося. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал используется в виде поручений, вопросов, сообщений. Таким образом, не ставится задача специального заучивания речевого материала, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное его усвоение.

Важными условиями успешной организации и проведения речевых игр является:

1) Тщательная подготовка педагога к проведению игры.

2) Наличие и доступность дидактических материалов: игрушек, игр, инвентаря, элементов костюма; обучение детей умению пользоваться этими предметами; и, что особенно важно, предметами-заместителями.

3) Создание детям условий для обогащения слуховых впечатлений (на экскурсиях, прогулках и др.), необходимых для проведения игры.

4) Создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими.

5) Поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования на индивидуальных занятиях со школьниками, имеющими нарушения слуха.

Обобщение опыта коррекционной работы позволило мне представить варианты дидактических игр, разработанных специально для решения следующих основных задач:

- формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

- формирование разных форм словесной речи: устной, письменной;

- развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач, они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, овладение грамматическими формами и синтаксисом родного языка.




Игры для учащихся младших классов.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: учить отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд с 5 – 6 вагонами, игрушки, таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.


Речевой материал:

Будем играть, поезд, едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)?

Верно, неверно.

Ход игры.

Взрослый показывает поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного. Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк … едут в гости к кукле. Где едет лиса?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой лиса, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряжено-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока не разместят всех животных.


Дидактическая игра «Нарисуй дорожку»

Цель: учить понимать и выполнять поручения.

Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.


Речевой материал:

Вот дом. Что там? Открой. Там кукла …. Нарисуй дорожку. Покажи куклу.

Ход игры:

На доске лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой – в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом. Кто там?» Ребенок открывает окошко и самостоятельно или отраженно-сопряженно называет кто живет в домике. Далее ребенок находит соответствующую табличку, после он должен нарисовать дорожку от домика до соответствующей таблички.


Дидактическая игра «Семья».

Цель: расширять словарь, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички. Картинки с изображением членов семьи.


Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?


Ход игры.

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображениями членов семьи, спрашивая: «Кто это?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с ребенком прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.


Дидактическая игра «Делай как мы».


Цель: активизировать словарь детей, учить выполнять поручения.

Оборудование:

маленькие игрушки (зайчик, мишка, волк, собака, ежик),

таблички с названием действий.


Речевой материал:

заяц, мишка, волк, собака, еж. Прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?


Ход игры.

Учитель показывает каждую игрушку, ребенок называет ее. Затем игрушки ставят на стол напротив ученика. Рядом с каждой игрушкой педагог кладет табличку, на которой написано какое-либо действие. Ученик выполняет соответствующее действие.



Дидактическая игра «Зима».

Цели:

  • Учить составлять рассказ по сюжетной картине;

  • Развивать внимание, мышление.

Оборудование:

Сюжетные картинки, раздаточный материал.

Речевой материал:

Вопросы по содержанию картины;

Текст описания картины.

Что забыл нарисовать художник?

Чего нет? Нарисуй (дорисуй). Расскажи.

Ход игры:


Педагог демонстрирует ученику сюжетную картину по теме «Зима» на которой изображены различные действия детей: девочка катается на лыжах; мальчик везёт санки, девочка катается на коньках, дети лепят снежную бабу.

На рисунке отсутствуют некоторые детали предметов: не нарисованы лыжные палки; не нарисован один конёк; отсутствует изображение снежного кома, который катают дети.

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, сказать, какое время года изобразил художник. Он просит уточнить, почему ученик так думают. Ребенок называет приметы зимы.

Педагог записывает слова и выражения в тетрадь. Затем он просит ученика сказать, что делают дети на картинке. Ребенок рассматривает фрагменты картины, называют действия детей. Педагог просит ученика внимательно рассмотреть их и сказать, чего нет на картине. Он указывают на отсутствующие детали, называют их. Педагог может предложить ученику дорисовать их: «Нарисуй (дорисуй) санки (коньки, ком и др.) Затем ребенок отвечает на вопросы педагога. Ответы выстраиваются в виде рассказа, который записывается в тетрадь.

На следующем занятии ученик описывает содержание картины самостоятельно.






Дидактическая игра «Бывает - не бывает».


Цели:

  • Развивать причинно-следственное мышление детей;

  • Учить составлять сложные предложения с союзом

«потому что».


Оборудование:

Картина с изображением различных действий животных,

как реальных, так и нереальных.


Речевой материал:

Художник ошибся, так не бывает, собака не летает, потому

что у неё нет крыльев, кошка не ест конфеты, потому что

любит молоко.


Ход игры:


Педагог показывает ребенку картину, на которой изображены разные животные как в присущих им ситуациях, так и не характерных.

Например, изображена летящая по воздуху собака, корова, прыгающая через скакалку; рыба, привязанная на верёвку около конуры и т.д.

Педагог предлагает рассмотреть картину и спрашивает, правильно ли нарисовал художник. Помогает ученику дать ответ на вопрос:

«Художник ошибся?».

Дальше педагог задаёт вопросы о конкретных животных:

«Правильно художник нарисовал корову (собаку, кота, ёжика и др.)?

Помогает ребенку составить предложения с союзом «потому что»:

«Художник неправильно нарисовал рыбу, потому что рыба плавает в море». В процессе рассматривания картинки можно учить ребенка пользоваться предложениями с элементами противопоставления:

«Рыба плавает в море, а не живёт в конуре».




Дидактическая игра «Девочка и ёжик».

Цели:

  • Учить определять последовательность событий в серии

сюжетных картинок;

  • Составлять рассказ по серии картинок, используя ответы

на вопросы.

Оборудование:

игрушечный ёжик, машина – грузовик, телевизор, сделанный

из картонной коробки, серия из четырёх сюжетных картинок.

Речевой материал:

Вопросы по серии сюжетных картинок, текст рассказа.


Ход игры:

Педагог предлагает ребенку отгадать загадку: «Маленький, живёт в лесу, колючий». После того, как ребенок отгадал загадку, появляется ёжик, который везёт грузовик. На машине лежит «телевизор». Ёжик здоровается и предлагает посмотреть по телевизору, что с ним случилось. Педагог помещает на экране первую картинку. На картинке изображена девочка с корзинкой, которая пришла в лес за грибами. Педагог задаёт вопросы по картинке и записывает ответы ребенка в тетрадь.

После того как вопросы к этой картинке будут исчерпаны, педагог ставит её в наборное полотно, а на экране «телевизора» появляется следующая картинка, на которой изображена встреча девочки с обитателями леса: мамой-ежихой и ежатами, белочкой. Педагог задаёт вопросы и записывает ответы ученика, чтобы они представляли фрагменты текста. По этой же схеме проводится работа с третьей картинкой, на которой изображено, как ёжики и белочка подарили девочке много грибов.

Четвёртую картинку педагог сразу не демонстрирует детям, а размещает её на экране «телевизора» обратной стороной и предлагает ребенку придумать продолжение рассказа. Если ребенок затрудняются, он задаёт им дополнительные вопросы, а затем показывает им картинку. В результате работы с серией картинок составляется текст. На следующем занятии педагог предлагает ученику самостоятельно разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.


Игры для учащихся средних классов.


Игры на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов.


А) На картинке нарисованы предметы. Предлагается назвать те из них, которые начинаются на определенную букву.


Б) Дается задание составить новое слово из данного.

Кот Дон
  1. 123

Ответ: Ток Дно


В) Предлагается взять по первому слогу из каждого слова и составить новое. Получается имя сказочного героя.

Кора, лото, колобок.

Ответ: колобок.


Г) Нужно отгадать спрятанную в словах букву и записать ее в центре.

ра – ость

- руг ро – ина

- обрый

- е – ушка

обе –


Д) Дан первый слог слова. Предлагается отгадать, какое слово задумал ведущий. Отгадавшему нужно придумать новое слово.

Например, первый слог: ма.

Ответы: мама, машина, маска, май. Последнее слово является задуманным.



Е) «Наборщик».

Учащимся предлагается какое-либо слово, и они должны на каждую букву исходного слова «набрать» наибольшее количество слов (имен существительных). По истечении определенного времени вызванный ребенок зачитывает придуманные слова, а остальные вычеркивают повторяющиеся. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее количество неповторяющихся слов.

Например,

Исходное слово: В Е С Н А

Возможные вишня ель соль нож апельсин

ответы: велосипед енот самолет нитки аист

вода еда самокат ножницы арбуз

воробей ежи сосна носорог август

ветка евро салют насекомые астра



Ж) Составить слова из букв, данных вперемежку.

Например, мод, кроу, орвонтки.

Ответ: дом, урок, воротник.



З) Узнавание предметов по данным признакам.

Задания даются в форме загадок: Сладкий, белый, кладут в чай. (Сахар.)

Белая, соленая. Кладут в суп. (Соль.)

Дождь, пасмурно, листопад. (Осень.)

Пушистый, ходит, мяукает. (Кот.)

(Ответы могут быть написаны на табличках)





И) Поиск признаков сходства и отличия.

Карандаш – ручка

Утро – вечер

Корова – лошадь

Дождь – снег

Яблоко – груша

Трамвай – автобус

Самолет – птица

Озеро – река


При выполнении этого задания учителю надо обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем, что ребенку в силу особенностей аналитико-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения.



К) Из двух одно.

Играющим даются карточки с написанными словами. При совмещении двух определенных слов (карточек) получается новое слово.

Например, даются карточки со словами:

семь, ус, пар, оса, сто, я, пони, осы, я, вол, лица, пол.

Из этих слов-карточек можно составить следующие слова: парус, столица, полоса, волосы, семья, Япония.





Работа над предложением.


А) Поиск ошибок в тексте.


Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, так и логических.


Вам нравится гулять … лесу зимой? Внизу над вами лежит снежное покрывало. Вети деревьев покрыты инеем. Мроз схватывает вас занос, щиплет уши. Но ребятишкам он совсем … страшен. Быстрее вера несутся санки – не догнать их морозу!


Утром все дети идут … школу. Коля и миша ходят в первый класс. Они сидят под одной партой.


Учительница кладет мел и пишет им на доске слова. Дети пишут эти слова в чужой тетради. Коле и Миша очень стараются. Им нравится учиться.

В субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень ного интересных животных. Слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали… ветки на ветку. Дети корили их бананами. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу еще раз пойти туда на прошлой неделе.






Б) Составление предложений, пословиц, поговорок из деформированного текста.

Первый вариант.

Из данных слов составить два предложения.

Например: Весной, в саду, ребята, собирают, подснежник, ранней, расцвел, яблоки, в лесу, в школьном.

(Ранней весной в лесу расцвел подснежник. Ребята собирают яблоки в школьном саду.)


Второй вариант.

К словосочетаниям, данным слева, нужно правильно подобрать слова из правого столбика, чтобы получилось предложение.

Злой кабан точил гудки

Пароход давал клыки

Соловей сидел в клетке

Дикобраз томился на ветке

Кошка хвостик свой учила

Маша физику ловила

Буратино съел штаны

А портной сшил себе блины




В) Составление предложений из словосочетаний таким образом, чтобы получился связный текст.

Например, ученикам дается установка: «Ребята, в этом стихотворении перепутаны слова. Если вы их расставите правильно, то прочитаете шуточное стихотворение».

Соловей точил клыки

Дикобраз давал гудки

Кошка физику учила

Маша хвостик свой ловила

Буратино сшил себе штаны

Портной съел блины


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пивень Евгения Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства