Практическая модель этапов психолого-педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом
Практическая модель этапов психолого-педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом
Дети с кохлеарным имплантом относятся к группе детей, которые после операции нуждаются в активной реабилитационной помощи. Таких детей с каждым днем становится все больше и больше, а родители сталкиваются с трудностями реабилитации детей, а именно – получение квалифицированной помощи сурдопедагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая модель этапов психолого-педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом»
ПРАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭТАПОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
Тесленко Антонина Георгиевна
учитель-дефектолог, руководитель МО учителей - дефектологов
ГКОУ школы-интерната № 27г. Пятигорск
Дети с кохлеарным имплантом относятся к группе детей, которые после операции нуждаются в активной реабилитационной помощи. Таких детей с каждым днем становится все больше и больше, а родители сталкиваются с трудностями реабилитации детей, а именно – получение квалифицированной помощи сурдопедагога. Это связано с тем, что в местах, где делают такие операции, с такими детьми работают в основном медики, настройщики аппарата, а по месту жительства родителей и детей, зачастую специалистов, умеющих и знающих, работать с детьми, имеющими недостатки слуховой функции, а тем более, детьми, имеющими кохлеарнынй имплант - нет. Кроме того, с родителями должно и нужно проводить обучение, именно в медицинских центрах, с тем, чтобы родители знали, с чего надо начинать работу по реабилитации детей с КИ, хотя бы на первоначальном этапе. [Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2009.752с.] Существуют традиционные методы работы с детьми с недостатками слуха. Это:
- устные методы (oral methods). - жестовые методы (manual methods).
Цель устных методов – научить ребенка с недостатками слуховой функции устной речи с помощью тактильных ощущений, зрения, остаточного слуха.
Цель жестовых методов – возможность использовать жесты глухих для объяснения ребенку значения нового слова.
Технический прогресс, а именно кохлеарный имплант, создали условия для возникновения слухового метода. [ Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.: Издательский центр «Академия, 2005. 576 с.]
К нему относятся:
1. Audio-verbal метод (Estabrooks W., Канада). 2. Слуховой метод (Королева И.В., Россия).
Для обучения речи детей с кохлеарным имплантом используется «слуховой метод».
Цель «Слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.
Здесь важно знать основные положения «Слухового метода» обучения речи детей с КИ:
1. Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации рано оглохших детей после кохлеарной имплантации. 2. Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ. 3. Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка. 4. Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.
Одним из главных направлений учебно-воспитательного процесса в Учреждении при работе с детьми с КИ является речевое развитие обучающихся через организацию слухоречевого режима, предполагающего постоянное общение с обучающимися устной речью, независимо от их возможностей восприятия устной речи и уровня речевого и психофизического развития.
Следует помнить, что вся работа по развитию слухового восприятия у обучающихся направлена на формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи, развитие навыков восприятия различных неречевых звучаний. [Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.:Просвещение,1991.319с]
Ведущим специалистом в организации коррекционной работы является учитель-дефектолог, который наиболее глубоко и полно знает особенности детей с нарушениями слуха и методику работы с ними.
Диагностика результатов обучения по РСВ и ФП – необходимое условие эффективности работы Учреждения. Диагностика включает оценку параметров:
- возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся;
- уровень речевого развития.
Необходимо следить, как работает КИ, какова его работоспособность, точность настройки, уровень усиления. Отсутствие реакции у ребенка на звуки и не приносящие эффекта занятия могут, говорить о том, что процессор настроен неправильно, или у ребенка имеются другие особенности развития, которые мешают ему усвоить программу. [Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс,2000.1008с.] При развитии слухового восприятия у детей с КИ необходимо помнить:
- перед предъявлением речевого сигнала, звукового – надо обязательно привлечь внимание ребенка;
- использовать более громкие звуки, чтобы вызвать реакцию;
-подбирать слова со звуками большей длительности, чем краткое звучание слов;
-после подачи звука надо соблюдать паузу, так как у детей с КИ увеличено время реакции на звуки.
- родителям на первоначальном этапе желательно завести альбом, куда ребенок будет наклеивать картинки слов, буквы.
- для детей с КИ полезны музыкальные занятия, занятия ритмикой.
Ребенок должен овладеть языковой системой, то есть овладеть значением множества слов в предложении и использования языковых средств для общения.
Что для этого необходимо делать –
-это накопление пассивного словаря;
- регулярные занятия с сурдопедагогом;
-запоминание слов, обозначающие предметы окружающего мира, дома (в школе, в столовой, в спальне и т. д)
- важным является запоминание и понимание значений глаголов, местоимений, ;
- родители обязаны знать словарный запас своих детей, консультироваться с сурдопедагогом;
- ребенок должен знать правила орфоэпии, синтаксиса, морфологии;
- требуется соответствующая систематическая работа с опорой на чтение.
Развитие устной речи у ребенка с КИ происходит на основе слухового восприятия. Кроме того необходимо проводить следующие виды работы :
- развитие дыхания;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- проведение артикуляционного массажа;
- использование фонетической ритмики, рифмовок, считалок;
- формирование слухо-зрительного внимания;
- умение имитировать звуки;
- использовать тактильно-вибрационные ощущения;
- соотносить слова с предметами, картинками;
- использовать компьютерный тренажер, тесты ;
- использовать зрительно-моторную форму представления слов, если необходимо ( слово-жест) ;
- использовать поэтапное овладение чтением (побуквенное, послоговое, пословное);
- проводить работу по постановке звуков речи, то есть над произношением, внятность.
- расширять словарный запас, представления об окружающем мире;
- ведение диалога;
- использование дактилологии как вспомогательного средства, особенно у детей, после 3-х лет с сопутствующими расстройствами речи. [ Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991. 159 с.] Родителям также необходимо знать, также как и педагогам, работающих с детьми с КИ особенности абилитации детей с КИ и меры предосторожности для детей с КИ.
В нашей школе вот уже несколько лет работает центр психолого-педагогической помощи для родителей, имеющих детей с недостатками слуховой функции, в том числе и для детей с КИ. Занятия и консультации проводят опытные сурдопедагоги, помогающие родителям найти правильные пути реабилитации детей с КИ, с тем, чтобы с учетом индивидуальных особенностей детей, достичь максимального эффекта в развитии речи, произношения детей их социальной адаптации.
Литература, источники.
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.: Издательский центр «Академия, 2005. 576 с. 2. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000. 1008 с. 3. Галунов В.И. Акустическая коммуникация, речь и передача смысловой информации/ Звуковая коммуникация, эхо локация и слух. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. С.22-31. 4. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991. 159 с. 5. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.-286с. 6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2009.752с. 7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.:Просвещение,1991.319с. 8. http://usharik.ru/