kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы работы с детьми, имеющими УУО и ТУО на занятиях по ЛФК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен опт работы проведения занятий ЛФК с детьми, имеющими УУО и ТУО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с детьми, имеющими УУО и ТУО на занятиях по ЛФК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»













Приемы работы с детьми, имеющими УУО и ТУО на занятиях по ЛФК













Зиянгирова С.С.

учитель ЛФК











К большому сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от проблем с позвоночником, плохой осанки, потому что современные малыши все больше времени проводят с родителями дома у телевизора или с телефоном и планшетом в руках. А такой образ жизни непременно скажется на состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Но если взрослым проблематично исправить искривления позвоночника, то у детей это все возможно при помощи ЛФК, которая компенсирует недостаток двигательной активности. Какие особенности она имеет у детей с УУО и ТУО и какую пользу приносит? Что такое ЛФК-Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма – это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием. Как отдельный раздел медицины ЛФК выделили только в 20 веке, но еще Платон отмечал, что движение является такой же лечебной силой, как и лекарства. Лечебная физкультура – это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе. ЛФК для наших детей – это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль: Ребенок получает некоторые гигиенические знания. Лучше узнает окружающий мир. Учится соотносить себя с окружающим миром.Но ведьи основная цель обучения детей С(К)ОУ–VIIIв.-социализация. Исходя из этого, занятия по ЛФК провожу с учетом формирования у детей «авторских » умений (применения ранее изученных корригирующих упражнений с учетом своего физического состояния).

Упражнения ЛФК способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата; правильному формированию осанки; укреплению мышцспины;а при наличии асимметрии осанки - коррекции. ЛФК – это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений. Также благодаря ЛФК: укрепляется иммунитет; организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний; ребенок лучше адаптируется к школе; нормализуется работа всего организма; улучшается сон и аппетит. Особенно нуждаются в ЛФК дети с УУО и ТУО.Они подвержены к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Часто с детьми занятия проходят в игровой форме, чтобы обучающимся было интересно. Все упражнения, которые входят в комплекс делю на: Общие. Они используются для укрепления всего организма. Специальные. упражнения направлены на определенную систему, сколиоз или плоскостопие, то упражнения подбираюдля исправления этих пНесмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести: Наличие любых патологий в острой форме. Злокачественные опухоли. Частые кровотечения. Порок сердца. Нарушение ритма работы сердца. Плохое самочувствие ребенка. Высокая температура. Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить Упражнения ЛФК не должны доставлять боль,подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты. Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета. В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела,(ГазизоваН.,Сабуров А.) то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди. При наличии плоской спины….. необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса. Сколиоз, лордоз( ГафиатуллинаВ,Армутов С., Волчек В) требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет. Нарушение осанки – это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм


 Цель занятий ЛФК - коррекция психофизических нарушений обучающихся С(К)ОУ–VIIIв. и укрепление здоровья на основе использования современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Задачи:

  • Выработать устойчивую правильную осанку, укрепить и сохранить гибкость позвоночника, предотвратить его дальнейшую деформацию.

  • Укрепить и развивать мышечную систему, нормализовать работу опорно-двигательного аппарата.

  • Стабилизировать патологический процесс.

  • Развивать внимание, воображение, фантазию.

  • Формировать авторские умения в познании своего физического состояния.

  • Обучать способам самоконтроля при выполнении физических упражнений, самоанализу по развитию своих двигательных способностей и укреплению здоровья.

  • Обучать важнейшим социальным навыкам, способствующим ценной социальной адаптации и социализации.

  • Формировать волевые качества личности и интереса к регулярным занятиям ЛФК.

  • Улучшить показатели физического развития.

  • Закаливать и повышать сопротивляемость защитных сил организма учащихся.

  • Воспитать сознательное и активное отношение к ценностям своего здоровья и здоровому образу жизни.

  • Научить соблюдать правила личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

  • Воспитать социальную потребность в физическом совершенствовании

Наиболее распространенной причиной нарушения осанки является общая мышечная слабость, особенно мышц спины и брюшного пресса, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием. Для коррекции данных эффектов на занятиях ЛФК мы выполняем:

1 . Корригирующие упражнения;

2. Упражнения для формирования правильной осанки;

3. Упражнения для профилактики плоскостопия;

4. Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат;

5. Упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз.

6. Самомассаж.

7. Элемент аутотренинга, релаксации для снятия статического напряжения и улучшения эмоционального самочувствия.

8. Офтальмотренаж для профилактики и снятия зрительного утомления.

9. Простейшие приемы дыхания по системе А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко.




В нашей школе все дети физически не здоровы. Наблюдаются разнообразные дефекты осанки, координации движений, деформации стоп, нарушение сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсутствует согласованность дыхания и двигательной нагрузки, отставание в росте, непропорциональное телосложение и различные стёртые двигательные нарушения. Наиболее распространенной причиной нарушения осанки является общая мышечная слабость, особенно мышц спины и брюшного пресса, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием. Для коррекции данных эффектов на занятиях ЛФК мы выполняем комплексы упражнений, которые позволяют восстановить нарушенные функции организма, поддержать его здоровье в целом или с целью предупреждения заболевания. Занятия по ЛФК в нашей школе в этом учебном году посещают 54обучающихся.Из них детей с УУО и ТУО-23. Обучающиеся посещают занятия с большим удовольствием, много детей, которые просятся сами на занятия, хотя у них нет данных диагнозов. Очень активны на занятиях, занимаются с энтузиазмом обучющиеся 3. 4 классов, которые относятся более осознано к занятиям ЛФК, интересуются строением своего тела, подбором упражнений к определенным группам мышц, контролировать свое физическое состояние, т.е. стараются стать авторами своего физического состояния, здоровья.

Занятия по ЛФК основываются на общепедагогических принципах.

    • Принцип наглядности при обучении движениям осуществляется не только через зрительные ощущения, но и с помощью других органов чувств. Показ физических упражнений подтверждает объяснение и помогает детям правильно их выполнять.

    • Оздоровительный эффект лечебной гимнастики является результатом реализации принципа систематичности занятий, построенных с учетом постепенности и последовательности выполнения упражнений. Занятия начинаются с простых и легких, известных детям по мере роста их функциональных возможностей начинаются более сложные упражнения. Занятия проводятся в системе 3раза в неделю по 40 минут при определенной дозировке.

    • Принцип индивидуального подхода предполагает учет пола, возраста, уровня тренированности, общего состояния ребенка.

Наряду с дидактическими принципами большое значение имеет оптимальное дозирование средств лечебной физкультуры – установление суммарной величины физической нагрузки как при применении одного упражнения, так и какого – либо комплекса (утренняя гимнастика, ЛФК). Нагрузки дозирую выбором исходных положений, подбором упражнений, числом общеразвивающих и дыхательных упражнений, их продолжительностью, числом повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, их ритмом, эмоциональностью занятий, их плотностью.

Практически не встречаются изолированные нарушения осанки, поэтому занятия лечебной корригирующей гимнастикой строятся из набора различных физических упражнений.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки;

  2. Упражнения, направленные на формирование стереотипа правильного дыхания (именно дыхательная мускулатура в достаточной степени улучшает взаимоположение частей тела);

  3. Упражнение на формирование мышечного корсета: упражнение для мышц спины и живота;

  4. Упражнение для самовытяжения позвоночника;

  5. Упражнение с предметами, служащие для укрепления мышечного корсета и закрепления правильной осанки;

упражнения для исправления осанки при кифозе и лордозе.

ЛФК при плоскостопии – коррекция деформации стопы и закрепления достигнутых результатов.

При выборе исходных положений для физических упражнений исключается влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя и при развёрнутых стопах. В начале курса занятий упражнения выполнятся в исходных положениях лёжа и стоя. Исходное положение стоя вводится при достижении некоторой коррекции и при маловыраженном плоскостопии. Чередуются сокращения с расслаблением мышц, постепенно включая статическое напряжение мышц.

Закрепление результатов коррекции достигаем равномерным укреплением всех мышц голеней и с помощью различных гимнастических упражнений. Во всех возрастных группах включаю занятия спортивной направленности с целью общеукрепляющего воздействия на организм, выработку стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе. Общеукрепляющие упражнения подбираю соответственно возрасту и физическому развитию таким образом, чтобы не вызвать переутомление мышечно-связочного аппарата стоп.

Особое внимание уделяю эмоциональному фону занятия, стараясь создать атмосферу добра, уюта, тепла. Когда знакомлю детей с новым комплексом, который обновляется через каждый месяц или ввожу новое упражнение конкретно объясняю, чем оно полезно. Чтобы вызвать положительные эмоции, развивать чувство ритма, красоты, для формирования грациозности движений, релаксации пользуюсь музыкой для медитации, элементами аутотренинга.

Для определения результативности занятий провожу сравнительное тестирование обучающихся в начале и в конце учебного года. Эти тесты позволяют с достаточной объективностью судить об уровне гибкости обучающихся. Результаты теста выражаю:

  • амплитудой движения в см;

  • в величине угла между конечностями и туловищем;

  • в очках:3очка-подвижность нормальная и выше нормы,

2 очка-ограниченная подвижность,

1 очко-сильно ограниченная подвижность.

Отражаю данные тестирования в «Паспортах здоровья», которые заведены на каждого обучающегося, посещающего занятия ЛФК.

Оценка подвижности суставов в степени растянутости мышц позволит наглядно видеть, на какой отдел опорно-двигательного аппарата необходимо обращать внимание при индивидуальной работе с каждым учащимся. Результаты тестирования фиксирую в паспортах здоровья, которые заполняются с участием медработника.

На своих занятиях использую спортинвентарь (мячи, скакалки, гимнастические палки, ребристые доски, мешочки с песком, гимнастические скамейки, шведскую стенку, шишки, морские ракушки), музыку веселого и романтического характера.

Беседуем на занятиях о физическом здоровье, о физической и духовной красоте, чистоте тела, движении. Используя на занятиях метод суггестивной психотерапии, пытаюсь вызвать у детей положительные эмоции, снять психическую усталость, агрессию, статическое напряжение, улучшить взаимоотношения не только между учителем и детьми, но и друг с другом. Стараюсь помочь обучающемуся стать автором своего физического состояния, определить слабое звено в нем, подбор упражнений, коррекции и анализа полученных результатов. Результатом таких занятий является осознанное выполнение физических упражнений , и , как следствие, улучшилась атмосфера проведения занятий, значительное улучшение физического развития и моторики занимающихся в сравнении со школьниками, не занимающихся ЛФК.



l


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы работы с детьми, имеющими УУО и ТУО на занятиях по ЛФК

Автор: Зиянгирова Светлана Салиховна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства