Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с нарушением интеллекта
Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с нарушением интеллекта
Учительский труд- это бесконечный поиск. Учитель должен построить свой урок и организовать обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе, захотелось работать и работать активно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с нарушением интеллекта»
Повышение работоспособности в процессе урока у обучающихся с нарушением интеллекта
Учительский труд- это бесконечный поиск. Учитель должен построить свой урок и организовать обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе, захотелось работать и работать активно.
Для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение нормального развития высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи). Развитие работоспособности неразрывно связано с формированием познавательных интересов учащихся. При снижении работоспособности теряется интерес к учебной деятельности, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у учащихся с интеллектуальными нарушениями снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. При снижении работоспособности теряется интерес к деятельности, появляется непреодолимое желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у детей снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т. д. Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников, так как у учащихся с ОВЗ имеются проблемы восприятия учебного материала, внимания, памяти. Отмечают следующие особенности восприятия учебного материала, здесь отмечаются следующие нарушения:
замедленность восприятия материала (лишь после длительного или многократного сосредоточения)
предельная узость восприятия (кол-во предметов или объектов незначительно, либо ребенок их уже видел ранее)
фрагментарность воспринимаемых предметов и объектов, явлений (не устанавливают связи между ними, каждый объект воспринимают изолированно)
недифференцированность восприятия (детьми замечаются только крупные, яркие, близко расположенные объекты).
Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта являются:
рассеянность
неустойчивость
ошибочность действий.
Зная особенности психофизического развития учащихся с нарушением интеллекта, необходимо организовать работу по формированию и коррекции познавательных интересов у них, что благотворно скажется на повышении работоспособности школьников. Принуждению не должно быть места. Не заставлять, а заинтересовывать, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять новое.
В учебном процессе много движущих сил. Самая могущественная - надежда на успех. Убери ее - и усилия человека теряют смысл, особенно важен успех для детей с нарушением интеллекта. «Если ребенка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Формирование познавательных интересов невозможно без создания на уроке ситуации успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика и качество его деятельности. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает реакция, несущая неисчерпаемый заряд энергии ученика, высвобождающая скрытые широкие возможности личности ребенка, повышают работоспособность учащегося.
Педагогу необходимо знать оптимальный уровень работоспособности учащихся и четко представлять, когда достигается наибольшая работоспособность и в какое время наступает ее снижение, для того, чтобы наиболее рационально планировать различные виды работ в зависимости от их сложности и доступности. Дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, появляются различные негативные поведенческие явления, которые еще больше усугубляются при относительно однообразной работе. Сохранению устойчивого уровня работоспособности учащихся способствует чередование различных видов деятельности. Для решения проблемы повышения работоспособности, необходимы правильная организация школьного режима и индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми на уроках и в процессе выполнения домашних заданий. Как известно, дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, появляются различные негативные поведенческие явления, которые еще больше усугубляются при относительно однообразной работе. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого уровня работоспособности учащихся способствует чередование различных видов деятельности на уроке (не менее 3-4 видов в течение урока).Выполнение таких видов заданий, а также физминутки, создают возможность кратковременного отдыха во время урока. Время проведения динамической паузы зависит от состояния учащихся и в случае необходимости может быть включено в любой момент урока. Выполняемые детьми упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения и положительно отразилось на ходе урока, поэтому физминутку (динамическая пауза) следует проводить после завершения учебного задания. Рациональная продолжительность активного отдыха - 2-3 минуты. В своей работе я практикую проведение 2-3 пауз в течение урока: для восстановления двигательной активности и для глаз. Для этого я использую, музыкальные физминутки с использованием упражнений и танцевальных элементов, электронные физминутки для глаз Проведение физпауз вызывает у учащихся эмоциональный подъем и прилив сил, качественно повышая работоспособность.
Кроме этого учащимся необходимо опираться на их жизненный опыт при объяснении учебного материала, применение наглядности, использование электронных средств: компьютера, видео материалов, различных презентаций, интерактивной доски и так далее. Правильная организация самостоятельной работы позволяет рационально использовать учебное время и повышает работоспособность школьников.
Очень важно учителю видеть малейшие продвижения ученика в своем развитии, вовремя похвалить его, мотивируя на дальнейшую работу. Правильная организация и применение различных форм самостоятельной работы на уроках способствует формированию навыков по предмету, умению анализировать, обобщать, мыслить самостоятельно и в конечном итоге повышает уровень их работоспособности на уроке.
На повышение работоспособности положительно влияет применение новых технологий обучения, которые способствуют повышению познавательного интереса у учащихся, мотивируют их на приобретение новых знаний и достижение цели.
Таким образом, педагог коррекционной школы должен избегать стереотипных шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизирует инертных детей, и мобилизуют слишком возбудимых учеников в усвоении учебного материала. С целью развития интереса к предмету, повышения познавательной активности и повышения работоспособности необходимо практиковать нетрадиционные и интегрированные уроки. Нетрадиционные уроки необычны по замыслу, организации, методике проведения, на них создаются условия для переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, развивают их интеллект, облегчает их вхождение в социум. Нетрадиционные формы обучения важно применять на уроках в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности учащихся, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается.
Используемая литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психическихфункций, М.1983 – Т.1.