Просмотр содержимого документа
«ПОСТАНОВКА речевого дыхания как часть системы работы учителя- дефектолога над звукопроизношением учащихся с нарушением слуха»
Постановка речевого дыхания как часть системы работы учителя -дефектолога над звукопроизношением учащихся с нарушением слуха
Одной из основных задач коррекционной работы является предупреждение нарушений письменной речи – формирование правильного звуковосприятия и правильного звукопроизношения. Последнее невозможно, если у учащихся не сформировано правильное дыхание: физиологическое и речевое. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, плечи остаются неподвижными.
Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированию и неустойчивости голоса.
Практически у всех детей-логопатов на первых занятиях выявлено несовершенство речевого дыхания:
1. Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, что приводит к невозможности правильно произнести звук. Именно это часто становится причиной невозможности произнесения свистящих, шипящих и особенно звука [р].
2. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это наблюдается у физически слабых детей, а также робких и стеснительных.
3. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шепотом или заглатывает слоги, а иногда и целые слова.
Ребёнок с нарушением слуха обладает обычно почти нормальным витальным (неречевым) дыханием. В жизненной ёмкости лёгких глухие дети незначительно уступают своим слышащим сверстникам. Иначе обстоит дело с речевым дыханием. Необученный глухой привыкает свободно выдыхать воздух из лёгких тотчас же после вдоха - так, как это бывает при обычном покойном дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для него определённые трудности. Это связано с тем, что он плохо управляет работой дыхательных мышц, неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряжённые смычки речевыми органами при артикуляции и.т.п. Всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи. Если предложить детям с нарушенным слухом возможно дольше тянуть отдельные звуки (гласные, сонорные, фрикативные согласные) или произносить как можно большее число слогов на одном выдохе, то выясняется, что при выполнении такого задания они значительно уступают слышащим. Данный факт обусловлен несовершенной работой голосового и артикуляционного аппарата слабослышащего ученика. «Речевое дыхание у ранооглохших не сформировано. Дети не умеют создавать направленную, дозированную, длительную струю воздуха при выдохе , необходимую для произнесения речевых высказываний . Для оценки сформированности этих навыков ребёнка просят подуть на висящую нитку, добиваясь длительного удерживания её в отклоненном положении, произнести протяжно ( 5-15 секунд) гласные звуки. Как правило, ранооглохшие дети плохо справляются с подобными заданиями. [ «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых» И.В.Королёва , 2009]
Лучшим средством развития речевого дыхания у слабослышащего ученика служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Впервые недели обучения в школе обычно практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений - научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко слитно произносить слова и фразы. Для развития силы и длительности следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струёй выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек ит.п.
Уже в первые недели обучения в школе полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе например: папапа, татата
Требования к длительности выдоха постепенно нарастает:
1 класс Слоги, слова, словосочетания. фразы (4-6 слогов; 7-8 слогов) Сопряжённо с учителем, отражённо по подражанию
2 класс Слоги, слова, словосочетания. фразы (9-10 слогов; ) Сопряжённо с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком.
3 класс Слоги, слова, словосочетания. фразы (13-15 слогов; ) по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах
4класс Правильное воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста выученного наизусть
5 класс Правильное синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служит прямой и обратный счёт. Можно рекомендовать со второго класса приём наращивания предложений:
Мы были в парке. Вчера мы были в парке. Вчера мы были в парке с папой. Вчера вечером мы были в парке папой.
При помощи вопросов ( когда? с кем?) учитель может побуждать детей прибавлять новые слова в предложения. Начиная со второго класса, учащиеся сталкиваются при чтении с многословными фразами. Учащихся необходимо учить разбивать большое предложение на части, в соответствии со смысловой связью слов. Сначала эти паузы они делают в соответствии со знаками препинания или отметок, сделанных в тексте учителем. К 4-ому классу дыхательные паузы должны научиться выполнять самостоятельно. Для этого полезно практиковать чтение вслух с предварительной разметкой в тексте пауз самими учащимися. Разметку ученик может также сделать на основе слухового восприятия текста при чтении его вслух учителем.
Прекрасным материалом для выработки правильного речевого дыхания являются обороты разговорной речи, тексты ( проза , стихи), заучиваемые детьми наизусть.
Как говорилось ранее, нарушение дыхания приводит к ограничению произношения ряда звуков. Работу по развитию дыхания начинают на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Его формирование считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Работу над формированием процесса речевого дыхания, условно можно разделить на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся:
1 этап – формирование неречевого дыхания:
1) формирование длительного выдоха у детей;
2) дифференциация носового и ротового выдоха.
2 этап – формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмального типа дыхания).
3 этап – формирование речевого дыхания при постановке звуков и интонационной выразительности речи.
Дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, поэтому и сформировать его нужно как можно быстрее.
Литература:
1. Ермакова И.И.Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., Просвещение .АО «Учебная книга», 1996
2. Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений II вида.-М. Просвещение-2006
3. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых М.2009
4. Лазаренко О.В.Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. Сфера, 2009
5. Леонова С.В.Комплекс дыхательных и физических упражнений при чтении стихотворных текстов. Журнал" Логопед"-№6,2004
6. Щетинин М.Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.- Народная медицина,2007
Приложение.
Комплекс массажа, способствующий нормализации носового дыхания:
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.
2. Постукивать по крыльям носа.
3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи.
4. Сделать “курносый нос”, потряхивая кончик носа указательным пальцем
5. Указательными пальцами вибрирующим движением активизировать БАТ возле крыльев носа с обеих сторон.
Комплексы традиционных и вариативных игр
Первый этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха )
1. Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра “Шарик”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик, который находится в тазике с водой.
3. Игра “Перышко”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра “Занавесочка”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра “Кулиска”.
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветные перышки, нанизанные на ниточки, закрепленные
на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”.
Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
6. Игра “Ветерок”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
7. Игра “Бабочка лети”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Бабочка садится.
Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
13. Игра “Чей паровоз громче гудит”
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.
15. Игра “Зайка”
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
“Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (Дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок. (Дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку также подуть.
16. Игра “Ароматные коробочки”
Задача: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
17. Игра “Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.
18. Игра “Пузырьки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
19. Игра “Мотыльки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.