kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические рекомендации для родителей по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье, построению отношений со специалистами и обществом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время издаётся много литературы по проблеме детского аутизма. Разобраться в этом потоке информации родителям таких детей очень трудно, но совершенно необходимо. Это очень важно, потому что семья – естественная среда, в которой растет аутичный ребенок и главный компонент его коррекционного воспитания и обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации для родителей по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье, построению отношений со специалистами и обществом.»

Практические рекомендации для родителей

по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье,

построению отношений со специалистами и обществом.


В настоящее время издаётся много литературы по проблеме детского аутизма. Разобраться в этом потоке информации родителям таких детей очень трудно, но совершенно необходимо. Это очень важно, потому что семья – естественная среда, в которой растет аутичный ребенок и главный компонент его коррекционного воспитания и обучения.

1. Постоянное обучение.

Родителям необходимо начать обучение своего ребенка сразу же, как только будут выявлены первые симптомы аутизма.

Если ребенок предоставлен сам себе, то он не сможет чему-то научиться и станет более погруженным в себя, отстраненным. Чтобы ребенок развивался, его надо постоянно обучать. Обучение не сводится только к школьным навыкам (чтение, счет и т.п.), но и включает в себя другие сферы жизни ребенка - общение, речь, самообслуживание, поведение в различных ситуациях. Аутичный ребенок, как и любой другой, должен иметь свои обязанности по дому - например, накрывать на стол, развешивать чистое белье и т.п.

Прежде чем начать обучение какому-либо навыку, надо продумать заранее, как это делать. Не стоит забывать о том, что многие аутичные дети стереотипны, поэтому их легче научить чему-либо, чем переучить делать это по-другому.

Очень важно, чтобы в первую очередь сами родители воспитывали и обучали своих детей, ведь они - главные учителя.


2. Расписание дня.

Известно, что аутичные дети испытывают дискомфорт, когда происходят какие-либо изменения в окружающей среде. Поэтому ребенку желательно иметь собственное четкое расписание (план) на весь день. Для того, чтобы ребенок мог использовать расписание для организации своей деятельности в течение дня, оно должно быть выполнено в понятной для него форме. Расписание может представлять собой набор последовательно расположенных предметов, картинок или написанных слов (предложений). Каждый из пунктов расписания обозначает для ребенка определенный вид деятельности в течение дня (умывание, обед, учебное занятие и т.д.). Расписание в виде предметов располагается на полках или в шкафу (сверху-вниз, слева-направо); расписание в виде картинок (фотографий) представляет собой альбом; написанные слова или предложения могут находиться в альбоме, записной книжке или на листе бумаги.

Использование расписания поможет Вашему ребенку стать самостоятельным и организованным.

3. Планирование обучения и оценка результатов.

Родителям и другим членам семьи нужно постоянно следить за успешностью обучения: если программа дает положительные результаты, то занятия следует продолжать. Родителям необходимо регулярно встречаться со специалистами для планирования совместной работы и обсуждения результатов. Для того, чтобы результаты обучения оценивались более объективно как специалистами, так и родителями, важно записывать, чему и как учится ребенок.

Если систематически оценивать результаты обучения (в том числе и количественно), это позволит видеть, каков прогресс в освоении навыков, которым хотят научить ребенка.

4. Мотивация.

Как правило, аутичные дети внешне не проявляют желания общаться и обучаться. Надо сделать так, чтобы им было интересно. Поэтому в ходе обучения используют поощрения. Что имеется в виду? Это могут быть любимая игрушка, лакомство, вид деятельности, похвала; некоторые дети любят, когда их берут на руки, кружат, подбрасывают и т.п. Перед тем, как использовать поощрение, нужно убедиться, что ребенок хочет его и будет стараться ради того, чтобы его получить. Поощрение должно быть заслуженным, иначе оно обесценивается. Ребенок получает награду сразу после того, как сделал что-то хорошо или правильно.

Ребенка необходимо поощрять не только во время учебных занятий, но и в других ситуациях, когда он сделал что-то, что было для него трудным раньше.


5. Формирование навыков самообслуживания.


Очень важно уделять внимание обучению навыкам самообслуживания. Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, чему на данном этапе важнее всего обучить: ходить в туалет, одеваться, чистить зубы и т.п. Самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом родители должны продумать, каким образом обучать ребенка выбранному навыку, учитывая его возможности.

Крайне часты ошибки родителей в плане воспитания ребенка, вытекающие из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». И если снижения требований в плане обучаемости ребенка оправдано, то оно должно быть минимальным в плане повседневных требований: ребенку должны прививаться навыки опрятности, самообслуживания, посильный труд.

Нельзя забывать, что главная цель - самостоятельность ребенка в повседневной жизни.


6. Проблемы поведения.


Многие аутичные дети проявляют негативизм к общению и обучению: в ответ на просьбу или требование взрослого или в случае невыполнения желаемого ребенок убегает, кричит, кусается и т.п. Часто такое поведение служит препятствием для взаимодействия с ребенком.


Чтобы уменьшить проявления проблемного поведения, необходимо:

  • Определить, какие виды проблемного поведения отмечаются у ребенка (например, бьет себя по голове или бросает предметы).

  • Записывать в течение нескольких дней (5-6), когда и в каких ситуациях проявлялся каждый из видов поведения (что предшествовало поведению и что последовало за ним).

  • После того, как необходимая информация собрана, вместе со специалистом проводится анализ полученных данных. Затем принимается совместное решение о том, как нужно изменить ситуацию и реакции окружающих на поведение ребенка.

Часто бывает так, что родители боятся негативных реакций ребенка (крика, агрессии и т.п.) и делают все, чтобы остановить эти проявления. Иногда действия по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало» приводят к тому, что проблемное поведение закрепляется (становится привычным способом общения ребенка с другими). Лучше всего учить ребенка добиваться желаемого другим путем: например, просить (словами или жестом), а не кричать, когда он чего-то хочет. Бывает и по-другому: своим поведением ребенок добивается определенной реакции со стороны взрослого (чтобы его нашлепали или пожалели). В таких случаях, когда ребенок проявляет проблемное поведение, взрослый должен его игнорировать (не обращать внимания). В то же время, необходимо уделять ребенку достаточно внимания, когда он ведет себя «хорошо».

Важно помнить, что эффективность преодоления проблемного поведения во многом зависит от того, насколько последовательно и постоянно родители (а также другие люди - родственники, специалисты) будут следовать выбранной тактике.

7. Социальная адаптация.

Один из главных симптомов аутизма - нарушение социального взаимодействия. Отсутствие этих навыков приводит к изоляции ребенка. Поэтому навыки общения и умения вести себя в социуме так же важны и необходимы, как умение есть и ходить. Родители могут обучать своего ребенка в повседневной жизни смотреть в глаза при обращении, выражать свои желания, обращаться за помощью и т.д.

Родители не должны стесняться своего ребенка, посещать вместе с ним новые места (общественный транспорт, кафе, парк), знакомить его с новыми людьми.

Вопросы дисциплины и послушания очень важны для аутичного ребенка. Все требования к его поведению должны предъявляться последовательно и постоянно не только человеком, который больше всего времени проводит с ребенком, но и другими членами семьи.

8. Сотрудничество со специалистами.

Несмотря на то, что родители играют ключевую роль в обучении и воспитании аутичных детей, помощь специалистов необходима.

Недостаточный объем информации о коррекции аутистического поведения часто приводит к тому, что родители показывают ребенка многочисленным

специалистам разного профиля, забывая о том, что пока они ищут и выбирают специалиста, аутичный ребенок растет и ничему не учится. Надо постараться как можно раньше остановить свой выбор на какой-либо организации, которая оказывает квалифицированную помощь детям с аутизмом.

Любое подобное учреждение (или конкретный специалист) по просьбе родителей может предоставить информацию о том, какие методы используются в работе, чему и по каким программам обучают ребенка. По возможности специалисты могут предоставить возможность присутствия на занятиях. Важнейшим показателем качества профессионального подхода является сотрудничество специалистов с родителями:

- наличие единого подхода к обучению и воспитанию ребенка;

- обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком.

Отношения родителей и специалистов должны строиться на взаимном доверии.

Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установлению оптимального климата в семье и преодолению тяжелых эмоциональных переживаний и конфликтов у родителей.

Главная цель сотрудничества специалистов и родителей - эффективная помощь ребенку. От этого во многом зависит его будущее!















Используемая литература:


  1. С.А. Морозов «Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом» - Издательство «Сигнал».- Москва.- 2002


  1. В.М. Астапов Хрестоматия. Дети с нарушениями развития – М.: Международная педагогическая академия, 1995


  1. Т.Б. Епифанцева Настольная книга педагога-дефектолога – Ростов н/Д: Феникс,2008




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вялова Елена Александровна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 324004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства