Практические рекомендации для родителей по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье, построению отношений со специалистами и обществом.
Практические рекомендации для родителей по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье, построению отношений со специалистами и обществом.
В настоящее время издаётся много литературы по проблеме детского аутизма. Разобраться в этом потоке информации родителям таких детей очень трудно, но совершенно необходимо. Это очень важно, потому что семья – естественная среда, в которой растет аутичный ребенок и главный компонент его коррекционного воспитания и обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации для родителей по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье, построению отношений со специалистами и обществом.»
Практические рекомендации для родителей
по обучению и воспитанию аутичного ребенка в семье,
построению отношений со специалистами и обществом.
В настоящее время издаётся много литературы по проблеме детского аутизма. Разобраться в этом потоке информации родителям таких детей очень трудно, но совершенно необходимо. Это очень важно, потому что семья – естественная среда, в которой растет аутичный ребенок и главный компонент его коррекционного воспитания и обучения.
1. Постоянное обучение.
Родителям необходимо начать обучение своего ребенка сразу же, как только будут выявлены первые симптомы аутизма.
Если ребенок предоставлен сам себе, то он не сможет чему-то научиться и станет более погруженным в себя, отстраненным. Чтобы ребенок развивался, его надо постоянно обучать. Обучение не сводится только к школьным навыкам (чтение, счет и т.п.), но и включает в себя другие сферы жизни ребенка - общение, речь, самообслуживание, поведение в различных ситуациях. Аутичный ребенок, как и любой другой, должен иметь свои обязанности по дому - например, накрывать на стол, развешивать чистое белье и т.п.
Прежде чем начать обучение какому-либо навыку, надо продумать заранее, как это делать. Не стоит забывать о том, что многие аутичные дети стереотипны, поэтому их легче научить чему-либо, чем переучить делать это по-другому.
Очень важно, чтобы в первую очередь сами родители воспитывали и обучали своих детей, ведь они - главные учителя.
2. Расписание дня.
Известно, что аутичные дети испытывают дискомфорт, когда происходят какие-либо изменения в окружающей среде. Поэтому ребенку желательно иметь собственное четкое расписание (план) на весь день. Для того, чтобы ребенок мог использовать расписание для организации своей деятельности в течение дня, оно должно быть выполнено в понятной для него форме. Расписание может представлять собой набор последовательно расположенных предметов, картинок или написанных слов (предложений). Каждый из пунктов расписания обозначает для ребенка определенный вид деятельности в течение дня (умывание, обед, учебное занятие и т.д.). Расписание в виде предметов располагается на полках или в шкафу (сверху-вниз, слева-направо); расписание в виде картинок (фотографий) представляет собой альбом; написанные слова или предложения могут находиться в альбоме, записной книжке или на листе бумаги.
Использование расписания поможет Вашему ребенку стать самостоятельным и организованным.
3. Планирование обучения и оценка результатов.
Родителям и другим членам семьи нужно постоянно следить за успешностью обучения: если программа дает положительные результаты, то занятия следует продолжать. Родителям необходимо регулярно встречаться со специалистами для планирования совместной работы и обсуждения результатов. Для того, чтобы результаты обучения оценивались более объективно как специалистами, так и родителями, важно записывать, чему и как учится ребенок.
Если систематически оценивать результаты обучения (в том числе и количественно), это позволит видеть, каков прогресс в освоении навыков, которым хотят научить ребенка.
4. Мотивация.
Как правило, аутичные дети внешне не проявляют желания общаться и обучаться. Надо сделать так, чтобы им было интересно. Поэтому в ходе обучения используют поощрения. Что имеется в виду? Это могут быть любимая игрушка, лакомство, вид деятельности, похвала; некоторые дети любят, когда их берут на руки, кружат, подбрасывают и т.п. Перед тем, как использовать поощрение, нужно убедиться, что ребенок хочет его и будет стараться ради того, чтобы его получить. Поощрение должно быть заслуженным, иначе оно обесценивается. Ребенок получает награду сразу после того, как сделал что-то хорошо или правильно.
Ребенка необходимо поощрять не только во время учебных занятий, но и в других ситуациях, когда он сделал что-то, что было для него трудным раньше.
5. Формирование навыков самообслуживания.
Очень важно уделять внимание обучению навыкам самообслуживания. Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, чему на данном этапе важнее всего обучить: ходить в туалет, одеваться, чистить зубы и т.п. Самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом родители должны продумать, каким образом обучать ребенка выбранному навыку, учитывая его возможности.
Крайне часты ошибки родителей в плане воспитания ребенка, вытекающие из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». И если снижения требований в плане обучаемости ребенка оправдано, то оно должно быть минимальным в плане повседневных требований: ребенку должны прививаться навыки опрятности, самообслуживания, посильный труд.
Нельзя забывать, что главная цель - самостоятельность ребенка в повседневной жизни.
6. Проблемы поведения.
Многие аутичные дети проявляют негативизм к общению и обучению: в ответ на просьбу или требование взрослого или в случае невыполнения желаемого ребенок убегает, кричит, кусается и т.п. Часто такое поведение служит препятствием для взаимодействия с ребенком.
Чтобы уменьшить проявления проблемного поведения, необходимо:
Определить, какие виды проблемного поведения отмечаются у ребенка (например, бьет себя по голове или бросает предметы).
Записывать в течение нескольких дней (5-6), когда и в каких ситуациях проявлялся каждый из видов поведения (что предшествовало поведению и что последовало за ним).
После того, как необходимая информация собрана, вместе со специалистом проводится анализ полученных данных. Затем принимается совместное решение о том, как нужно изменить ситуацию и реакции окружающих на поведение ребенка.
Часто бывает так, что родители боятся негативных реакций ребенка (крика, агрессии и т.п.) и делают все, чтобы остановить эти проявления. Иногда действия по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало» приводят к тому, что проблемное поведение закрепляется (становится привычным способом общения ребенка с другими). Лучше всего учить ребенка добиваться желаемого другим путем: например, просить (словами или жестом), а не кричать, когда он чего-то хочет. Бывает и по-другому: своим поведением ребенок добивается определенной реакции со стороны взрослого (чтобы его нашлепали или пожалели). В таких случаях, когда ребенок проявляет проблемное поведение, взрослый должен его игнорировать (не обращать внимания). В то же время, необходимо уделять ребенку достаточно внимания, когда он ведет себя «хорошо».
Важно помнить, что эффективность преодоления проблемного поведения во многом зависит от того, насколько последовательно и постоянно родители (а также другие люди - родственники, специалисты) будут следовать выбранной тактике.
7. Социальная адаптация.
Один из главных симптомов аутизма - нарушение социального взаимодействия. Отсутствие этих навыков приводит к изоляции ребенка. Поэтому навыки общения и умения вести себя в социуме так же важны и необходимы, как умение есть и ходить. Родители могут обучать своего ребенка в повседневной жизни смотреть в глаза при обращении, выражать свои желания, обращаться за помощью и т.д.
Родители не должны стесняться своего ребенка, посещать вместе с ним новые места (общественный транспорт, кафе, парк), знакомить его с новыми людьми.
Вопросы дисциплины и послушания очень важны для аутичного ребенка. Все требования к его поведению должны предъявляться последовательно и постоянно не только человеком, который больше всего времени проводит с ребенком, но и другими членами семьи.
8. Сотрудничество со специалистами.
Несмотря на то, что родители играют ключевую роль в обучении и воспитании аутичных детей, помощь специалистов необходима.
Недостаточный объем информации о коррекции аутистического поведения часто приводит к тому, что родители показывают ребенка многочисленным
специалистам разного профиля, забывая о том, что пока они ищут и выбирают специалиста, аутичный ребенок растет и ничему не учится. Надо постараться как можно раньше остановить свой выбор на какой-либо организации, которая оказывает квалифицированную помощь детям с аутизмом.
Любое подобное учреждение (или конкретный специалист) по просьбе родителей может предоставить информацию о том, какие методы используются в работе, чему и по каким программам обучают ребенка. По возможности специалисты могут предоставить возможность присутствия на занятиях. Важнейшим показателем качества профессионального подхода является сотрудничество специалистов с родителями:
- наличие единого подхода к обучению и воспитанию ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком.
Отношения родителей и специалистов должны строиться на взаимном доверии.
Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установлению оптимального климата в семье и преодолению тяжелых эмоциональных переживаний и конфликтов у родителей.
Главная цель сотрудничества специалистов и родителей - эффективная помощь ребенку. От этого во многом зависит его будущее!
Используемая литература:
С.А. Морозов «Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом» - Издательство «Сигнал».- Москва.- 2002
В.М. Астапов Хрестоматия. Дети с нарушениями развития – М.: Международная педагогическая академия, 1995
Т.Б. Епифанцева Настольная книга педагога-дефектолога – Ростов н/Д: Феникс,2008